Актуальность данного исследования связана с тем, что русский язык является сложной системой, которая состоит из кодифицированного литературного языка и нелитературного разговорного языка. Медиатексты, которые относятся к публицистическому функциональному стилю речи, являются текстами, созданными в рамках литературного языка, однако публицистический стиль речи подвержен едва ли не наиболее сильным влияниям со стороны других стилей, а также конвергенции, взаимопроникновению функциональных стилей между собой. В связи с этим проникновения разговорной лексики, просторечий и диалектизмов в тексты средств массовой информации, в особенности такого средства массовой информации, как телевидение, являются достаточно распространённым явлением. Тем не менее просторечия не является литературными словами, в связи с чем нередко звучат достаточно противоречиво в аспекте трансляции такой речи для массовой аудитории с телевизионных экранов. Сегодня имеет место жаргонизация и криминализация языка средств массовой информации. Поскольку современное медиапространство в значительной степени трансформируется, все чаще массовую информацию создают не только профессионалы — корреспонденты, редакторы, обозреватели, обладающие журналистским или филологическим образованием, но и так называемые блогеры, которые в еще большей степени оказывают влияние на демократизацию, или варваризацию, языка массмедиа. По данным причинам курсовая работа является актуальной.
Научная новизна данного исследования обусловлена рассмотрением эмпирического материала – нового, вышедшего в телевизионный эфир в самое последнее время, вследствие чего данная эмпирическая база ещё не была проанализирована другими исследователями и результаты анализа не были опубликованы. Это подтверждает научную новизну данной работы.
Цель курсовой работы — выявить особенности просторечной лексики на российском телевидении. Для достижения данной цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:
1) описать роль и значение просторечной лексики в русском национальном языке;
2) охарактеризовать понятие и описать специфику телевизионного медиатекста;
3) изучить представления исследователей об употреблении просторечий на телевидении;
4) проанализировать использование просторечной лексики в информационном вещании Первого канала;
5) проанализировать использование просторечной лексики в развлекательном вещании Первого канала.
Объектом работы стал эфир Первого канала за один день — 9 февраля 2024 г. Предмет — просторечная лексика на российском телевидении.
Научная база исследования сформирована учебными пособиями Г. Я. Солганика и Т. С. Дроняевой «Стилистика современного русского языка и культура речи», Ю. В. Щербиной «Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления», научными статьями Ю. С. Барановой «Медиатекст: границы понятия», Т. Г. Добросклонской «Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации», М. В. Холодковой «Определение состава просторечной лексики» и др.
Методами исследования являются анализ документов, описание, сравнительный анализ, качественный контент-анализ, систематизация полученных данных.
Источниками фактического материала являются выпуски таких телепрограмм Первого канала за 9 февраля 2024 г., как телеканал «Доброе утро», интервью Владимира Путина Такеру Карлсону, «Время покажет», «Давай поженимся!», «Мужское/Женское», «Голос», «Новости» в 6:55, 9:00, 12:00, 15:00, «Вечерние новости», «Время».
Читать дальше
1.1. Роль и значение просторечной лексики в русском национальном языке
Русский национальный язык разделяют на две главные части – кодифицированный литературный язык, а также разговорную речь, которую носители русского языка используют в устной речи в быту. Обособленно, как бы между литературным и разговорным языком расположились такие сферы русского языка, как территориальные и социальные диалекты, а также просторечия.
Изучение стилистики и ее главной составляющей — функциональных стилей речи представляется едва ли не наиболее важной и трудоемкой частью анализа и систематизации языка. Как известно, выделяется пять функциональных стилей речи:
- официально-деловой;
- научный;
- публицистический;
- художественный;
- разговорный .
Традиционно первые четыре стиля относят к письменной форме коммуникации, разговорный (или разговорно-бытовой) исходя из своего названия имеет устное распространение . Однако, например, язык радио и телевидения, относящийся к публицистическому стилю, бытует в устном виде, в то время как разговорный стиль используется в опосредованном общении в быту (СМС, переписка в социальных сетях и мессенджерах). Поэтому сегодня деление на устные и письменные стили достаточно относительно.
Читать дальше
2.1. Методология исследования
Методология необходима для корректного проведения эмпирической части исследования. Методологией называется совокупность правил и подходов, на основании которых проводятся научные исследования. Методология обеспечивает объективность, благодаря входящим в неё правилам, одновременно исключается субъективность учёного, который, работая над темой, может иметь собственные представления о проблеме, которые могут не отражать реального положения дел. Именно поэтому методология способствует объективности в научном познании. Благодаря методологии производится новое научное знание, создаются новые методики, которые по сути и двигают науку вперёд. Главной составной частью методологии является набор методов, благодаря которым и осуществляются исследования.
Методология данной работы формируется исходя из работы с текстами в целом и медиатекстами в частности. Медиатексты достаточно часто становятся объектом исследования учёных, причём данная группа эмпирических объектов интересует не только филологов, но и специалистов в политологии, социологии, философии, психологии, поскольку массовая коммуникация оказывает существенное влияние на различные сферы жизни общества.
Для достижения цели данной исследовательской работы было принято решение использовать такой метод, как контент-анализ. Данный метод является распространённым в исследованиях, посвященных такой области знания, как коммуникативистика. Контент-анализом называется неопросный метод исследования, подразумевающий наличие определённых категорий, по которым проводится анализ текстов. Контент-анализ бывает двух видов — количественный и качественный, допускается использование обеих стратегий в одном исследовании. Количественный контент-анализ связан с подсчетом числовых показателей, характеризующих ту или иную категорию, тогда как качественный контент-анализ нацелен на качественную стратегию исследования и связан с выявлением тенденций и повторяющихся характеристик на основании относительно небольших массивов изначальных данных.
Читать дальше
В ходе выполнения данной курсовой работы была достигнута поставленная во введении цель — а именно были выявлены особенности просторечной лексики на российском телевидении. Для этого была описана роль и изучено значение просторечной лексики в русском национальном языке, охарактеризовано понятие и описана специфика телевизионного медиатекста, изучены представления исследователей об употреблении просторечий на телевидении, проанализировано использование просторечной лексики в информационном и развлекательном вещании Первого канала.
Просторечия являются важной составляющей русского национального языка. Тем не менее их употребление в телевизионном эфире не всегда является оправданным. Исследователи фиксируют такие тенденции как варваризация русского языка, которая имеет место в немалой степени в связи с распространенностью просторечий, диалектизмов и даже сниженной лексики (причем зачастую грубой и крайне негативной) в звучащих СМИ — на телевидении, радио и в Интернете.
По мнению исследователей, лексические средства отрицательной оценки главным образом используются создателями сообщений в коммуникации, чтобы эмоционально воздействовать на получателя сообщения. Отрицательная оценочность является самым примитивным и простым способом влиять на реципиента, более весомыми формами можно считать инвективы и речевую агрессию в целом, грань между которыми очень тонка.
В курсовой работе были описаны подходы Ю. В Щербиной, Ю. К. Волошина и других ученых к рассмотрению вопроса лексических средств отрицательной оценки, было изучено практическое применение оценочной лексики в коммуникации.
Общий вывод работы заключается в следующем: в медийном дискурсе востребованными лексическими средствами отрицательной оценки являются пейоративы, жаргонизмы, обсценная лексика и комплекс негативных метафор, а отрицательные оценки играют важную роль в современных медиа, поскольку привлекают внимание аудитории, что лучше позволяет монетизировать контент.
В ходе выполнения курсовой работы было выяснено, что просторечия достаточно часто встречаются в эфире одного из главных российских телеканалов – Первого канала.
Стоит отметить, что просторечия встречаются как в лексике приглашенных в студии телепрограмм «обычных» людей, так и в речи телевизионных ведущих, журналистов, а также так называемых экспертов — людей, владеющих словом. С точки зрения частотности чаще всего просторечия встречались в программе «Мужское/Женское», а также «Давай поженимся», наименее представленными являются просторечия в информационных телевизионных программах «Новости», «Вечерние новости», а также «Время».
Можно утверждать, что просторечия в выпусках новостей на Первом канале практически полностью отсутствуют. Это позволяет говорить о том, что просторечия наиболее распространены в социально-бытовых полижанровых программах формата дискуссии или беседы.
Также в работе была рассмотрена программа «Время покажет», которую можно рассматривать как «пограничную» между другими информационными программами и «демократизированными» ток-шоу.
Также стоит отметить, что в рекламе просторечия практически не распространены. Впрочем, рассмотрение вопроса использования просторечий в рекламных роликах требует отдельного полноценного исследования.
Читать дальше
1. Баранова Ю. С. Медиатекст: границы понятия // Евразийский Союз Ученых. 2017. №12-3 (45). – С. 117-119.
2. Брызгунова Е.А., Габучан К.В. Русская грамматика: научные труды. В 2-х т. – М.: Институт русского языка имени В.В. Виноградова, 2010. – 1496 с.
3. Вещикова И. А. Разговорная фонетика в пространстве телевизионной речи: норма или дефект коммуникации? // Верхневолжский филологический вестник. 2016. №4. – С. 66-70.
4. Волошин Ю. К., Политова Е. А. Семиотика и обсценная лексика // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. – С. 82-88.
5. Воронцов С. Г. Модель коммуникации Г. Д. Лассуэла как элемент методологии цивилистических исследований // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2019. №1. – С. 414-431.
6. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2006. №2. – С. 20-34.
7. Желтухина М. Р. Медиадискурс // Дискурс-Пи. 2016. №3-4. – С. 292-296.
8. Ивин А.А. Оценки в процессах коммуникации // Философия науки и техники. 2012. – С. 203-213.
9. Калинина М. В. Жаргонизмы, просторечие и языковая агрессия в телевизионных СМИ // Известия ВГПУ. 2018. №4 (127). – С. 117-121.
10. Князева Е.Г., Тихонова Е.В., Курбаков И.А. Психолингвистическое исследование конфликтогенных языковых единиц в современном медийном дискурсе // Вопросы психолингвистики. 2019. №1 (39). – С. 102-118.
11. Комалова Л. Р. Язык и речевая агрессия // Язык и речевая агрессия. 2015. – 76 с.
12. Мельник Г. С. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник. 2012. №1. – С. 27-30.
13. Недосугова А. Б. Лингводидактический аспект обучения научному стилю речи в методике преподавания РКИ // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2014. №3. – С. 134-139.
14. Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 832 с.
15. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи: учеб. пособие. 6-е изд. – М., 2015. – 256 с.
16. Солдаткина Я. В. «Журналистский текст» как знаковая система // Преподаватель ХХI век. 2014. №3. – С. 293-299.
17. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 335 с.
18. Холодкова М. В. Определение состава просторечной лексики // Вестник ТГУ. 2008. №10. – С. 49-53.
19. Щербина Ю. В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. Флинта: – М., 2004. – 221 с.
20. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000. – 596 с.
Читать дальше