В настоящее время все больше специалистов, таких как психологи, педагоги, логопеды и другие, проявляют интерес к использованию метода песочной терапии в работе с детьми. Такой выбор не случаен, поскольку песочная терапия является эффективным средством развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Актуальность исследования данного подхода заключается в его потенциале преодоления коммуникативных проблем у детей с задержкой развития, которые могут быть вызваны различными факторами, такими как речевое и познавательное нарушение. Одной из главных причин задержки психического развития является недостаточное развитие речи и коммуникативных навыков у детей. Дети с задержкой развития сталкиваются с трудностями в общении, в установлении эмоциональных контактов со сверстниками и взрослыми, что прямо влияет на их социализацию и адаптацию в обществе.
Исследования в области дефектологии, проводимые под руководством Т. А. Власовой, и Т. С. Певзнер, уже принесли результаты, которые выявили ряд особенностей развития у детей с ЗПР. Благодаря значительной работе, выполненной данными специалистами, была создана база исследований. Однако также остается много нераскрытых вопросов, включая проблемы формирования коммуникативных умений у дошкольников с ЗПР. Возможности песочной терапии в развитии коммуникативных способностей детей с ЗПР являются значительными. Исследования и работы множества авторов, таких как Э. Э. Большебратская, Е. В. Гарнова, Т. М. Грабенко, Н. В. Зеленцова-Пешкова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е. Ю. Конаныхина, Т. А. Петрик, Н. А. Сакович, А. Шиманская и другие, свидетельствуют о том, что песочная терапия является эффективным и полезным методом для развития коммуникативных навыков детей с ЗПР.
В последние годы песочная терапия приобрела большую популярность как метод работы с детьми с задержкой психического развития. Ее основная цель заключается в создании безопасной и заботливой среды, в которой дети могут свободно выразить свои эмоции и мысли через игру с песком. Песочная терапия помогает детям развивать свою коммуникативную компетенцию, обогащать словарь, улучшать понимание речи и социальные навыки. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных методов и направлений коррекции задержки психического развития в период дошкольного возраста.
Цель данной курсовой работы - теоретически обосновать, и экспериментально проверить возможности использования песочной терапии как средства развития коммуникативных навыков у детей подготовительной группы с ЗПР.
Поставленная цель диктует следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «Песочная терапия»;
рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
изучить особенности использования песочной терапии в работе с детьми с задержкой психического развития;
подобрать диагностические методики и изучить уровни развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
разработать комплекс упражнений для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития для развития коммуникативных навыков.
Объектом исследования является песочная терапия как средство развития коммуникативных навыков детей подготовительной группы.
Предмет исследования – развитие коммуникативных навыков детей подготовительной группы с ЗПР, посредством использования песочной терапии.
В данной работе были использованы теоретические методы: сравнение, классификация, анализ психолого-педагогической литературы, содержательная интерпретация и анализ научной информации. В рамках эмпирических методов исследования были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, а также использованы психодиагностические методы, методы обработки, включающие качественный и количественный анализы результатов исследования, а также метод наглядного предъявления полученных результатов.
Теоретическая значимость нашей работы состоит в дополнении существующего опыта в области коррекционной педагогики. Наши исследования направлены на изучение возможностей применения новых методов и подходов при работе с детьми дошкольного возраста, у которых наблюдается задержка психического развития. Основной целью этой работы является развитие коммуникативных навыков у детей.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что оно может быть использовано педагогами и специалистами при организации занятий с детьми дошкольного возраста, которые имеют задержку в психическом развитии.
Гипотеза исследования заключается в том, что песочная терапия является эффективным средством развития коммуникативных навыков детей подготовительной группы с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ Д/С № 25 г. Глазов, Удмуртская республика. В рамках данного исследования приняло участие 12 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Методологической базой данного исследования служат теоретические и практические исследования ученых, таких как Л. С. Выготский, Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, В. И. Лубовский.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.