Актуальность темы исследования. Данная тема остается актуальной на сегодняшний день.
За последние несколько десятилетий английская школа не только появилась, но и получила признание как особый подход к изучению международных отношений (МО). Она регулярно упоминается в учебниках и дисциплинарных обзорах как один из основных методов исследования МО, привлекающий интерес и приверженцев во многих частях мира. Такое положение дел объясняется работой целого ряда людей, но особенно Барри Бузана. Мало кто, если вообще кто-либо, работающий в рамках основных исследований международной безопасности, подумал бы об английской школе как о совокупности теоретических или эмпирических работ, имеющих отношение к исследованиям безопасности. Классический подход английской школы предполагает рассмотрение международных отношений как состоящих из трех элементов: международной системы, международного общества и мирового сообщества. Данные элементы находятся в постоянном взаимодействии, и природа международных отношений зависит от баланса между ними. В принципе, это наводит на согласованность между английской школой и исследованиями международной безопасности через элемент реализма в теории Школы. Однако на практике, основная часть работы английской школы была сосредоточена на международном уровне и мировом сообществе, а также на правилах и институтах, которые лежат в основе социального порядка международного общества.
Степень научной разработанности проблемы. Что касается степени научной разработанности этой проблемы, она не очень высока. Основным исследователем данной темы можно назвать Б. Бузана , научный вклад которого лежит в разработке таких проблем, как структурализм, международная безопасность, международная анархия, теория международного общества.
Объектом данного исследования становятся аспекты безопасности в контексте международных отношений.
Предметом исследования выступает английская школа международных отношений и ее подход к проблеме безопасности.
Целью данного исследования является анализ подхода английской школы международных отношений к исследованию проблем безопасности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Описать международные связи государств и международные отношения.
2. Рассмотреть принципы, регулирующие безопасность на международной арене.
3. Дать характеристику подхода английской школы международных отношений.
4. Исследовать принципы исследования проблем безопасности в концепции английской школы международных отношений .
Источниковой базой исследования послужили работы и публикации следующих авторов:
1. Б. Бузан «Английская школа: забытый подход к изучению международной безопасности» .
2. Б. Бузан «Английская школа: недоиспользуемый ресурс в МО» .
Читать дальше
1.1 Международные связи государств и международные отношения
Международные отношения — это исследование взаимодействия национальных государств и неправительственных организаций в таких областях, как политика, экономика и безопасность. Исключительная экономическая интеграция, беспрецедентные угрозы миру и безопасности и внимание международного сообщества к правам человека и защите окружающей среды — все это говорит о сложности международных отношений в двадцать первом веке. Это означает, что изучение международных отношений должно быть сосредоточено на междисциплинарных исследованиях, направленных на рассмотрение, прогнозирование и, в конечном итоге, решение проблем государственной политики.
Международные отношения имеют широкую цель в современном обществе, поскольку они стремятся понять:
1. Истоки войны и поддержание мира.
2. Природу и использование власти в глобальной системе.
3. Изменяющийся характер государственных и негосударственных субъектов, участвующих в принятии международных решений.
Например, некоторые институты могут изучать психологические и социально-психологические причины действий лиц, определяющих внешнюю политику, в то время как другие могут сосредоточить свои международные исследования на институциональных процессах, которые способствуют достижению целей и поведения государств. В конечном итоге изучаемая область международных отношений зависит от целей или задач организации.
Читать дальше
2.1. Характеристика подхода английской школы международных отношений
Как сознательное интеллектуальное движение, английская школа берет свое начало с Британского комитета по теории международной политики, который начал собираться в конце 1950-х годов. Более ранние корни, возможно, можно проследить в лекциях Чарльза Мэннинга и Мартина Уайта о международном обществе. Британский комитет работал в формате непрерывной серии встреч. Взаимообогащение, возникшее в процессе обсуждения на этих встречах, было продуктом, по меньшей мере, столь же ценным, как и конкретные издательские проекты, над которыми работал Комитет. Многие последующие книги черпали важную часть вдохновения из этих дискуссий .
Английская школа ориентирована на государство. Международные системы рассматриваются как результат стратегических отношений между государствами. Хотя важность концепции мирового общества признается, ученые по-прежнему считают государство наиболее фундаментальным. Ученые английской школы никогда не давали систематического и подробного толкования своей онтологии. Широко обсуждаемая в их литературе система государств, по-видимому, является наиболее подходящей отправной точкой.
Еще один момент, касающийся онтологии английской школы, касается того, как международная система приводит к обществу государств. Являются ли общие цели, интересы и правила достаточными для формирования общества или необходимы схожие культурные предпосылки, был важным вопросом в английской школе.
Читать дальше
Область международных отношений содержит несколько общих рамок, которые стремятся объяснить работу международных отношений и, в различной степени, способствовать усилиям по выходу за очевидные рамки нынешней системы. Эти подходы обеспечивают разнообразие видений мира, наиболее известным из которых является реалистический взгляд. Именно реализм установил границы дисциплины, а это означает, что область международных отношений традиционно занимается изучением взаимоотношений между государствами. Стратегии выживания государств основаны на наращивании силы и формировании союзов против любого государства, которое угрожает нарушить существующий баланс сил. Политика силы — это название игры, и игра ведется с нулевой суммой. То есть выигрыш одного государства — это потеря другого государства.
Разрабатывать или использовать теорию, ориентированную на государство, не означает занимать этическую позицию по отношению к государству как форме политической организации. Стоит пытаться использовать центральную роль государств для объяснения моделей и тенденций мировой политики, в том числе, когда насилие более или менее вероятно, когда экономическая взаимозависимость будет расти или падать, и смогут ли общества решить эту проблему. коллективные угрозы их общему будущему. Вопрос не в том, являются ли государства хорошими или плохими, а в том, можно ли, сосредоточив внимание на государствах и их действиях, объяснить критические проблемы международных отношений. Государства были и, вероятно, останутся центральными игроками в мировой политике. Как таковые, они необходимы для любого объяснения международных отношений.
Подход английской школы представляет собой тройственный метод понимания того, как функционирует мир. В своих первоначальных формулировках английская школа была разработана таким образом, чтобы включить две основные теории, которые пытались объяснить международные результаты, а именно реализм и либерализм. Согласно логике английской школы, в международной политике действуют три различные сферы, и эти три элемента всегда действуют одновременно: международная система, международное общество и мировое сообщество. В рамках английской школы состоялись две важные дискуссии. Во-первых, справедливо ли различие между международной системой и международным обществом, и если да, то где проходит граница между двумя формами международного порядка. Вторая посвящена плюралистическому и солидаристскому пониманию и взаимоотношениям между международным обществом и мировым сообществом в целом. Результатом первой дискуссии стало принятие предпосылки о том, что международная система представляет собой слабую форму международного общества. Хотя дебаты о плюрализме и солидарности все еще продолжаются, следует признать, что определенные изменения в международном обществе сопровождаются некоторыми другими важными событиями в мировом сообществе.
Хотя определяющая триада концепций английской школы действительно включает в себя реалистический элемент, на практике большая часть работы теорий сосредоточена на международном и мировом обществе, а также на правилах, нормах и институтах, которые лежат в основе социального порядка международного общества. Немногие в Школе прямо обращались к повестке дня исследований международной безопасности. Подобно нескольким другим основным подходам к МО, Школа не только определяет отличительные рамки международной безопасности, но и предлагает понимание конкретных проблем и динамики, которые не учитываются другими подходами.
Читать дальше
Источники
1. Buzan B. The English School: A neglected approach to International Security Studies // Security Dialogue. – 2015. – 46(2). – P. 126-143.
2. Buzan B. The English School: an underexploited resource in IR // British International Studies Association [Электронный ресурс]. URL: https://library.fes.de/libalt/journals/swetsfulltext/11357358.pdf
Литература
3. Кондратьев, К. А. Международная безопасность: понятие и сущность / К. А. Кондратьев – Текст: непосредственный // Право. Общество. Государство. – 2018. – С. 30-33.
4. Марченкова, Л. М. Международные отношения: эволюция, виды, уровни, современное состояние / Л. М. Марченкова – Текст: непосредственный // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 9(160). – С. 514-515.
5. Ahmed J.. The theoretical significance of foreign policy in international relations- an analyses // Journal of Critical Reviews. – 2020. – Р. 1-6.
6. Bellamy A.J., McDonald M. Securing International Society: Towards an English School Discourse of Security // Australian Journal of Political Science [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/43448330_Securing_International_Society_Towards_an_English_School_Discourse_of_Security
7. Devlen B., James P. Ozdamar O. The English School, International Relations, and Progress // International Studies Review [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/271216409_The_English_School_International_Relations_and_Progress
8. Murray R.W. An Introduction to the English School of International Relations// e-International Relations. – 2016. – P. 1-4.
9. Murray R.W. System, Society & the World: Exploring the English School of International Relations // e-International Relations. – 2013. – P. 1-38.
10. Schuett R., Stirk P.. The Concept of the State in International Relations // Edinburgh University Press Ltd. – 2015. – P. 1-31.
11. Stivachtis Y. Introducing the English School in International Relations Theory // E-International Relations. – 2018. – P. 1-5.
12. Stivachtis Y. Review – An Introduction to the English School of International Relations // E-International Relations. – 2015. – P. 1-5.
Интернет-ресурсы
13. International relations [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/international-relations/Between-the-two-world-wars
14. State regulatory powers and global legal pluralism [Электронный ресурс]. URL: https://sur.conectas.org/en/state-regulatory-powers-global-legal-pluralism/
15. The Future of International Relations: A Symbiotic Realism Theory [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbvaopenmind.com/en/articles/the-future-of-international-relations/
16. Treaty Powers of Federated States and International Law [Электронный ресурс]. URL: http://juspoliticum.com/article/Treaty-Powers-of-Federated-States-and-International-Law-1117.html
17. What is International Relations? [Электронный ресурс]. URL: https://www.internationalrelationsedu.org/what-is-international-relations/
Читать дальше