ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА..4
1.1 Физиологические особенности детского певческого голоса …………. 4
1.2 Акустические особенности детского голоса …………………………… 8
1.3 Факторы, влияющие на развитие певческого голоса ребенка ……….. 13
Вывод ……………………………………………………………………….. 16
ГЛАВА II. ОХРАНА ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА …………………… 17
2.1 Методы охраны и развития певческого голоса у детей ……………… 17
2.2 Проблемы и противоречия в практике обучения пению …………….. 19
2.3 Пути решения проблем и противоречий в практике обучения пению...23
Вывод ……………………………………………………………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………….. 30
Читать дальше
Пение является одним из самых древних видов искусства и имеет важное значение в развитии человека. Оно помогает не только развивать музыкальный слух и чувство ритма, но и способствует формированию личности, эмоциональной сферы, воспитанию эстетического вкуса. Особенно важным является обучение пению детей, так как в этот период происходит формирование голоса, и закладываются основы музыкальной культуры.
Актуальность темы исследования обусловлена важностью сохранения и развития певческого голоса детей, а также необходимостью изучения особенностей этого процесса для создания оптимальных условий обучения пению. Целью данного исследования является теоретическое обобщение вопроса особенностей развития и охраны детского певческого голоса. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности развития детского певческого голоса.
2. Исследовать охрану детского певческого голоса в процессе обучения пению.
Объектом исследования является процесс обучения пению, а предметом – методы и приемы развития и охраны певческого голоса у детей.
Методология исследования включает теоретический анализ научной литературы, сравнение и обобщение опыта работы педагогов.
Теоретической базой курсовой работы являются труды таких исследователей как Агин М. С., Даймон Т., Петерс Ю., Рудин Л. Б. и др.
Научная новизна исследования состоит в комплексном подходе к изучению проблемы развития и охраны певческого голоса у детей. Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования полученных результатов и рекомендаций для оптимизации процесса обучения пению и охраны детского певческого голоса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы
Читать дальше
Физиологические особенности детского певческого голоса - это специфические характеристики голоса ребенка, связанные с особенностями его голосового аппарата и процессами роста и развития.
Особенности развития детского голосового аппарата включают в себя ряд аспектов, которые оказывают влияние на формирование и функционирование детского голоса.
Первоначально необходимо отметить, что голосовой аппарат у детей вначале находится в стадии формирования и развития, и постепенно приобретает зрелость и стабильность. Основными особенностями развития детского голосового аппарата является постепенное формирование грубых и тонких движений артикуляционных органов, а также процесс воспитания и обучения правильному использованию своего голоса [3].
В начальном возрасте дети обычно имеют мягкий, нежный голос, который с течением времени становится более сильным и громким. Дети обычно проявляют большую гибкость и пластичность голоса, что позволяет им более свободно изменять высоту, интонацию и силу своего голоса. Они также часто имеют более высокий тембр голоса по сравнению со взрослыми, что связано с недоразвитостью их голосовых связок.
При развитии голосового аппарата детей играет важную роль влияние окружающей среды. Дети, которые регулярно контактируют с речью и музыкой, имеют больше возможностей для развития своего голосового потенциала. Игры пения, распевка, чтение стихов и песен, а также участие в детских коллективах помогают развить детский голосовой аппарат и улучшить его функционирование [1].
Однако следует отметить, что детский голосовой аппарат является более уязвимым по сравнению с взрослыми. Избыточная нагрузка на голосовые связки, неправильная техника дыхания или недостаток покоя могут привести к различным проблемам голоса, таким как хрипота, дисфония и потеря голоса. Поэтому важно обеспечить детям достаточно времени для отдыха голосового аппарата и правильное обучение использованию голоса, чтобы избежать возникновения проблем.
Читать дальше
Методы охраны певческого голоса у детей включают в себя комплексный подход, включающий ряд важных мероприятий и рекомендаций для достижения и сохранения здоровья и качественного развития голосового аппарата у маленьких исполнителей.
Во-первых, одним из главных методов является правильная гигиена голоса. Детям необходимо объяснить важность правильного дыхания, артикуляции и легкого напева. Они должны избегать перенапряжения голосовых связок, пытаться петь в комфортном для них диапазоне, укреплять мышцы речевого аппарата. Педагоги рекомендуют проводить гимнастику для голоса, включающую упражнения на растяжку, разминку и укрепление голосовых связок.
Во-вторых, особое внимание следует уделять питанию. Правильное и сбалансированное питание, включающее в себя витамины А, В, С и D, а также минералы, способствует укреплению голосового аппарата и поддержанию его здорового состояния. Детям нужно предлагать свежие фрукты и овощи, молочные продукты, хлеб с отрубями и мясо нежирных сортов.
Третий метод, не менее важный, - это предупреждение и лечение заболеваний горла и дыхательных путей. Дети подвержены риску инфекций, ангин и простуд, которые влияют на состояние голосового аппарата. Поэтому необходимо проводить профилактические прививки, соблюдать гигиену рук и стараться избегать перегревания или переохлаждения [9].
Кроме того, очень важно создать комфортные условия для развития певческого голоса у детей. Необходимо следить за микроклиматом в помещении, избегать пыли и других аллергенов, особенно для детей с аллергическими реакциями. Регулярный проветривание помещения и поддержание оптимальной влажности способствуют укреплению голосового аппарата
Читать дальше
В данной курсовой работе были рассмотрены основные аспекты охраны и развития детского певческого голоса в контексте методики преподавания. В ходе исследования были проанализированы различные источники, включая методические пособия и учебники, что позволило получить обширные знания в области обучения пению детей.
Одним из ключевых моментов работы является определение основных понятий, связанных с детским певческим голосом, его особенностями, а также механизмами охраны и развития. Так, было установлено, что детский певческий голос обладает рядом уникальных характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения пению. В частности, был рассмотрен вопрос о возрастных особенностях голоса, динамике его развития, а также об особенностях физиологии голосового аппарата ребенка.
Также особое внимание было уделено охране детского голоса, как одной из ключевых задач преподавателя. Были рассмотрены основные факторы, негативно влияющие на голос ребенка, а также предложены рекомендации по предотвращению и коррекции этих негативных явлений. В работе были представлены методы и подходы, направленные на профилактику заболеваний голосового аппарата, а также на сохранение и развитие голоса у детей в процессе обучения.
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
1. Развитие певческого голоса ребенка – это сложный и длительный процесс, требующий от преподавателя профессионализма, знаний и опыта.
2. Охрана детского голоса требует комплексного подхода, включающего профилактику заболеваний голосового аппарата и развитие вокальных навыков.
3. Подбор методов работы должен быть индивидуальным и основываться на возрастных и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
4. Важным аспектом работы преподавателя является его педагогическая культура, включающая умение создать благоприятную психологическую атмосферу на занятиях, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, а также развивать свои профессиональные навыки и знания.
В целом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что обучение пению является важным и актуальным направлением в педагогике, требующим от преподавателя не только профессиональных знаний и умений, но и чуткого отношения к каждому ученику, способности понять и поддержать его интересы и потребности.
Читать дальше
Агин М. С. Развитие певческого голоса: (теория и практика): учебно-методическое пособие: [по направлению подготовки 53.03.03 Вокальное искусство и специальности 53.05.04 Музыкально-театральное искусство] / М. С. Агин; Российская академия музыки имени Гнесиных. - Москва: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2021. - 162 с.
2. Вознесенская М. С., Беднарская Г. Г., Ахмедова М. Г., Ахмедов Э. А. Вокальное искусство: учебно-методическое пособие для студентов консерватории / М. С. Вознесенская, Г. Г. Беднарская, М. Г. Ахмедова, Э. А. Ахмедов; Министерство культуры Российской Федерации. - 2-е изд., расш. и доп. - Новосибирск: ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», 2021. - 301 с.
3. Даймон Т. Анатомия голоса: иллюстрированное руководство для певцов, преподавателей по вокалу и логопедов: атлас / Теодор Даймон, врач; [перевод с английского К. С. Мищенко] иллюстратор: Дэвид Браун. - Москва: Эксмо, 2023. - 110 с.
4. Егорова Е. А. (канд. пед. наук) Методика обучения вокалу: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов высшего профессионального образования, по направлению подготовки: 53.03.03 «Вокальное искусство», профиль «Академическое пение» / Егорова Е. А.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры», Факультет музыкального искусства. - Москва: Ритм, 2023. - 67 с.
5. Левина И. А. (певица, педагог), Юрасова Т. А. Методические аспекты вокального исполнительства: учебно-методическое пособие / Левина И. А., Юрасова Т. А.; Национальный проект «Культура», Федеральный проект «Творческие люди», Министерство культуры Российской Федерации, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры. - Саратов: СГК имени Л. В. Собинова, 2022. - 62 с.
6. Петерс Ю. Основы здоровой вокальной техники / Юлия Петерс. - Москва: Триумф: Лучшие книги, 2020. - 138 с.
7. Проблемы теории и практики постановки голоса: материалы IX Международной научно-практической конференции (29-30 ноября 2022 года) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Институт искусств [и др.]; под общей редакцией А. В. Филиппова [и др.]. - Саратов: Саратовский источник, 2023. - 124 с.
8. Работа над певческим голосом в классе эстрадного вокала: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие: по специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам). Вид: Эстрадное пение / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова» ; составитель А. Ю. Никулина. - Абакан : Изд-во Хакасского государственного университета, 2022. - 135 с.
9. Рудин Л. Б. Руководство по голососбережению: (медико-профилактическая технология): [для оториноларингологов, профпатологов, гигиенистов, организаторов здравоохранения] / Л. Б. Рудин; ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова», Общероссийская общественная организация «Российская общественная академия голоса». - Москва: Граница, 2020. - 495 с.
Читать дальше