Актуальность исследования. В соответствии со ФГОС нового поколения обучение носит деятельностный характер, а главной задачей является личностное развитие учащихся. Иностранный язык, как инструмент познания, является действенным фактором развития личности в поликультурном пространстве, однако, на практике учащиеся зачастую испытывают сложности в изучении языка, которая выражается в отсутствии мотивации, отсутствии интереса, низкой успеваемости. По мнению отечественных методистов и учителей-практиков, проблему формирования положительной мотивации в изучении иностранным языкам эффективно решает индивидуальная внеурочная работа. Она обеспечивает достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет индивидуального подхода с учетом уровня знаний учащегося, его личностных особенностей, интересов и мотивов изучения языка.
Одной из главных особенностей внеклассной работы в настоящее время признается добровольный характер участия в ней, такая работа стимулирует мотивацию школьников в изучении иностранных языков, делает их более уверенными в себе и своих силах, кроме этого позволяет более полно оценить уровень знаний детей. Благодаря тому, что во внеурочной работе нет строгого оценивания, у детей снижается уровень тревожности, дети не боятся отвечать, ошибаться, задавать вопросы, у них появляется интерес к новым открытиям.
Значимой составляющей внеурочной деятельности по иностранному языку является взаимосвязь, преемственность и интеграция общего и дополнительного образования как устройства обеспечения полноты и единства образования. В настоящее время доказано, что внеурочная деятельность способствует всестороннему развитию учащихся, так как является основой для развития памяти, мышления, логики, воображения, и других свойств личности, которые отвечают главной цели – умению учиться, самостоятельно добывать знания и находить нестандартные решения. Кроме этого, внеурочная деятельность стимулирует активизацию познавательного интереса.
При этом организации учебно-воспитательного процесса изучения иностранного языка в школе имеет особые сложности, которые обусловлены отсутствием языковой среды и ограничением количества часов, что является причиной поиска возможности разрешения этой ситуации. Внеклассная работа по иностранному языку в такой ситуации приобретает особую актуальность в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников, поскольку такая работа дает дополнительные занятия (часы) и позволяет применять различные формы и методы обучения, которые не всегда возможно применить на уроках. Проблема взаимосвязи и интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой, касающейся целостности учебно-воспитательного процесса.
Кроме этого, интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения иностранного языка, формируется широкая и разнообразная творческая образовательная среда. Создаются благоприятные условия для формирования социальной и культурной компетенции.
Благодаря большому разнообразию форм организации внеурочная деятельность создает определенный эмоциональный настрой и является еще одним мощным рычагом мотивации учащихся.
Таким образом, педагогическая целесообразность внеурочной деятельности по иностранному языку обусловлена необходимостью разрешения реальных трудностей, имеющихся в теории и практике преподавания иностранных языков ввиду отсутствия естественной среды общения на изучаемом языке и затруднительной возможности уделить внимание каждому ребенку при групповой форме работы. Индивидуальная внеурочная работа по иностранному языку дает возможность расширить культурологический кругозор, повысить творческую активность и мотивацию к изучению иностранного языка. Все сказанное обусловило выбор темы работы и необходимость ее подробного изучения.
Цель работы – изучить организацию индивидуальной внеклассной работы по иностранному языку с учащимися начального (среднего) этапа работы обучения.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие и общие принципы организации внеклассной работы;
2. охарактеризовать методические основы реализации внеклассной работы по иностранному языку;
3. раскрыть особенности организации индивидуальной внеклассной работы;
4. реализовать практическую работу по организации индивидуальной внеклассной работы по иностранному языку с учащимися начального (среднего) этапа работы обучения.
Методы исследования: анализ, сравнение и обобщение научной информации, научно-педагогический эксперимент.
Объект исследования – внеклассная работа по иностранному языку.
Предмет исследования – организация индивидуальной внеклассной работы по иностранному языку с учащимися начального (среднего) этапа работы обучения.
Материалом для теоретической основы работы послужили работы таких авторов как Г.В.Рогова, С.Г. Тер-Минасова, Е.И.Пассов, Р.К. Миньяр-Белоручев, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, А.А.Миролюбов. Практическая часть работы проводилась с 10 учащимися 6 класса.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические подходы к организации внеклассной работы по иностранному языку в общеобразовательной школе, во второй главе представлена практическая часть работы.