Актуальность исследования. Вокальная мелизматика представляет собой способ исполнения, при котором вокалист использует различные музыкальные фразы, состоящие из быстрых и подробных изменений высоты звука. Эта техника является ключевым элементом в эстрадно-джазовой музыке, где важно передать эмоции и экспрессию исполнителя.
Однако, в условиях дополнительного образования, где подростки часто занимаются музыкой в свободное время, организация обучения вокальной мелизматике может столкнуться с некоторыми трудностями. Во-первых, существует нехватка учебных материалов и методик, которые бы специально ориентировались на джазовую и эстрадную музыку. Во-вторых, многие педагоги не обладают достаточной квалификацией и опытом в преподавании этой техники, поскольку вокальная мелизматика отличается от более традиционных форм исполнения.
Для решения этой проблемы, необходимо проведение исследований, которые включают в себя анализ существующих методик обучения, разработку новых подходов к обучению вокальной мелизматике и создание учебных материалов, адаптированных к эстрадно-джазовой музыке. Также важно провести исследование о влиянии обучения вокальной мелизматике на развитие музыкальных навыков и творческого потенциала подростков.
Стремление к развитию вокальной мелизматики у подростков в условиях дополнительного образования является актуальной задачей, поскольку это поможет им расширить свои музыкальные возможности, развить индивидуальный стиль исполнения и подготовиться к профессиональной карьере в музыкальной индустрии.
Проблема исследования. Проблема исследования, связанная с вокальной мелизматикой в контексте эстрадно-джазового обучения подростков в условиях дополнительного образования, заключается в необходимости разработки эффективных методов и подходов к обучению этой специфической технике вокала.
Цель ВКР – проанализировать вокальную мелизматику как компонент эстрадно-джазового обучения подростков в условиях дополнительного образования.
Задачи исследования:
– рассмотреть культурологический аспект вокальной мелизматики: исторический обзор и роль в эстрадно-джазовой музыке;
– охарактеризовать вокальную мелизматику как элемент педагогики и психологии в обучении подростков;
– обозначить философско-эстетическая сферу вокальной мелизматики: эмоциональное воздействие и самовыражение через пение;
– охарактеризовать методику использования вокальной мелизматики в эстрадном образовании: технические аспекты и практические приемы;
– выявить основы джазового вокала и его отличительные особенности от других жанров;
– проанализировать необходимость использования вокальной мелизматики в джазовом вокале и ее роль в импровизации и стилистике исполнения;
– провести анализ примеров произведений и исполнителей, демонстрирующих эффективное использование вокальной мелизматики в джазе;
– выявить практические аспекты обучения вокальной мелизматике в контексте джазового вокала.
Источниковой базой исследования послужили монографии и научные статьи.
Степень изученности (историография). Разным аспектам указанной проблемы посвящены теоретические и педагогические подходы к освоению эстрадного и джазового исполнительства (В.Г.Кузнецова, Л.С.Зориловой, О.Я.Клиппа, Л.Д.Норинской, В.Озерова, А.Пекхам, О.В.Поповой, С. Риггса, Е.Л.Рыбаковой, И.В.Сахновой, Ю.В.Степняка, О.Степурко, Д.В.Харичевой, О.Ховард, Э.Ховард, К.А.Ушакова и др.). Специфика эстрадного жанра исследована в работах А. Г.Алексеева, Е.Ю.Белобровой, И.А.Богданова, В.Дж.Конен, В.Г.Кузнецова, М.М.Муратова, Е.Л.Рыбаковой. Специфике вокальной деятельности посвящены труды известных педагогов-вокалистов академического жанра (Ю.Б. Алиев, Д.Л.Аспелунд, Ю.А.Барсов, В.А.Багадуров, А.М.Вербов, Л.Б.Дмитриев, Ф.Ф.Заседателев, B.М.Луканин, Н.М.Малышева, А.Г.Менабени, В.П.Морозов, И.К.Назаренко, Ф.Пановка, Г.П.Стулова, П.Л.Тронина, Р. Юссон, A.C. Яковлева).
Хронологические рамки исследования – XX-XXI вв.
Методы исследования – сравнение и анализ научной литературы.
Объектом исследования является вокальная мелизматика в контексте эстрадно-джазового обучения подростков в условиях дополнительного образования.
Предметом исследования являются методы и подходы к обучению вокальной мелизматике подростков в рамках дополнительного образования.
Научная новизна исследования заключается в расширении знаний о вокальной мелизматике, разработке специально адаптированных методик обучения для подростков, выявлении влияния вокальной мелизматики на эстрадно-джазовое исполнительство и развитии теоретической базы этой техники. Это даст новый вклад в область музыкального образования и позволит подросткам раскрыть свой музыкальный потенциал через вокальную мелизматику.
Научно-практическая значимость исследования заключается в разработке эффективных методик обучения вокальной мелизматике, расширении репертуарных возможностей подростков и повышении качества их музыкального исполнительства, а также поддержке развития их творческого потенциала.