ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1 ХОРЕОГРАФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5 1.1 Социализация как процесс становления личности в условиях учреждения дополнительного образования 5 1.2 Особенности адаптации детей к условиям коллективного развития в условиях учреждения дополнительного образования 13 1.3. Методики диагностики социализации личности ребенка в хореографическом коллективе 22 ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ 29 2.1 Формы и методы преподавания хореографического искусства в условиях детской школы искусств 29 2.2. Исследование влияния хореографии на социализацию личности детей 33 2.3 Внедрение и апробирование социализации личности на занятиях хореографии 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70 ПРИЛОЖЕНИЕ А 73 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74 ПРИЛОЖЕНИЕ В 75 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 76
НГПУ

Социализации личности средствами хореографии в условиях дополнительного образования

дипломная работа
Искусство
72 страниц
87% уникальность
2024 год
15 просмотров
Захарина В.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Наиболее сложным периодом для ребенка является включение его в социум. Становление полноценной личности ребенка происходит в процессе его социализации, формирование у него норм поведения, принятых в обществе, нравственных качеств и устоев, которые и формируют ребенка как социально значимой личности. Социализация актуально как для настоящего, так и для прошлого. Самоопределение человека в жизни всегда играло важную роль для дальнейшей жизни ребенка. В настоящее время существует острая проблема социализации детей. Педагоги и психологи убеждены в необходимости развития образования для помощи подрастающему поколению в социализации. Кроме этого, возникает необходимости поиска новых путей социализации личности ребенка в различных сферах образовательной деятельности. Учреждения хореографического творчества дают детям радость, движения, общение, позволяют обогатить его внутренний мир и познать себя. Хореография позволяет развивать у ребенка всестороннее развитие, а физическая активность делает мозговую активность более успешной. Следовательно, возрастает значимость учреждений образовательной деятельности, которые направлены на обучение, воспитание и социализацию детей. Установлено, что данная проблема является одной из актуальных в педагогике. Проблемой социализации детей занимались многочисленные ученые как отечественные, так и зарубежные. Основные понятия и сущность социализации, а также ее роль в жизни ребенка отражены в трудах И. С. Кона, Л.С. Выготского, Э. Дюркгейма, В. А. Сухомлинского, С. Л. Рубенштейна, Ф. Г. Гиддингса. В социально-культурной деятельности социализацию детей рассматривали специалисты многих областей: педагогике, психологии, философии и т.д. Большое значение имеют труды следующих ученых: Ю. А. Стрельцовой, В. И. Гладилиной, Ю. Д. Красильникова, О. В. Первушиной и др. В качестве объекта исследования выступает хореографическое творчество в дополнительном образовании. В качестве предмета исследования выступает процесс социализации личности ребенка средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования. Целью исследования является: теоретически рассмотреть роль хореографии в процессе социализации личности ребенка и экспериментально апробировать эффективность средств хореографии в учреждениях дополнительного образования. Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи: 1. Провести анализ теоретическое литературы, рассмотреть процесс социализации личности ребенка в учреждениях дополнительного образования. 2. Рассмотреть процесс адаптации ребенка в учреждениях дополнительного образования. 3. Провести анализ методов и форм преподавания хореографии в учреждениях дополнительного образования. 4. Разработать и реализовать программу социализации личности ребенка средствами хореографии. В рамках данной работы можно выделить следующее противоречие:  потребностью общества и страны в коммуникативных, предприимчивых гражданах. Соответственно, в развитии культурно-досуговых учреждений для развития социально активной личности ребенка и недостаточным использованием потенциала самодеятельных педагогов учреждений дополнительного образования;  потребностью развивать личность ребенка и процесс социализации детей средствами хореографии и недостаточной разработанностью методов, форм и подходов в учреждениях дополнительного образования. Обозначенное выше противоречие предполагает теоретическое исследование возможности средств хореографии для социализации личности. Выявленные противоречия позволили сформулировать научную проблему, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и экспериментальной проверке процесса социализации личности ребенка средствами хореографии в дополнительном образовании. Гипотеза исследования состоит в том, что процесс социализации личности ребенка средствами хореографии будет эффективен, если: выявлены особенности социализации личности ребенка в условиях учреждений дополнительного образования; проанализирована деятельность школы искусств как института социализации личности ребенка. Методы исследования: теоретические – анализ педагогической, психологической литературы по теме исследования; эмпирические – методы наблюдения, анкетирования, тестирования, педагогический эксперимент. Опытно-экспериментальная база исследования: школа искусств. В эксперименте приняли участие 14 подростков в возрасте 14-16 лет. Научная новизна заключается: обоснованы и апробированы условия успешной социализации личности ребенка средствами хореографии в школе искусств. Теоретическая значимость заключается в том, что расширены научные представления о роли хореографии в процессе социализации личности ребенка, рассмотрены методы и формы преподавания хореографии для социализации личности ребенка в учреждениях дополнительного образования. Практическая значимость заключается в том, что проведенный эксперимент предусматривает выявление наиболее эффективных средств, методов, форм деятельности преподавателя хореографии для социализации личности ребенка и использовании полученных данных в работе.
Читать дальше
В рамках данной работы мы рассматриваем учреждения дополнительного образования хореографического направления. Обращаясь к историческим источникам развития хореографии можно отметить, что танец всегда являлся как досуговая деятельность в культуре любого народа и национальности. Танец человека отражает основу его бытия. Именно в школьном возрасте начинают закладываться основы идейной личности с точкой зрения и мировоззрением. Следовательно педагоги в учреждениях хореографического творчества должны создавать благоприятные условия для развития гармоничной личности ребенка. Ребенок, увлеченный танцем для развития физического состояния, умений и навыков хорошо двигаться при помощи средств хореографии может развивать внутренний мир, что оказывает благотворительное воздействие на его культурное воспитание и развитие. Педагог, создавая творческий образ в танце ставит ребенка под влияние определенной музыки и непосредственного образа, который он должен пережить. Следовательно, танец воспитывает различные нравственные качества у ребенка и развивает понимание ценностей, норм и правил поведения в обществе [1]. Через образ в хореографии возможно раскрывать чуткость ребенка к окружающему миру и людям, воспитывать чувство эмпатии и сочувствия, развития чувства прекрасного, бережного отношения к животным и окружающему миру, танец учит ребенка страдать, любить, уважать людей, радоваться. Таким образом, дети в учреждениях дополнительного образования проходят школу духовного танцевального воспитания при помощи средств хореографии.
Читать дальше
База исследования – детская школа искусств. Школа искусств проводит мероприятия по предоставлению информации о направлениях в хореографии. Данная воспитательно-познавательная деятельность заключается в том, что детям предоставляется материал о жанрах хореографии. Детям объясняют и рассказывают о видах деятельности в хореографии и спорте. Педагоги-хореографы предоставляют материал в доступной, лаконичной и легкой форме для усвоения детьми. Полученные знания позволяют вызвать заинтересованность творческой деятельность и приобщить к миру прекрасного. Педагоги организуют открытие спортивные мероприятия или занятия хореографии. Кроме этого, школой искусств организуется просмотр выступлений профессиональных коллективов для того, чтобы дети вдохновлялись и стремились к получения высоких результатов. В результате проведения подобного рода мероприятий ожидаются следующие результаты:  появление интереса занятиями спортивными и хореографическими занятиями;  развитие позитивного отношения к себе, к окружающему миру;  развитие коммуникативной деятельности;  развитие познавательной деятельности;  развитие творческого потенциала;  развитие социальной активности и т.д. [19]. Для наглядности рассмотрим воспитательно-познавательную деятельность школы искусств на рисунке 3.
Читать дальше
Проведенное исследование по выбранной теме выпускной квалификационной работе позволило подвести нам следующие итоги работы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы говорит о том, что хореографическое творчество способно развивать процесс социализации ребенка в учреждениях дополнительного образования. Данный процесс находит свое оправдание тем, что средства хореографии предоставляют огромные возможности для развития и формирования положительной личности подростков. В многочисленных трудах педагогов отображено, что средства хореографии способны развивать коммуникативную сферу деятельности, ценностные ориентиры, нравственные качества личности ребенка. В результате становления хореографического образа, подростки знакомятся с обычаями, традициями, народом, дети учатся переживать, страдать, радоваться и любить. При помощи хореографии подростки укрепляют физическое и моральное, психическое, психологическое состояние. Кроме этого, у детей развивается эстетический, познавательный, коммуникативный аспект жизнедеятельности в целом. В процессе хореографической деятельности педагоги должны учитывать наглядность, системность, регулярность осуществления работы с детьми. Творческий процесс в хореографической деятельности должен носить коллективный характер для достижения положительных результатов. Следует отметить, что многие дети, поступая в учреждения дополнительного образования, проходят процесс адаптации и испытывают дискомфорт, что оказывает негативное влияние на всю деятельность в целом. Коллектив, в свою очередь, обязан учитывать мнение окружающих, уважать интересы общества. Важно понимать, что коллективная творческая деятельность развивает чувство коллективизма, коммуникативную сферу деятельности, укрепляет дух, развивает уважение к окружающим людям, способствует эффективной социализации личности ребенка. Положительный ход течения адаптации и социализации личности подростков возможен при реализации проведения учебно-воспитательной работы в коллективе для того, чтобы оказывать наиболее положительное влияние на развитие личности ребенка в обществе. Проведенное эмпирическое исследование во второй главе позволило нам подвести следующие итоги работы: рассмотренные методы и формы работы в школе искусств как базы исследования позволяют наиболее эффективно и безболезненно пройти этап адаптации личности и социализации личности подростков. В исследовании приняли участие 14 учеников в возрасте от 14 до 16 лет. Нами были выбраны 4 методики исследования, которые были направлены на выявление сформированности групповой мотивации, выявление творческого потенциала и самооценки подростков, определение уровня коммуникации, развития социализации у подростков, которые занимаются хореографией. Проведенная диагностика позволила выявить трудности в поведении подростков. Так, нами были выявлены проблемы с самооценкой, трудности в коммуникативной деятельности у детей, страхи, скованность, стеснение, что оказывает негативное влияние на процесс социализации. С целью решения выявленных проблем, нами были предложены рекомендации для совершенствования преподавания хореографии в школе искусств для того, чтобы процесс социализации у подростков протекал наиболее благоприятно. Таким образом, контрольное исследование показало нам, что разработанные и предложенные меры совершенствования процесса преподавания хореографии в значительной степени способствуют развитию самооценки у подростков, развитию коммуникативно сферы деятельности, что говорит об эффективности проведенных мероприятий.
Читать дальше
1. Абдульханова К. А., Буянова И. Б., Васина Н. В., Вегерчук И. Э., Волковицкий Г. А. Психология и педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Совершенство, 2020. – 320с. 2. Абрамян Г. В., Аденин В. А., Айхенвальд Ю. А., Андроников И. Л., Антипова А. В. Что такое. Кто такой: В 3-х томах / С.П. Алексеев (ред.кол.), Л.А. Бабаджанян (ил.). – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2018. Т. 2: От Ж до П. – 416с. 3. Аденин В. А., Айхенвальд Ю. А., Аксенова Л. А., Алехин А. Д., Андроникашвили Р. Д. Что такое. Кто такой: В 3-х томах / С.П. Алексеев (ред.кол.), Л.А. Бабаджанян (ил.). – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2018. Т. 1: От А до Е. – 384с. 4. Аденин В. А., Акимов В. М., Андреев М. И., Антропова Л. А., Арутюнов С. А. Что такое. Кто такой: В 3-х томах / С.П. Алексеев (ред.кол.), А.И. Бабин (ил.). – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2018. Т. 3: От Р до Я. – 336 c. 5. Азаров Ю. П., Азарова Л. Н. Трансцендентальная педагогика: теория и практика / Московский гос. ун-т культуры и искусств. – М.: НИИВО, 2017. – 92 с. 6. Азаров Ю. П., Азарова Л. Ю. Трансцендентальная педагогика / Московский гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2001. Ч. 1: Общие проблемы методологии и теории содержания педагогики высших ценностей. – М.: Наука, 2020. – 86 с. 7. Аксенова Л. И., Архипов Б.А., Белякова Л. И., Богданова Т. Г., Брыжинская Г. В. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.М. Назарова (ред.). – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 394 с. 8. Аксенова Л. И., Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ., обучающихся по спец. 0319-Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. – М.: ACADEMIA, 2019. – 191 c. 9. Атутов П. Р., Педагогика трудового становления учащихся: Избр. тр. в 2 т. – М., 2017. – 357 с. 10. Богданова Т. Г., Братанова О. А., Гаврилушкина О. П., Гаубих Ю. Г., Головчиц Л. А. Специальная дошкольная педагогика и психология: Сборник программ нормативных курсов для вузов / В.И. Селиверстов (ред.). – М.: Владос, 2020. – 335 с. 11. Булгаков В. Д. Русская хоровая педагогика конца XIX - первой половины XX столетия: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств / Казанская гос. академия культуры и искусств. – Казань: Гран Дан, 2021. – 71 с. 12. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. вузов, которые обуч. по спец. «Психология» и «Социальная педагогика». – К.: Ника-Центр, 2020. – 317 с. 13. Вайзман Н. П., Реабилитационная педагогика. – М.: Аграф, 2019. Вып. 1: Психологическое здоровье школьника. – 160 с. 14. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П., Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2019. – 254 с. 15. Великович Э. Ю., Великие люди искусства на перекрестках судеб: Очерки и новеллы. – СПб.: ЛИК, 2019. – 288 с. 16. Вигман С. Ю., Педагогика: В вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2017. – 207 с. 17. Виштак О. В., Педагогика и психология: Учебное пособие по курсу «Психология и педагогика» для студ. техн. спец. / Саратовский гос. технический ун-т. – Саратов, 2020. – 56 с. 18. Горшкова В. В., Межсубъектная педагогика: тенденции развития / Институт образования взрослых Российской Академии образования; Комсомольский-на-Амуре гос. технический ун-т. – СПб.; Комсомольск-на-Амуре, 2021. – 238 с. 19. Гранатов Г.Г., Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления) / Магнитогорский гос. ун-т. – Магнитогорск: МаГУ, 2019. – 194 с. 20. Григорьева А.А., Прокопьева М.М. Семейная педагогика: (для студ. пединститута) / Якутский гос. ун-т им. М. К. Аммосова. – Якутск: Издательство ЯГУ, 2018. – 37 с. 21. Дейнеко М. М., Пирожков В. Ф., Утевский Б. С., Романенко Н. М., Шмаров И. В. Исправительно-трудовая педагогика: Учеб. пособие / Высшая школа МООП СССР. – М.: Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел, 2019. – 304 с. 22. Демин В. А., Состояние, тенденции и перспективы развития среднего профессионального образования России. - М.: Альфа-М, 2018. – 224 с. 23. Ершова А. Ю., Букатов В. С., Режиссура урока: Пособие для учителя. – М.: Флинта, 2021. – 336 с. 24. Капранова В. А., Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб. пособие для студ. пед. спец. учреждений, обеспеч. получение высш. образования. – Минск: ООО «Новое знание», 2018. – 222 с. 25. Кукушин В. С., Болдырева-Вараксина А. В., Педагогика начального образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2017. – 589 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Роль отца в социальном развитии ребенка
Количество страниц:
27
Оригинальность:
37%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Психология
курсовая работа
Организация и условия международных морских перевозок
Количество страниц:
24
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Таможенное дело
курсовая работа
Конституционное закрепление социальных прав в Российской Федерации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image