В современном обществе образование играет ключевую роль в формировании личности, развитии общества и достижении целей устойчивого развития. Однако, смена парадигм в образовании отражает изменяющиеся потребности общества и акцентирует внимание на гуманистических принципах. Гуманистическая парадигма образования выдвигает человека в центр образовательного процесса, признавая его индивидуальность, потребности и способности. Эта парадигма уделяет особое внимание развитию личности, ее эмоциональным, социальным и духовным аспектам, а также формированию критического мышления и творческого подхода к решению проблем.
Актуальность темы исследования заключается в том, что гуманистическая парадигма образования является одной из наиболее важных и актуальных в современном мире. Она ставит в центр образовательного процесса личность учащегося, его потребности, интересы и возможности.
Целью исследования является изучение идей, лежащих в основе гуманистической парадигмы образования, а также анализ их влияния на современное образование.
Предметом исследования являются основные идеи и принципы гуманистической парадигмы образования, объектом - система образования в целом.
Задачи исследования:
1. Гуманистическая парадигма образования.
2. История возникновения гуманистических идей.
3. Основные принципы гуманистического образования.
4. Сухомлинский В.А.- основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе.
Для достижения поставленных целей и решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:
- Анализ научной литературы по теме.
- Исторический анализ развития гуманистической педагогики.
- Сравнительный анализ различных подходов к образованию.
В структурном отношении данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
В списке использованной литературы 10 источников.
Читать дальше
Гуманистическая парадигма образования — это подход к образованию, который сосредоточен на развитии личности, индивидуальных потребностей и способностей учащихся. В центре этой парадигмы стоит убеждение в том, что обучение должно быть ориентировано на человека, его ценности, интересы и потребности.
Основные принципы гуманистической парадигмы образования включают в себя:
1. Централизация учащегося: ученик рассматривается как активный участник образовательного процесса, а не просто объект обучения.
Централизация учащегося - это подход к образованию, при котором ученик рассматривается как активный участник образовательного процесса, а не просто объект обучения. В рамках этого подхода, ученик становится центральной фигурой, его потребности, мнения и опыт учитываются при планировании учебного процесса .
Централизация учащегося предполагает активное участие учеников в процессе обучения. Они не просто пассивно воспринимают информацию, а активно участвуют в ее поиске и анализе. Учитель создает условия для самостоятельной работы учеников, стимулирует их к самообразованию и саморазвитию.
Важной составляющей централизации учащегося является эмпатия и уважение к ученикам. Учитель должен понимать и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его эмоциональное состояние и потребности.
Централизация учащегося также предполагает развитие критического мышления у учеников. Они должны уметь анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе своих знаний и опыта .
В целом, централизация учащегося направлена на развитие личности ученика, его творческих способностей и самостоятельности. Она помогает ученикам стать активными участниками образовательного процесса и способствует их успешной самореализации в жизни.
Читать дальше
История возникновения гуманистических идей в образовании берет свое начало в эпоху Возрождения, которая охватывала западную Европу примерно с 14 по 17 века. Это был период, когда интерес к человеческой личности, культуре и образованию переживал свой расцвет. Гуманизм в образовании подчеркивал ценность личности, развитие человеческого потенциала и акцентировал внимание на гуманитарных науках.
Одним из ведущих педагогов, стоявших у истоков гуманистических идей в образовании, был итальянский философ и педагог Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). Он выступал за свободу мысли, развитие интеллектуальных способностей и саморазвитие личности через обучение и самосовершенствование .
Еще одним выдающимся представителем гуманистических идей в образовании был нидерландский гуманист Эразм Роттердамский (1466-1536). Он подчеркивал важность образования для формирования человека как гражданина и акцентировал внимание на гуманитарных науках, а также на развитии критического мышления .
Другим известным педагогом, внесшим значительный вклад в развитие гуманистических идей в образовании, был французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778). В своем труде «Эмиль, или о воспитании» он высказывал идеи о естественном развитии ребенка, о необходимости учителя быть наставником и сопровождающим, а не диктатором .
Читать дальше
Гуманистическая парадигма образования является одной из ключевых концепций, которая акцентирует внимание на развитии личности ученика, его индивидуальности, потребностях и способностях. Она подчеркивает ценность человеческого фактора в образовании, стремление к развитию всесторонне развитой личности, способной к самореализации и самопознанию.
История возникновения гуманистических идей связана с эпохой Возрождения, когда происходил переход от теократического мировоззрения к гуманистическому, ориентированному на человека и его способности. Этот период принес много новых пониманий о роли образования в формировании личности, а также о важности гуманистических ценностей в обществе.
Сухомлинский В.А., выдающийся педагог советской эпохи, стал символом гуманистического направления воспитания. Его идеи о важности духовного развития ученика, о взаимоотношениях учителя и ученика как партнеров в образовательном процессе, о воспитании через любовь и понимание оказали огромное влияние на педагогическую мысль не только в СССР, но и за его пределами.
Таким образом, гуманистическая парадигма образования, история ее возникновения и роль выдающихся педагогов, таких как Сухомлинский В.А., подчеркивают важность человеческого фактора, индивидуальности и духовного развития в образовательном процессе. Они напоминают нам о том, что образование должно быть ориентировано на развитие личности, ее ценностей и потенциала для создания гармоничного общества.
Читать дальше
1. Алексеев Н.А. Личностно–ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд–во Тюмен. ун–та, 1996. – 216 с.
2. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала века//Педагогика: науч.-теор. журн. - 2021. - № 4. - С. 63-70
3. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века): Монография. – Казань. Казан. пед. ун-т., 1997. – 172 с.
4. Гивишвили Г.В. Феномен гуманизма. – М: РГО, 2001. – 400 с.
5. Краевский В.В. Образование и воспитание в контексте педагогической науки // Мир психологии. – 2001. – № 4. – С. 209-216.
6. Красин А.Н. Всестороннее и гармоничное развитие личности. – М.: Знание, 1981. – 64 с.
7. Крюкова Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. – Волгоград: Перемена, 1999. – 195 с.
8. Маслоу А. Цель и значение гуманистического образования // Здравый смысл. – 1997. № 6. – С. 27-41.
9. Селиванова Н.Л. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 336 с.
10. Суворов А. Человечность как фактор самореализации личности: Дис. … докт. филос. наук. – М., 1996. – 234 с.
Читать дальше