Введение.................................................................................................................3 Глава 1. Вокальная мелизматика в контексте эстрадно-джазового обучения...6 1.1. Культурологический аспект вокальной мелизматики: исторический обзор и роль в эстрадно-джазовой музыке....................................................................6 1.2. Вокальная мелизматика как элемент педагогики и психологии в обучении подростков..............................................................................................8 1.3. Философско-эстетическая сфера вокальной мелизматики: эмоциональное воздействие и самовыражение через пение......................................................17 1.4. Методика использования вокальной мелизматики в эстрадном образовании: технические аспекты и практические приемы............................28 Глава 2. Вокальная мелизматика в джазовом вокале и ее роль в исполнительском искусстве.................................................................................31 2.1. Основы джазового вокала и его отличительные особенности от других жанров.................................................................................................................31 2.2. Необходимость использования вокальной мелизматики в джазовом вокале и ее роль в импровизации и стилистике исполнения............................36 2.3. Анализ примеров произведений и исполнителей, демонстрирующих эффективное использование вокальной мелизматики в джазе.......................37 2.4. Практические аспекты обучения вокальной мелизматике в контексте джазового вокала...............................................................................................44 Заключение............................................................................................................53 Список использованной литературы...................................................................55
БГУ
5 курс

Вокальная мелизматика как компонент эстрадно-джазового обучения подростков в условиях дополнительного образования

дипломная работа
Культура
60 страниц
84% уникальность
2024 год
30 просмотров
Немыкина Е.
Эксперт по предмету «Музыка»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список использованно
Актуальность исследования. Вокальная мелизматика представляет собой способ исполнения, при котором вокалист использует различные музыкальные фразы, состоящие из быстрых и подробных изменений высоты звука. Эта техника является ключевым элементом в эстрадно-джазовой музыке, где важно передать эмоции и экспрессию исполнителя. Однако, в условиях дополнительного образования, где подростки часто занимаются музыкой в свободное время, организация обучения вокальной мелизматике может столкнуться с некоторыми трудностями. Во-первых, существует нехватка учебных материалов и методик, которые бы специально ориентировались на джазовую и эстрадную музыку. Во-вторых, многие педагоги не обладают достаточной квалификацией и опытом в преподавании этой техники, поскольку вокальная мелизматика отличается от более традиционных форм исполнения. Для решения этой проблемы, необходимо проведение исследований, которые включают в себя анализ существующих методик обучения, разработку новых подходов к обучению вокальной мелизматике и создание учебных материалов, адаптированных к эстрадно-джазовой музыке. Также важно провести исследование о влиянии обучения вокальной мелизматике на развитие музыкальных навыков и творческого потенциала подростков. Стремление к развитию вокальной мелизматики у подростков в условиях дополнительного образования является актуальной задачей, поскольку это поможет им расширить свои музыкальные возможности, развить индивидуальный стиль исполнения и подготовиться к профессиональной карьере в музыкальной индустрии. Проблема исследования. Проблема исследования, связанная с вокальной мелизматикой в контексте эстрадно-джазового обучения подростков в условиях дополнительного образования, заключается в необходимости разработки эффективных методов и подходов к обучению этой специфической технике вокала. Цель ВКР – проанализировать вокальную мелизматику как компонент эстрадно-джазового обучения подростков в условиях дополнительного образования. Задачи исследования: – рассмотреть культурологический аспект вокальной мелизматики: исторический обзор и роль в эстрадно-джазовой музыке; – охарактеризовать вокальную мелизматику как элемент педагогики и психологии в обучении подростков; – обозначить философско-эстетическая сферу вокальной мелизматики: эмоциональное воздействие и самовыражение через пение; – охарактеризовать методику использования вокальной мелизматики в эстрадном образовании: технические аспекты и практические приемы; – выявить основы джазового вокала и его отличительные особенности от других жанров; – проанализировать необходимость использования вокальной мелизматики в джазовом вокале и ее роль в импровизации и стилистике исполнения; – провести анализ примеров произведений и исполнителей, демонстрирующих эффективное использование вокальной мелизматики в джазе; – выявить практические аспекты обучения вокальной мелизматике в контексте джазового вокала. Источниковой базой исследования послужили монографии и научные статьи. Степень изученности (историография). Разным аспектам указанной проблемы посвящены теоретические и педагогические подходы к освоению эстрадного и джазового исполнительства (В.Г.Кузнецова, Л.С.Зориловой, О.Я.Клиппа, Л.Д.Норинской, В.Озерова, А.Пекхам, О.В.Поповой, С. Риггса, Е.Л.Рыбаковой, И.В.Сахновой, Ю.В.Степняка, О.Степурко, Д.В.Харичевой, О.Ховард, Э.Ховард, К.А.Ушакова и др.). Специфика эстрадного жанра исследована в работах А. Г.Алексеева, Е.Ю.Белобровой, И.А.Богданова, В.Дж.Конен, В.Г.Кузнецова, М.М.Муратова, Е.Л.Рыбаковой. Специфике вокальной деятельности посвящены труды известных педагогов-вокалистов академического жанра (Ю.Б. Алиев, Д.Л.Аспелунд, Ю.А.Барсов, В.А.Багадуров, А.М.Вербов, Л.Б.Дмитриев, Ф.Ф.Заседателев, B.М.Луканин, Н.М.Малышева, А.Г.Менабени, В.П.Морозов, И.К.Назаренко, Ф.Пановка, Г.П.Стулова, П.Л.Тронина, Р. Юссон, A.C. Яковлева). Хронологические рамки исследования – XX-XXI вв. Методы исследования – сравнение и анализ научной литературы. Объектом исследования является вокальная мелизматика в контексте эстрадно-джазового обучения подростков в условиях дополнительного образования. Предметом исследования являются методы и подходы к обучению вокальной мелизматике подростков в рамках дополнительного образования. Научная новизна исследования заключается в расширении знаний о вокальной мелизматике, разработке специально адаптированных методик обучения для подростков, выявлении влияния вокальной мелизматики на эстрадно-джазовое исполнительство и развитии теоретической базы этой техники. Это даст новый вклад в область музыкального образования и позволит подросткам раскрыть свой музыкальный потенциал через вокальную мелизматику. Научно-практическая значимость исследования заключается в разработке эффективных методик обучения вокальной мелизматике, расширении репертуарных возможностей подростков и повышении качества их музыкального исполнительства, а также поддержке развития их творческого потенциала.
Читать дальше
1.1. Культурологический аспект вокальной мелизматики: исторический обзор и роль в эстрадно-джазовой музыке Мелизматика (от греческого слова «melisma», пение)–это музыкальная техника, заключающаяся в использовании рядом линий звучания вместо одного основного мелодического линейного траектории[1]. Это позволяет создавать сложные и красочные звучащие образы, которые могут быть использованы для выразительных целей в музыке. Мелизматика практикуется в различных музыкальных жанрах, включая классическую музыку, джаз, этническую и популярную музыку. Эта техника добавляет интригу и глубину исполнению, а также помогает передать эмоциональные оттенки в музыкальном произведении. Проблемой мелизматики занимались многие ученые и педагоги, особенно в области музыкального искусства. Среди них наиболее известными являются музыканты, музыковеды и педагоги, такие как Кристиан Бах, Йоханн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганнес Брамс, Александр Скрябин, Френсис Поуленк, Джордж Гершвин, Майлз Дэвис. В настоящее время мелизматика также привлекает внимание музыкологов, музыкальных психологов и педагогов, которые занимаются исследованиями в области музыкальной практики и образования [6]. Рудольф Рети, австрийский музыкальный теоретик и композитор, внес значительный вклад в изучение музыкальной структуры и анализ музыкальных форм. Он также занимался исследованием мелизматики, термина из музыки греческого гимна, который обозначал несколько нот, соответствующих одному слогу текста. Рети исследовал мелизматику в свете музыкального анализа, а также изучал ее влияние на развитие музыкальных форм и композиторские приемы.
Читать дальше
2.1. Основы джазового вокала и его отличительные особенности от других жанров Джазовая музыка, относящаяся к инструментальной категории, считается имеющей корни в африканской музыкальной традиции. Жители этого континента имеют целую субкультуру, в которой различные жизненные явления сопровождаются обрядовыми песнями. Чернокожие, принудительно вывезенные из Африки в новую родину, привнесли свои традиции и обычаи. США считается местом возникновения блюза, а джазовый вокал неразрывно связан с его звучанием. Говорят, что североамериканские корни этого современного эстрадного вокала значительно глубже, чем у артистов на Европейском континенте. Еще сто лет назад джазовому вокалу не уделяли отдельного внимания. Его рассматривали как нечто сходное с импровизацией на различных музыкальных инструментах. Роль революционера принадлежит Луису Армстронгу, который в своей творческой деятельности достиг невиданных высот и позволил всему миру узнать о джазовом вокале как новом поджанре вокального искусства. Развивающаяся популярность данного музыкального жанра позволила его развиться в различные направления, включая: • Скэт-пение, характеризующееся особым акцентом на распевке отдельных слогов, а не целых слов; • Боп-скэт, являющийся прототипом современного джаза; • Шаут-стиль, при котором применяются особые приемы речевого интонирования; • Дирти-тоны, где преобладает сильная динамика и усиленные вибрации голоса;
Читать дальше
В заключении дипломной работы, посвященной теме «Вокальная мелизматика как компонент эстрадно-джазового обучения подростков в условиях дополнительного образования», можно сформулировать следующие выводы: 1. Культурологический аспект вокальной мелизматики имеет огромное значение, так как он включает в себя исторический обзор и рассмотрение ее роли в эстрадно-джазовой музыке. Эта музыкальная техника имеет давнюю и богатую историю, оказывая влияние на развитие музыкальных стилей и жанров. 2. Вокальная мелизматика выступает важным элементом педагогики и психологии в обучении подростков. Она способствует развитию музыкального слуха, техническим навыкам исполнения и помогает юным вокалистам раскрыть свой творческий потенциал. 3. Философско-эстетическая сфера вокальной мелизматики связана с эмоциональным воздействием и самовыражением через пение. Эта музыкальная техника позволяет исполнителю передать свои эмоции и создать глубокую связь с аудиторией. 4. Методика использования вокальной мелизматики в эстрадном образовании включает в себя технические аспекты и практические приемы. Это особый подход к обучению вокалистов, помогающий им развивать свои навыки и индивидуальность в исполнении. 5. Джазовый вокал имеет свои особенности и является отдельным жанром в музыке. Он отличается от других жанров свободой импровизации и использованием вокальной мелизматики для создания характерного звучания и стилистики исполнения. 6. Вокальная мелизматика играет важную роль в джазовом вокале, предоставляя вокалистам возможность свободно импровизировать и выразить свою творческую индивидуальность. Она становится неотъемлемой частью стилистики исполнения и является важным элементом импровизационной музыки. 7. Анализ примеров произведений и исполнителей позволяет увидеть эффективное использование вокальной мелизматики в джазе. Это подтверждает ее ценность и значимость в создании яркого и выразительного звучания вокализа. 8. Практические аспекты обучения вокальной мелизматике в контексте джазового вокала требуют особого внимания. Важно разработать и применять специальные методики, которые помогут развить у подростков необходимые навыки и технику исполнения, а также позволят им свободно выразить свою индивидуальность в музыкальном процессе. Таким образом, изложенные выводы подтверждают важность и ценность вокальной мелизматики в эстрадно-джазовом обучении подростков и подчеркивают необходимость ее глубокого изучения и применения в дополнительном образовании.
Читать дальше
1. Алексеева Г. В. Древнерусское певческое искусство (музыкальная организация знаменного роспева) : монография. – Владивосток : ДВГУ, 1983. – 172 с. 2. Андреева Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ – начала XXI века.– СПб. : Азбука-классика, 2007. – 488 с. 3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л. : Музыка, 1971. - 376 с. 4. Бейли Д. Импровизация: ее природа и практика в музыке. СПб.: Планета музыки, 2022. 196 с. 5. Бернштейн Н. А. О построении движений. – М. : Медгиз, 1947. –254 с. 6. Бриль И. М. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано. - М. : Кифара, 2006. - 112 с. 7. Будницкая Т. А. Стилевой подход в профессиональной вокально-джазовой подготовке студентов-музыкантов // Вестник МГУКИ. 2012. №3 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilevoy-podhod-v-professionalnoy-vokalnodzhazovoy-podgotovke-studentov-muzykantov (дата обращения: 23.02.2024). 8. Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов н/Д. : Феникс, 1998. – 480 с. 9. Георгиевская О.В. Музыкальная изобразительность в кантате С.В. Рахманинова «Весна»; С.В. Рахманинов «Весна» в переложении для двух фортепиано, баритона и смешанного хора.– М.: Издательство «Спутник+», 2010. – 60 с. 10. Георгиевская О.В. О некоторых приемах обучения музыкальной импровизации на начальном этапе // Bulletin of the International Centre of Art and Education. – 2021. – № 6. – С. 211-220. 11. Георгиевская О.В. Чтение с листа. Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов. – М.: МГПУ, 2012. – 48 с. 12. Журлова В. А. Вокальная импровизация как средство развития творческой личности // Культура: теория и практика. – 2016. – № 1. – Режим доступа: http://theoryofculture.ru/issues/59/61/833/ (дата обращения: 03.03.2024) 13. Зайцев А. В. Африкано-американская музыка и проблемы африкано-американской идентичности (ХХ в.). – М. : [б. и.], 2004. — 134 с. 14. Казанцева Н. В. Стилевое сольфеджио как слуховая основа в комплексной программе профессионального обучения вокалиста эстрадно-джазового профиля // Методика преподавания эстрадного пения. Экспресс-курс. - М. : Согласие, 2015. - С. 131-187. 15. Карасёва М. В. Современный музыкальный слух и вызовы нового тысячелетия: как нам реорганизовать сольфеджио? // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве : сб. статей / сост. А. М. Цукер. - Ростов-н/Д : Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2005. - C. 72-86. 16. Карягина А. Джазовый вокал: Практическое пособие для начинающих. - СПб.: Изд-во «Лань»; «Изд-во ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008. –48 с. 17. Кинус Ю. Импровизация и композиция в джазе.– Ростов н/Д.: Феникс, 2008. –188 с. 18. Клипп О. Я. Теоретические и методическиеосновы эстрадной, вокальной и инструментальной музыки. – М. : МПГУ, 2003. – 238 с. 19. Конен В. Д. Рождение джаза. – М. : Советский композитор, 1990. – 322 с. 20. Конен В. Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века. - М. : Музыка, 1994. -160 с. 21. Корнеев П. К. О вокальной импровизации: становление скэта // Вестник СПбГУКИ. –2018. – № 3. – С. 75–78. 22. Коровина Е. М. Происхождение американского блюза как проблема культурологического понимания : автореф. дис. … канд. культурологии : 24.00.01 / Коровина Екатерина Михайловна ; Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 205с. 23. Королёв О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: термины и понятия. – М. : Музыка, 2006. – 168 с. 24. Кручинина А. Н. Попевка знаменного распева в русской музыкальной теории XVII века // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика) : сборник статей. – СПб. : СПбГК, 2002. – С. 46–55. 25. Кулик Г.И. Музыкальная орнаментика: Методическое пособие. - Хабаровск: ХПК, 2007. – 42 с. 26. Леурда О. П. Вокальные мелизмы в процессах стилистического развития американской популярной музыки // Universum: филология и искусствоведение. 2019. №10 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vokalnye-melizmy-v-protsessah-stilisticheskogo-razvitiya-amerikanskoy-populyarnoy-muzyki (дата обращения: 23.02.2024). 27. Леурда О. П.Технические и исторические аспекты мелизмов в массовой музыке XX века // Культурная жизнь Юга России. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskie-i-istoricheskie-aspekty-melizmov-v-massovoy-muzyke-xx-veka (дата обращения: 23.02.2024). 28. Леурда О.П. К вопросу о роли мелизмов в эстрадно-джазовой музыке XX века // Материалы международной научно-практической конференции «Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре». Краснодар, КГИК. - 2015 - С. 145 - 148. 29. Лившиц Д. Феномен импровизации в джазе: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Нижний Новгород, 2003. –26 с. 30. Лубяная Е.В. Развитие импровизации в контексте эволюции джазовых стилей // Культурная жизнь Юга России. 2023. №3 (90). URL:
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Причины возникновения заикания у детей
Количество страниц:
25
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Специальная психология
курсовая работа
РАЗРАБОТКА ВЕБ-САЙТА ТАКСОПАРКА
Количество страниц:
40
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Программирование
реферат
Политическая власть», «Государственная власть», «Публичная власть»: понятие, сущность, соотношение, конституционные основы
Количество страниц:
16
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Конституционное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image