Мировая геополитика становится по стечению веков становится все сложнее. Конфликты и противоречия, копящиеся годами, становятся объектами все более жарких споров, основой разгорающихся конфликтов и причиной появления на карте таких стран как Исламская Республика Иран.
Любой существующий политический строй должен быть на чём-то основан. Идея, которая должна сплотить нацию и направить её в нужном русле. Даже если это всеобщая идея будет строиться на пропаганде высоких идеалах справедливой, нескончаемой борьбы с «абсолютным злом» и будет находить отклик в головах, по большей части, маргинальных и голодных кругов населения, все-равно это лучше тому, что остается на месте государства без идеи – хаосу.
Исламская революция 1979 года предотвратила хаос, который мог начаться и продолжаться до сих пор. А компромисс и договоренности, достигнутые с соседними странами и прочим миром, помогли Ирану окрепнуть и начать процесс модернизации. Стабильность, гибкая и последовательная политика и экономика, сформированная на идеалах аятолла Хомейни, сделала Иран таким, каким мы можем его видеть сегодня. И важно видеть, на чем строилась их политика и пропаганда, чтобы четче понимать, чего мы можем ожидать от Ирана завтра.
Целью данной работы было изучения формирования новой иранской идеи, транслируемой политической и религиозной элиты для понимания целей Ирана, обоснованности иранской внешней политики и «экспортируемых ценностей». Мы подробно рассмотрели, какие ценности защищала революция, под какими идеями проходил период «оттепели» и каково назначения Ирана в современном мире. А также на основе собранного материала постараться предугадать будущее иранской политики.
Мирному будущему Ирана мешают раны прошлого. Иранцы глубоко уязвлены поражением арабам, утрате исторических земель и культуры, эрой колониализма, в которых поддерживаемая иностранными государствами, монархия могла как угодно распоряжаться ресурсами и деньгами, игнорируя нужды собственного народа. В чем-то их чувства кажутся справедливыми и понятными.
На разных исторических отрезках мы наблюдали разные формы иранского мира, от призывов к джихаду в начале исламской революции до сменившей риторики «мирного сосуществования». Однако ряд накопившихся внутренних проблем вынуждает иранскую элиту вновь начать спекуляцию на прошлом. Но на этот раз, в отличии от революции 1979 года, сегодня Иран оснащен новейшим вооружением, и стоит на пороге создания собственного первого ядерного оружия, которое может использоваться не только как фактор в ведении переговоров, но и как реальную угрозу начала конфликта, в котором не будет победителей. Не стоит забывать, что оружием, как и прочим государственным инструментарием, обладает не президент с парламентом, а духовенство, стоящее над ними, которое при принятии решений руководствуется не только голосом своего народа, нормами международной дипломатии, но еще святым писанием и его трактовкой.
Теология, используемая в политических целях – это непредсказуемый инструмент. Использовав однажды умы людей на свершение революции или священную войну, сложно направить их на то, к чему в своем первоначальном виде представляет из себя любая религия: покой, непогрешимость и созидание.