Актуальность. С первых лет жизни ребенок неосознанно обращается ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, ярким цветам и предметам. Все это доставляет ему чувство удовольствия и интереса. Слово «красиво» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слушают песню, сказку и рассматривают картинки. Вместе с тем, вместе с действительностью источником их радостных переживаний становится искусство. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от бессознательного реагирования на все яркое и красивое к сознательному восприятию красоты.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста является важным аспектом воспитания. Оно способствует обогащению чувственного опыта, развитию эмоциональной сферы личности и влияет на познание нравственной стороны действительности. Кроме того, художественно-эстетическое развитие повышает познавательную активность детей. Художественно-эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Оно помогает детям развивать свои творческие способности и выражать свои мысли и чувства через различные виды искусства.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из образовательных областей является художественно-эстетическое воспитание, предполагающее формирование эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие предпосылок восприятия и смыслового понимания смыслов произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; стимулировать сопереживание героям произведений искусства; осуществление самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительное, конструктивное, музыкальное моделирование и т.д.) восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
Разработанность проблемы художественно-эстетического развития дошкольников. Современные исследования (Е.С. Бабуновой, Т.С. Есаян, Т.С. Комаровой, Т.А. Котляковой, О.А. Соломенниковой, P.M. Чумичевой) в области эстетического воспитания дошкольников подчеркивают необходимость формирования у детей интереса к культуре, и указывают на возможность использования изобразительной деятельности как средства развития эстетических чувств.
Объект исследования: художественно-эстетическое развитие детей.
Предмет исследования: художественно-эстетическое развитие детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования.
Цель исследования: изучить художественно-эстетическое развитие детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия художественно-эстетическое развитие в психолого-педагогической литературе;
2) рассмотреть средства и методы художественно-эстетического развития;
3) провести эмпирическое исследование художественно-эстетического развития детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования;
4) предложить методические рекомендации педагогам по художественно-эстетическому развитию детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы по теме исследования, синтез; эмпирические: анализ продуктов деятельности детей, количественный и качественный анализ данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Читать дальше
1.1 Сущность понятия художественно-эстетическое развитие в психолого-педагогической литературе
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики дошкольного воспитания на современном этапе развития. Художественно–эстетическое развитие – важный аспект воспитания ребенка, оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Педагогика определяет художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать и ценить красоту в жизни и искусстве [4, с.32].
И.Д. Запорожец определяет художественно–эстетическое развитие определяется как «организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию у ребенка эстетического и художественного чувства, формированию представлений и знаний о красоте в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что окружает нас [10, с.7].
Ш. А. Амонашвили утверждал, что художественно–эстетическое развитие – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства красоты. Во-вторых, речь идет о развитии способности видеть и ценить красоту в искусстве и жизни и ценить ее. В-третьих, задачей художественно-эстетического воспитания является формирование художественного вкуса. И, наконец, в-четвёртых, развитие умения самостоятельно творить и творить красоту, развитие умения творчески создавать изделия ручной работы. Уникальное понимание сущности художественно-эстетического развития определяет иной подход к его целям. [2, с.23].
Читать дальше
2.1 Организация, методы и результаты исследования
Для выявления уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании, получения базовых данных для постановки формирующего эксперимента решали следующие задачи:
подобрать методики исследования;
определить состояние технических навыков и навыков детей в изобразительной деятельности.
В исследовании принимали участие 26 детей подготовительной группы, в
Для детей нами использовалась методика «Диагностика уровня развития детей в изобразительной деятельности» (А.Н. Веракса).
Цель: исследование уровня изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Процедура проведения: Детям предлагается нарисовать картинку в подарок (маме, подруге, детям). Дети самостоятельно выбирают сюжет и изобразительный материал. Вы можете напомнить детям, что они уже нарисовали, посмотреть рисунки других детей или рисунки с предыдущих уроков.
Обработка результатов:
По каждому показателю оценка дается по трехбалльной системе. Общий уровень определяется суммой баллов. Кроме того, учитываются наблюдения за детьми в процессе изобразительной деятельности.
1.Умение планировать содержание деятельности.
Читать дальше
Раскрыта сущность понятия «художественно-эстетического развития» в психолого-педагогической литературе. В современной психологии и педагогике существует большое количество определений художественно-эстетического развития, но и при рассмотрении даже лишь небольшой их части, можно выделить основные положения, которые характеризуют данное понятие. Художественно-эстетическое развитие представляет собой целенаправленный процесс формирования чувства прекрасного. Далее, при использовании данного вида воспитания у ребенка формируется способность воспринимать и видеть красоту, как в искусстве, так и в жизни, а также давать оценку окружающему. Художественно-эстетическое развитие имеет деятельный и созидательный характер, что не ограничивает ребенка только процессом созерцания, а приводит к формированию способности умения создавать нечто прекрасное как в жизни, так и в искусстве.
Рассмотрены особенности художественно-эстетического развития детей. Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.
Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – художественно-эстетическое развитие. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Рисование – одно из самых интересных изобразительных видов деятельности для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Выделяются следующие виды рисования: рисование отдельных предметов, сюжетное рисование, декоративное рисование, рисование с натуры, тематическое, сюжетное рисование. Декоративное рисование способствует развитию у детей чувства цвета, ритма, композиции и таким образом отвечает их любви к цвету и ритму. Сюжетное рисование – закрепляет знания, навыки и умения, содействует развитию наблюдательности и творческих способностей детей. Предметное рисование – изображение предмета, передача своих впечатлений о нем путем применения различных средств изобразительности. Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня изобразительных навыков у детей дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 26 детей подготовительной группы, в возрасте 6–7 лет. Анализируя результаты констатирующего этапа, можно сделать вывод о преобладании среднего и низкого уровней развития изобразительных навыков у дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста в большинстве своем имеют трудности при передаче художественного образа в сюжетном рисовании, слабо владеют изобразительными приемами, техниками. Но есть и те дети, которые имеют предпосылки к развитию высокого уровня изобразительного творчества.
Практические рекомендации и предложения, в том числе и по перспективам дальнейшего изучения проблемы. Нами была разработана педагогическая работа по развитию художественно-эстетического развития с детьми дошкольного возраста, которые могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращения 29.02.2024)
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2015. – 496 с.
3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 2018. – 98 с.
4. Бубнов С.Ю. Предмет и содержание эстетического воспитания, его соотношение с другими видами воспитания. М.: Просвещение, 2015. – 134 с.
5. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребёнок: Монография. – М.: Педагогика, 2022. – 143 с.
6. Глазкова Н.Н. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей [Текст] / Н.Н. Глазкова // Работа с дошкольниками. – 2017. – № 2. С. 3–66.
7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Педагогика, 2022. – 219 с.
8. Горбатова, Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Послушные линии: пособие. – Мозырь: Белый ветер, 2015. – 129 с.
9. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М.: Школьная пресса, 2012. – 96 с.
10. Запорожец А.В. Мир детства. М.: Педагогика, 2014. – 350 с.
11. Ковалева Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2019. – 320 с.
12. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2014. – 213 с.
13. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 2014. – 112 с.
14. Ковалева Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2012. – 190 с.
15. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 2015. – 150 с.
16. Никольская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей. – М.: АСТ–ПРЕСС, 2011. – 96 с.
17. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия, 2019. – 352 с
18. Перафеева, С.В. Обучение детей рисованию. – М.: Просвещение, 2018. – 167 с.
19. Руковицын М.М. Эстетическое воспитание детей – М.: Знание, 2022. – 280 с.
20. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 576 с.
21. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Педагогика, 2019. – 137 с.
22. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. – М.: Творческий центр Сфера, 2015. – 156 с.
23. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 176 с.
24. Шацкая В. И. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Знание, 2015. – 183 с.
25. Флерина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. – М.: Наука, 2019. – 190 с.
Читать дальше