Основное место в финансовой системе занимает бюджетная система. Это взаимодействие с внебюджетными фондами, государственными займами и финансированием различных типов собственных и управляемых предприятий. Правила, регулирующие отношения по поводу создания центрального денежного фонда государства, то есть бюджета, являются одними из наиболее основополагающих в системе бюджетно-правовых отношений.
Создание концентрированных денежных доходов обеспечивается посредством логически взаимосвязанных финансовых, экономических и правовых институтов, результатами деятельности которых становится финансовое обеспечение деятельности государства. Как известно, основным звеном бюджетной системы Российской Федерации является федеральный бюджет.
Необходимо придавать значение доходам федерального бюджета, поскольку основные направления бюджетной политики страны, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов соотношения бюджетов строительства осуществляются на федеральном уровне. Государственный бюджет является важным инструментом, влияющим на развитие экономической и социальной сферы. С его помощью государство обеспечивает перераспределение национального дохода на основе бюджетного механизма, изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические результаты и вызывает изменения в обществе. При этом государство оказывает прямое и косвенное воздействие на экономику различными способами, такими как субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, демонстрирующих научно-технический прогресс, и в конечном итоге добивается изменения масштабов производства.
Развивающиеся в настоящее время финансово-экономические отношения, смена векторов экономического развития стран, их интеграция в мировую финансовую систему, конкуренция за природные ресурсы и сферы влияния в мировой экономике ставят вопросы о балансе. От определения адекватности целевых показателей зависит эффективность исполнения бюджета и достижение поставленных целей. В управлении финансовой системой страны бюджетное планирование занимает центральное место и тесно связано с социально-экономическим планированием. Каждое государство имеет доход, представляющий собой денежные или материальные ресурсы, которые оно получает в процессе распределения или перераспределения национального дохода и национального богатства для выполнения своих конкретных задач.
Актуальность темы. Социально-экономическая политика государства финансируется за счет федерального бюджета, посредством которого средства распределяются между отраслями народного хозяйства, производственными и непроизводственными секторами, регионами страны. Кроме того, сохраняется проблема сбалансированности федерального бюджета, внутренний государственный долг и государственные расходы продолжают увеличиваться.
Цель: изучить источники государственных доходов.
Задачи:
- рассмотреть понятие и социально-экономическая сущность федерального бюджета;
- определить структуру доходов федерального бюджета РФ;
- выявить процесс формирования доходов федерального бюджета;
- определить динамику и структуру налогов в доходах бюджета;
- выявить методологию планирования доходов в субъектах РФ;
- рассмотреть перспективу увеличения налоговых доходов бюджета РФ.
Предмет: процесс формирования доходов федерального бюджета.
Объект: Федеральная налоговая служба (ФНС), как источник федерального бюджета.
Методы: изучение научной литературы, синтез, анализ.
Читать дальше
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность федерального
бюджета
Государственный бюджет - это финансовый отчет, в котором показаны общие доходы и расходы правительства, обычно за год [2]. Государственный бюджет представляет собой сумму ожидаемых налоговых поступлений и государственных расходов.
Помимо федерального государственного бюджета во многих странах имеются дополнительные средства для социальной сферы. В Российской Федерации к ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [4].
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны и обеспечивает создание, распределение и использование централизованных финансовых активов как предпосылку для государственных операций. Бюджет позволяет органам власти выполнять свои функции, в том числе влиять на рынки товаров и услуг, функционирование финансовых рынков, распределение доходов между секторами экономики.
Бюджет - это инструмент перевода средств из всех секторов экономики для реализации внутренней и внешней политики страны [6]. С помощью бюджета происходит перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) между отраслями, регионами и отраслями, управление и развитие экономики со стороны государства, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны [8].
Таким образом, бюджет отражает финансовые отношения государства с налогоплательщиками и неналоговыми фондами, а также получателями бюджетных средств, взаимоотношения государства с его гражданами и предпринимательскими организациями по вопросам создания и расходования бюджетных средств. Сбор средств в бюджет позволяет государству реализовывать социальные программы, направленные на улучшение культуры, медицины и образования, поддержку малообеспеченных семей и решение жилищных проблем.
Читать дальше
2.1 Динамика и структура налогов в доходах бюджета
Бюджет является наиболее мощным инструментом правительства для реализации политики. Бюджет является основным политическим документом правительства, устанавливающим порядок определения приоритетов и, как следствие, достижения годовых и многолетних целей. Помимо финансирования новых и существующих программ, бюджет является основным инструментом реализации налогово-бюджетной политики и, следовательно, влияет на всю экономику. Более того, бюджет - это договор между народом и правительством, который определяет, как собираются и распределяются ресурсы для предоставления государственных услуг [10]. Такая документация должна быть ясной, прозрачной и надежной, внушать доверие и обеспечивать основу для подотчетности.
Внешние заинтересованные стороны также обращают внимание на качество бюджетных документов и процессов при оценке стабильности и надежности страны. Бюджетный процесс - это способ совместной работы исполнительной и законодательной ветвей власти над выработкой согласованных предложений по налогам и расходам [8]. Эффективный бюджетный процесс - это процесс, в котором вклады рассматриваются, концентрируются и преобразуются в набор рекомендаций по действиям по улучшению общества [1]. Участниками бюджетного процесса являются Президент Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, органы законодательной власти, главные распорядители бюджетных средств, органы исполнительной власти, органы финансового управления, органы финансового управления органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетные органы и др.
Бюджетная система - совокупность бюджетов штатов и административных единиц, а также бюджетов (смет) и счетов самостоятельных учреждений и фондов в смысле бюджетов [5].
Читать дальше
Национальный доход является важной частью современного общества. Благодаря им наверняка будут решены экономические и социальные проблемы, связанные с развитием общества. Они обеспечивают продолжение единой денежно-кредитной политики, перераспределение денег в пользу передовых отраслей народного хозяйства, возможность удовлетворения потребностей непроизводительных сфер примерно в одинаковой степени во всех регионах.
Благодаря финансово-правовым учреждениям обеспечивается получение дохода для органов власти государства и самоуправлений, а результатом этой деятельности является финансовая поддержка деятельности государства или самоуправления. Как выяснилось, исполнительные органы власти обладают особыми полномочиями в сфере государственных доходов.
Часть национального дохода страны выделяется стране в виде различных денежных выплат и поступлений. В результате государство генерирует собственный доход, т.е. национальный доход. Этим занимаются соответствующие государственные органы. Кроме того, города и районы, а также их землеустроительные органы имеют собственные доходы. Это муниципальные доходы, которыми управляет и распоряжается муниципалитет.
Понятие государственных доходов можно рассматривать в широком смысле, включая бюджетную систему и внебюджетные государственные фонды, а также доходы государственных предприятий. Можно использовать это понятие в узком смысле, т.е. как доходы государственной казны, как подлежащие бюджетным учреждениям и кредитам внебюджетным государственным фондам.
Система государственных доходов Российской Федерации и регулирующее ее законодательство находятся в сложном процессе становления в результате экономических и политических изменений в стране и связанных с ними кризисов. Налоги играют особую роль в системах государственных доходов. С их помощью государство получит ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций.
Налоги также финансируют расходы на социальное обеспечение, изменяя распределение доходов. Налоговая система определяет окончательное распределение доходов между людьми.
Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Бюджет - экономический метод создания и использования основных концентрированных средств государственного фонда, отражающих содержание производственного процесса и распределение общественного продукта и национального дохода.
Федеральный бюджет должен быть надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства Российской Федерации. Необходимо добиться того, чтобы федеральный бюджет стал инструментом финансовой стабильности. Он должен быть надежной опорой и поручителем для всех назначенных законом получателей денег. Решить эти проблемы можно только совместными усилиями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федерального Парламента.
Читать дальше
Список использованной литературы
1. Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. - М.: Экономика, 2022. - 463 c.
2. Вид Л.Б. Пути ускорения социально-экономического развития / Л.Б. Вид, Е.А. Иванов, В.Н. Кириченко. - М.: Экономика, 2022. - 240 c.
3. Евстигнеева Л.П. Экономический рост. Либеральная альтернатива / Л.П. Евстигнеева, Р.Н. Евстигнеев. - М.: Наука, 2021. - 519 c.
4. Канарейкин С.Н. Экономикс: теория и практика (в двух томах) / С.Н. Канарейкин. - М.: СПб: Дорваль, 2020. - 534 c.
5. Климанов В.В. Зарубежный опыт новаций в межбюджетных отношениях / В.В. Климанов. - М.: АНО ИРОФ, 2021. - 152 c.
6. Козлов Г.А. Капиталистический способ производства. Часть 1 / Г.А. Козлов, И.Д. Ширинский, Д.М. Конаков, и др.. - М.: ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 2023. - 237 c.
7. Леденева М.В. Мировая экономика и международные экономические отношения стран региона: творческие задания / М.В. Леденева, О.В. Богатырева. - М.: Волгоградское научное издательство, 2023. - 518 c.
8. Липсиц И.В. Экономика / И.В. Липсиц. - М.: Вита-Пресс; Издание 7-е, доп., 2022. - 352 c.
9. Панов Е.В. Укорочение набора весов, соответствующих квадратическому спектральному окну, при оценке ковариационной матрицы / Е.В. Панов, А.С. Шведов. - М.: ГУ ВШЭ, 2022. - 697 c
10. Сулакшин С.С. Экономическая доктрина Российской Федерации (макет-проект) / С.С. Сулакшин. - М.: Научный эксперт, 2022. - 364 c.
Читать дальше