Лидерство является наиважнейшим элементом успешного и эффективного руководства компанией. Лидерство необходимо любой компании, в которой есть устойчивое объединение людей. Лидер группы является своеобразным отождествлением ее с символом общности. Он является образцом поведения для группы.
Лидерство – это процесс, посредством которого один из членов группы (ее лидер) оказывает влияние на других членов группы для достижения определенных целей группы.
Власть в организации выражается в реальной возможности единолично принимать окончательные решения, а распорядительство - в организации и контроле его выполнения, т.е. в распределении ресурсов, расстановке и подборе исполнителей, которые могут сами выполнять распоряжения, и создании эффективных стимулов для исполнения.
Таким образом, актуальность темы связывается именно с той степенью ответственности, которая накладывается на руководителя во время исполнения решения. Именно он отвечает за то, как именно результат работы повлияет на фирму в целом, что придает серьезности, значимость данным действиям и подлежит рассмотрению.
Таким образом, основной целью работы является рассмотрение ответственности руководителя за принятое решение.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные элементы системы управления организации.
2. Определить основные типы принимаемых решений.
3. Выявить основные виды ответственности за принимаемые решения.
Читать дальше
Управление организацией – это непрерывный процесс воздействия на производительность работника, организации или группы для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.
В любой организации существуют четко заданные цели, которые необходимо достичь. А для достижения поставленных целей вся деятельность организации должна быть скоординирована.
В самой системе управления организацией существует две части управляемая и управляющая.
Управляемая часть – это различные функциональные и производственные подразделения, которые занимаются обеспечением производственного процесса.
Управляющая часть включает:
• дирекцию,
• информационные подразделения,
• менеджеров.
Это административно-управленческий аппарат.
В любой системе существуют основные 4 элемента:
1. Выход основной системы.
2. Контролирующая структура, измеряющая и передающая информацию о состоянии выхода.
3. Канал обратной связи.
4. Центр управления, сравнивающий заданный и фактический выход, в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.
В организационной структуре имеются определенные элементы, которые могут взаимодействовать друг с другом. Такими элементами являются:
• средства и предметы труда,
• персонал,
• система коммуникаций.
Читать дальше
Управленческая деятельность представляет собой определенный цикл последовательных действий :
• целеполагание,
• планирование,
• организация,
• координация,
• контроль,
• корректировка целей.
Этот цикл представлен в виде двух элементов управления: выработки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.
Существуют разные виды управленческих решений:
• решение о поступлении человека на работу,
• увольнение и т.п.
В связи с тем, что таких решений может быть множество, целесообразно относить именно те, которые затрагиваются отношения в организации. Поэтому управленческие решения всегда связываются с изменениями в организации. Их инициатором выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений.
Управленческое решение представляет собой творческий акт, который необходим, чтобы устранять проблемы, которые возникли у предприятия. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План представляет собой набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
Читать дальше
Юридическая ответственность может быть гражданской или уголовной. Так, уголовная ответственность наступает за совершение преступления, а наказание определяется судом. Гражданская ответственности наступит из-за неисполнения обязательств или их ненадлежащего исполнения. Санкциями могут выступать штрафы, неустойки, возмещение вреда и др.
Административная ответственность является также достаточно распространенным способом ответственности. Она может быть дисциплинарной, где формой воздействия являются выговор, замечание, перевод на низшую должность, увольнение и материальной, заключающейся в возмещении убытка. В значительной степени на высших уровнях иерархии принятие руководителем рекомендаций своих сотрудников основано на доверии к подчиненным.
Руководитель несёт на принятые решения моральную ответственность. Все отношения коллектива регулируются сложившимися моральными, этическими нормами. Механизмом реализации является корпоративная культура.
Корпоративная культура - это совокупность стандартов и стереотипов поведения сотрудников, организационных и производственных процессов, которые формируются в компании по мере ее адаптации к внешней среде и внутренним изменениям.
Корпоративная культура устанавливается неписаные правила, ограничивает принимаемые решения определенным кругом моральных принципов, традиций и норм. Она является своеобразным отражением неформального контроля.
Процессы принятия решений составляют неотъемлемую часть жизни человека. С ними мы сталкивается в повседневности, на работе. Большинство решений человек принимает, не задумываясь, что является результатом многолетней практики и достижения определенного автоматизма в некоторых вопросах.
Решения должны быть рациональными и способствовать эффективному достижению поставленной цели. Сфера проявления управленческих решений достаточно широкая, сюда могут включаться вопросы денежного обращения, постановка плана для сотрудников организации и др.
Ситуация выбора решения отличается уникальностью, сложностью, недостаточной определенностью последствий, наличие альтернатив, наличие человека, принимающего решение. Следовательно, учитывая сложность решений, необходимым условием эффективности является их контроль.
Читать дальше
Система управления организацией должна строиться исходя из основных целей, преследуемых в конкретно взятом случае.
Все системы взаимосвязаны и влияют на эффективность организации.
Управление организацией включает в себя контроль, анализ. Именно управление является наиболее важным моментом в предпринимательской деятельности. Эффективное управление прямым образом влияет на эффективность организации и на результат по достижению поставленных целей.
Управление организацией – это непрерывный процесс воздействия на производительность работника, организации или группы для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.
Для достижения поставленной цели предприятия, руководитель должен контролировать и управлять всеми элементами, входящими в структуру фирмы.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий. В этом процессе можно наблюдать множество элементов, среди которых есть цели, проблемы, решения и альтернативы.
Управленческое решение представляет собой творческий акт, который необходим, чтобы устранять проблемы, которые возникли у предприятия.
Руководитель несет на принятые решения моральную ответственность. Все отношения коллектива регулируются сложившимися моральными, этическими нормами. Механизмом реализации является корпоративная культура.
Таким образом, существует целый цикл правил и действий, которыми должен руководствоваться руководитель в процессе принятия решений. Именно он несет за них ответственность, что придает процессу формальный и значимый характер.
Читать дальше
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)
2. Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И. Управление персоналом: Модели управления – М.: ЭКСМО, 2011. – с. 29
3. Кричевский, Р.Л., Рыжак, М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: Изд-во Моек ун-та, 1985. 218 с.
4. Молотков Ю.И. Системное управление социально-экономическими объектами и процессами. - Новосибирск: Наука, 2004. - 509 с
5. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 416 с.
6. Туровец О.Г., Родионова В.Н., Теория организации: учеб. пособие. - М.:Инфра-М, 2004. 128 с.
7. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2001. – 283 с.
8. Основные элементы системы управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.businessstudio.ru/ (дата обращения: 28.02.2024).
9. Система управления организацией, её основные элементы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allendy.ru/ (дата обращения: 25.02.2024).
10. Платформа материалов Pandia.ru Авторские, энциклопедические, справочные материалы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vuzdoc.org/ (дата обращения: 25.02.2024).
Читать дальше