Актуальность темы исследования. Активная интеграция страны в современную международную систему сложившихся мирохозяйственных связей в итоге обязывают таможенную службу постепенно осваивать различные международные стандарты управления, а также принятые стандарты безопасности, предпринимать действия по повышению качества государственных услуг, содействовать развитию международной торговли, что определяет различные требования к работе Федеральной таможенной службы (ФТС России).
В это же время рост масштабов современной внешнеэкономической деятельности в итоге ведет к росту масштаба рисков нарушения действующего таможенного законодательства, при этом, вызывая увеличение объема информационной нагрузки непосредственно на российские таможенные органы, усложняя принятие управленческих решений при реализации таможенных операций, а также таможенного контроля транспортных средств и товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. В итоге возникают определенные противоречия между существующим и требуемым уровнем качества работы таможенных органов Российской Федерации по реализации таможенного контроля и таможенных операций.
Практика показывает, что выполнение всех поставленных непосредственно перед ФТС России различных задач по соблюдению требований, которые обусловлены современными условиями, зависит во многом от технологии и порядка осуществления таможенного контроля и таможенных операций. Изменение порядка и технологии происходит под влиянием принимаемых различных управленческих решений, которые являются фундаментом управления работой таможенных органов.
Технология, различные управленческие решения по ее непосредственному изменению, а также применению и субъекты, которые принимают и в дальнейшем реализуют данные решения, в общей совокупности составляют определенный организационно-управленческий механизм. В ходе активного совершенствования осуществляемой организационно-управленческой деятельности происходит модернизация управления работой таможенных органов. На сегодняшний день в совершенствовании рассматриваемой организационно-управленческой деятельности российских таможенных органов особенно заинтересованы органы государственной власти в лице ФТС России, участники ВЭД. Совершенствование организационно-управленческой деятельности в итоге определяет острую необходимость совершенствования имеющегося методического аппарата управления работой таможенных органов как фундамента для выработки эффективных управленческих решений.
Степень разработанности темы. Данная тема является недостаточно изученной. В настоящее время разработкой различных аспектов темы занимаются такие ученые и исследователи, как Андреева О.А., Бормотова Е.Г., Егорова Е.Г. и другие.
Объектом исследования является организационно-управленческая деятельность в таможенных органах.
Предметом исследования являются проблемы и направления совершенствования организационно-управленческой деятельности в таможенных органах Российской Федерации.
Целью курсовой работы является выявление сущности и специфики организационно-управленческой деятельности в таможенных органах России, ее проблем и возможностей совершенствования.
Задачи курсовой работы:
определить понятие организационно-управленческой деятельности в таможенных органах;
рассмотреть систему организационно-управленческой деятельности в таможенных органах;
выделить особенности организационно-управленческой деятельности в таможенных органах;
проанализировать современное состояние организационно-управленческой деятельности в системе таможенных органов России;
выявить проблемы организационно-управленческой деятельности в таможенных органах России;
предложить направления совершенствования организационно-управленческой деятельности в таможенных органах России
Теоретико-методологическую основу исследования составили: нормативно-правовые документы, научные труды современных отечественных исследователей, материалы периодической печати, интернет-ресурсы. Они с точностью отражают и раскрывают затронутую в работе проблему.
Методы исследования: обобщение, классификация, анализ, синтез.
Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, основная часть (две главы), заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении ставится цель и задачи работы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты организационно-управленческой деятельности в таможенных органах.
Во второй главе анализируется специфика организационно-управленческой деятельности в таможенных органах России.
В заключении формулируются выводы по итогам исследования.
Список литературы состоит из 27 источников.
Читать дальше
1.1. Понятие организационно-управленческой деятельности в таможенных органах
В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года приоритетным направлением развития указывается совершенствование организационно-управленческой деятельности. В рамках отмеченного документа ключевое содержание современной таможенной политики, реализуемой в России, составляет определенное таможенное администрирование – организационно-управленческая деятельность ФТС, деятельность таможенных органов, которая осуществляется в установленных нормативно-правовых рамках непосредственно в процессе реализации всех возложенных на них задач в области таможенного дела. Отмечается также, что эффективность и результативность работы таможенных органов связаны тесно с совершенствованием организационно-управленческой деятельности.
Рассматривая организационно-управленческую деятельность, стоит отметить, что она получила свое развитие недавно. В целом, это обуславливается усложнением современной организационной системы администрирования. Здесь важную роль начал играть специальный порядок, упорядоченность, при одновременном достаточно динамичном изменении внешних и внутренних условий осуществления профессиональной деятельности. В настоящее время функции управляющего и организатора начали возлагаются непосредственно на руководителя-профессионала, а также интегрироваться в существующую организационно-управленческую подструктуру данной деятельности .
Читать дальше
2.1. Современное состояние организационно-управленческой деятельности в системе таможенных органов России
Таможенные органы Российской Федерации представляют собой часть правоохранительных структур, осуществляющую защиту экономической безопасности государства и суверенитета. На данные органы также возложены функции по контролю условий и порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу, взимание и оформление таможенных платежей .
В организационном плане современная система управления таможенной службы России имеет иерархическую структуру, в рамках которой управление реализуется на уровне центрального аппарата ФТС России, региональных управлений, таможен и таможенных постов. В соответствии с Федеральным законом № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему . ФТС России осуществляет деятельность непосредственно и через подчиненные таможенные органы .
Организационно-управленческая деятельность в системе таможенных органов РФ – это администрирование деятельности таможенных органов, а также их деятельность, осуществляемая в рамках правового поля в процессе реализации возложенных на них задач в области таможенного дела .
Читать дальше
Федеральная таможенная служба – является органом власти, на который возложено исполнение функций в сфере таможенного дела. Эффективность реализации возложенных на нее функций эффективности системы управления таможенных органов. Вследствие этого приоритетное направлением развития таможенного дела в РФ – совершенствование организационно-управленческой деятельности в отечественной системе таможенных органов.
Говоря об управленческой деятельности в таможенных органах, следует отметить, что специфика управления вытекает из специфики деятельности таможенной службы, которая является органом исполнительной ветви власти и совмещающей несколько видов службы: государственную гражданскую и государственную правоохранительную виды службы. Особенность управленческой деятельности в таможенных органах заключается в том, что она установлена строгой иерархической системой, которая регламентирована нормативно-правовой базой.
Система таможенных органов представляет некий структурированный комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые обладают свойственными характерными особенностями. Таможенная система управления обладает иерархической структурированностью и целенаправленной системой функционирования.
В современных условиях необходимо совершенствовать систему управления, обеспечивая таможенные органы квалифицированными, компетентными сотрудниками, а также способствуя их слаженной и четко структурированной работе.
В целях улучшения качества и повышения эффективности деятельности необходимо рассмотреть направления совершенствования управления таможенной деятельностью, как одного из факторов, влияющих на конечный результат работы. К факторам развития процессов управления можно отнести: более широкое использование коллективных форм организации службы, принимая во внимание личные интересы и мотивацию; повышение образовательного и профессионального уровня сотрудников; строгое разграничение полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными должностными лицами; создание условий для систематического улучшения таможенных процессов, операций и процедур; создание системы стимулирования повышения эффективности и качества работы на уровне подразделений и отдельно служащих; обеспечение относительно равномерной нагрузки на каждое таможенное подразделение; повышение научного уровня в управлении за счет разработки научно обоснованного программно-целевого развития; развитие информационной базы.
Применение ключевых показателей эффективности в практике управленческой деятельности в таможенной службе позволит выстроить эффективную систему управления, направленную на результат. Результат должен быть обозначен в рамках измеримых обществом целей, поставленных ФТС России перед государственными служащими таможенных органов. Современная концептуальная модель организационно-управленческой деятельности должна разрабатываться с опорой на систему требований к качеству и эффективности труда государственных служащих таможенных органов.
Таким образом, результативность работы таможенных органов в целом, непосредственно связана с эффективностью системы управления в рамках таможенной деятельности. Поэтому проводимые административные изменения в таможенной сфере основываются, в первую очередь, на оптимизации организационно-управленческой деятельности таможенных органов, на изменении методов работы за счет внедрения передовых таможенных технологий.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 48. – ст. 6252.
2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 22. – ст. 3572.
3. Приказ ФТС России от 08.05.2018 № 655 «Об утверждении Положения о Главном организационно-инспекторском управлении» // СПС Консультант Плюс. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=297909&cacheid=3AEB61491B03231FB4FD07F5F7DDEF8F&mode=splus&rnd=rVjyk4U3NYm3HEaK#gJiJu6UJvKI8LOtM
4. Алексеева Е.В. Исследование методов оценки личностно-профессионального развития кадров таможенных органов // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. – 2020. – №15. – С. 113-115.
5. Андреева О.А. Система управления в таможенных органах // Символ науки. – 2022. – №6-1. – С. 21-25.
6. Ахмедзянов Р.Р. Причины адаптации персонала в таможенных органах //Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №3-1 (61). – С. 12-14.
7. Болдина М.А. Сущность организационно-управленческой деятельности // Гадеамус. – 2019. – № 2. – С. 45-49.
8. Бормотова Е.Г. Управление таможенной деятельностью. Актуальные вопросы взаимодействия федеральной таможенной службы с государственными контролирующими органами. – СПб.: ИЦ «Интермедия», 2020. – 144 с.
9. Головин А.А. Направления совершенствования управления таможенной деятельностью // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. Материалы 17-й Международной научно-практической конференции. Том Выпуск 2. Под редакцией Ю.С. Положенцевой. – Курск, 2022. – С. 66-69.
10. Горелова Е.В. Особенности менеджмента в таможенных органах // Экономика и социум. – 2021. – №12 (43). – С. 293-299.
11. Дегтярев В.Г. Принципы и методы организации процессов управления в таможенных органах: учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2022. – 412 с.
12. Демина Е.А. Актуальные проблемы управления в системе таможенных органов. Электронный ресурс. Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/243098/1/309-311.pdf
13. Егорова Е.Г. Особенности реализации организационно-управленческой деятельности в таможенных органах // Novaum. – 2019. – №11. – С. 1-3.
14. Еременков М.Д. Совершенствование организационно-управленческой деятельности в таможенных органах России // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – №5-2. – С. 12-17.
15. Зиновьева Н.Н. Анализ организационно-управленческой деятельности на примере Старооскольского таможенного поста Белгородской таможни // Аллея науки. – 2020. – №4. – С. 72-76.
16. Кульбекова А.С. Анализ стратегий развития управления в таможенных органах РФ 2020 и 2030 гг. // Молодой ученый. – 2022. – № 42 (437). – С. 303-305.
17. Лаптев Р.А. Исследование деятельности таможенных органов России в обеспечении национальной безопасности / Р. А. Лаптев, В. В. Коварда // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. № 4. – С. 1-19.
18. Маховикова Г.А. Таможенное дело. Учебник / Г.А. Маховикова, Е.Е. Павлова. – М.: Юрайт, 2022. – 408 с.
19. Минфин России. Информация об исполнении федерального бюджета. Электронный ресурс. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/
20. От шлагбаума к автовыпуску – 30-летие ФТС России – комментарий Руслана Давыдова. Электронный ресурс. Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/315695
21. Пилипчук В.В. Современное состояние организационно-управленческой деятельности в системе таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2021. – №3 (80). – С. 1-9.
22. План деятельности Федеральной таможенной службы на 2022 год и плановый период 2023-2027 годов (утв. Минфином России от 30.03.2022) // СПС Консультант Плюс. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=414584&cacheid=10CC13B92535FD023298696486AA8D78&mode=splus&rnd=rVjyk4U3NYm3HEaK#1KpSu6Ukrj8pfwdw1
23. Полянский А.А. Специфика управленческой деятельности в таможенных органах // Бенефициар. – 2021. – №93. – С. 24-26.
24. Попович О.М. Таможенное право / О.М. Попович, Ю.С. Тихомирова. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2020. – 160 с.
25. Сандан С.В. Особенности управленческой деятельности // Молодой ученый. – 2021. – № 3. – С. 505-508.
26. Федоренко К.П. Общий и таможенный менеджмент: учебник / К. П. Федоренко, В. В. Витюк, О. В. Нетаев. – М.: Директ-Медиа, 2021. – 615 с.
27. ФТС России. Таможенная служба Российской Федерации в 2022 году. Электронный ресурс. Режим доступа: https://customs.gov.r u/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii
Читать дальше