Актуальность исследования. Заикание – это одно из распространённых, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Заикание – это проблема развития речи, при котором ребёнок повторяет звуки, слоги или слова, не может выговорить их полноценно. Также этот недуг характеризуется нарушением темпа, ритма, плавности произношения фраз.
Заикание характеризуется сложными проявлениями и может возникнуть в любом возрасте, но, как правило, проявляется в период с 2 до 5 лет, когда активно формируется речь. Заикание ограничивает речевые возможности ребёнка, затрудняет социальную адаптацию ребенка в социуме и его обучение.
От логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической и психолого – педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также знание клинических проявлений невротических и неврозоподобных состояний и причин заикания. Только при этом условии могут быть правильно интерпретированы психофизиологические, психологические, психолого – педагогические данные о заикающихся детях и определено направление реабилитационных и профилактических мероприятий.
Таким образом, для успешного логопедического воздействия и коррекции данного нарушения необходимо понимание причин заикания. Таким образом, ключевым моментом в решении проблемы заикания у детей является выяснение и анализ возможных причин заикания.
Целью данной работы является расширение представлений о причинах заикания у детей. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучить литературу по теме исследования и определить понятие заикания и его симптомы у детей;
охарактеризовать предрасполагающие причины заикания у детей;
рассмотреть производящие причины возникновения заикания у детей;
провести практическое исследование причин заикания у детей.
Объект исследования – заикание у детей.
Читать дальше
1.1. Понятие и симптомы заикания у детей
Заикание – сложный процесс, характеризующийся расстройством ритма и плавности речи, обусловленные судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Это нарушение относится к группе функциональных неврозов, которые имеют коммуникативную природу, поэтому рассматривается как нарушение речевой коммуникации.
Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, когда изза длительного напряжение мышц лица происходит непроизвольная пауза или растяжение звука, и клоническую, характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов. Встречается и смешанная форма, объединяющие оба типа заикания.
К каждому случаю заикания можно приписать степень тяжести. Так, лёгкий тип заикания - ребенок в спонтанной речи просто часто повторяет слоги или слова, средний тип заикания - ребёнок заикается во время диалогов и монологов. Тяжёлое же течение нарушения проявляется в сильном заикании, сопровождающимся судорогами лицевых мышц и гортани (то есть неотъемлемых частей акта говорения) и нехваткой воздуха/
Назаренко Е.В [7] отмечает, что речевые судороги являются основным симптомом, сопровождающим заикание. Они появляются в момент устной речи или при совершении попытки начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мускулатуры речевого аппарата. Речевые судороги делятся на два основных типа:
1) тонические речевые судороги характеризуются резким увеличением тонуса нескольких групп мышц речевого аппарата, приводящих к их напряжению. Внешне тоническая судорога выражена в остановке речи заикающегося или в виде напряженной и протяженной вокализации;
2) клонические речевые судороги характеризуются многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. Ребенок, страдающий заиканием, при данном типе повторяет отдельные звуки или слоги [7].
Читать дальше
2.1. Цель и организация исследования
Исследование проводилось в Центре реабилитации речи, были изучены личные карточки 30 детей в возрасте 5-6 лет с заиканием. Личные карточки содержали результаты обследований, которые состояли из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося. Информация анализировалась по следующему алгоритму:
Анкетные данные
Фамилия, имя, отчество обследуемого ребенка.
Дата рождения (год, месяц, число).
Домашний адрес, телефон.
Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или специальной), сроки пребывания в них. Место учебы или работы подростка и взрослого.
Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы.
Состав семьи.
Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учителями или самими заикающимися).
А. Сбор анамнестических сведений
Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.
Наследственность
Наличие алкоголизма у родителей.
Нервно-психические заболевания родителей.
Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.
Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.
Заикание у родителей.
Заикание у сестер и братьев.
Заикание у деда или бабки по линии отца и матери.
Характерологические особенности отца и матери.
Обстановка в семье.
Жилищно-бытовые условия.
Читать дальше
Заикание – это нарушение ритма и плавности речи, обусловленные судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Брадилалия – это патологически замедленная, но правильно координированная речь. По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии большое значение имеет патологическое усиление тормозного процесса, который доминирует над процессом возбуждения. Тахилалия – это патологическое убыстрение темпа речи. Внешние проявления тахилалии это расстройство речевого внимания; запинки; повторение, проглатывание и перестановки слогов или слов; аграмматизмы. Дети с заиканием часто нерешительны, неуверенны, впечатлительны; а следствием заикания может быть их эмоциональная неустойчивость. Эти наслоения усиливают у детей чувство своей неполноценности, стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, боязнь говорить и тревогу.
Таким образом, анализ специальной психолого-педагогической и логопедической литературы показал, что заикание представляет собой сложнейшую речевую патологию. Большинство исследователей считают, что заикание возникает вследствие сочетания нескольких патогенных факторов, обуславливающих судорожное состояние мышц речевого аппарата и своеобразное развитие личности человека, страдающего расстройством темпо-ритмической организации речи.
Обобщив полученные результаты исследования, можно сделать вывод о том, что для детей с заиканием характерно отклонение речевых темпа и ритма от нормы. У детей с заиканием недостаточно сформировано восприятие и воспроизведение интонационных структур, а голос отличается невыразительностью и монотонностью. Такие нарушения негативно влияют на речевое развитие в целом и как следствие затрудняют процесс школьного обучения. Своевременная диагностика и дальнейшая комплексная логопедическая работа по преодолению речевых судорог позволят скорректировать нарушения темпо-ритмической организации речи у детей с заиканием.
Читать дальше
1. Буздыган Е.О. Особенности речи у заикающихся детей // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – С. 95–103.
2. Дорожукова П.Р. Современные представления о феноменологии заикания // В сборнике: Общество, педагогика, психология: актуальные исследования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2021. – С. 242-247.
3. Крахалев В.В. Заикание как расстройство эмоциональной сферы личности // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – №1. – С. 245–250.
4. Кругликова А.Ю. Заикание как психологическая проблема // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2015. – №2. – С. 61-66.
5. Кубышенко А.С., Попова Е.В. Дети с ускоренным темпом речи (тахилалия) // Новая наука: Современное состояние и пути развития. –2016. – №9. – С. 66-69.
6. Морковина В.Р. Развитие темпо-ритмической стороны речи при заикании у детей дошкольного возраста // Инновации. Наука. Образование. – 2021. –№45. – С. 1708-1711.
7. Назаренко Е.В Заикание: изучение этиологии и патогенеза // Интернаука. –2018. – №2. – С. 25-26.
8. Панова О.К. Теории возникновения заикания и его профилактика у детей дошкольного возраста // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2015. – №2. – С. 79-83.
9. Пермякова Н.В. Заикание у детей: причины и профилактика // Интерактивная наука. – 2023. – №3. – С. 52-55.
10. Поливара З.В. Темпо-ритмические характеристики речи заикающихся // Восточно-Европейский научный журнал. – 2016. – Т.7. – №3. – С. 43-45.
11. Прохорова А.В., Кармацких Н.В. Исследование темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с заиканием // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. –2022. – №2. – С. 153-159.
12. Фоменко Е.А. Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч. – 2019. – С. 372-373.
13. Цинцадзе Л.Д., Лахмоткина В.И. Причины развития заикания // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 104-106.
Читать дальше