Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Ассоциативно-семантическое поле как предмет лингвистических исследований……………………………………………………………………. 4
1.1. Понятие ассоциативно-семантического поля……………………………...4
1.2. Общеязыковые особенности лексемы «память» и её парадигматические корреляты…………………………………………………………………… 7
Вывод по главе I………………………………………………………………… 10
Глава II. Состав ассоциативно-семантического поля «Память» в повести
Е.Д. Айпина «У гаснущего Очага» ………………………………………… 11
2.1. Повесть «У гаснущего Очага» в контексте творчества Е.Д. Айпина… 11
2.2. Существительные с семантическим компонентом 'память' в повести Е.Д. Айпина «У гаснущего Очага» ………………………………………13
2.3. Прилагательные с семантическим компонентом 'память' в повести Е.Д. Айпина «У гаснущего Очага……………………………………… 14
2.4. Глаголы с семантическим компонентом 'память' в повести Е.Д. Айпина «У гаснущего Очага» ……………………………………………………. 15
2.5. Общеупотребительные и художественные фразеологизмы с компонентом «память» …………………………………………………. 16
Вывод по главе II………………………………………………………………… 18
Заключение ……………………………………………………………………. 19
Библиография …………………………………………………………………. 20
Читать дальше
Актуальность. Выявление особенностей индивидуального восприятия мира личности, реализованного в языке художника слова, на современном этапе занимает одно из главных мест в исследованиях, посвящённых анализу художественного текста. Анализ лингвистических особенностей произведений даёт возможность выявить ценностные ориентации личности, специфику индивидуально-авторского словоупотребления, полно и объективно представить языковую картину мира писателя. Данный факт придает настоящему исследованию чрезвычайную актуальность.
Объектом исследования данной курсовой работы выступает лексика ассоциативно-сематического поля «память».
Предметом исследования служат лексико-семантические, национально-культурные и функциональные особенности ассоциативно-семантического поля «память», характеризующие идиостиль Е.Д. Айпина.
Цель курсовой работы состоит в изучении, анализе и описании ассоциативно-семантического поля «память» в контексте повести Е.Д. Айпина «У гаснущего Очага».
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты вопроса, посвящённого обсуждению теории поля в русской и зарубежной лингвистических традициях.
2. Установить состав ассоциативно-семантического поля «Память» в контексте повести Е.Д. Айпина «У гаснущего Очага» и описать значение названной лексики сквозь призму индивидуально-авторского видения писателя.
Для решения поставленных задач был использованы следующие методы исследования: метод лингвистического описания с привлечением приёмов количественного и компонентного анализа; семантико-стилистический метод; контекстуальный; биографический.
Читать дальше
Лингвистические исследования начала XX в. позволили установить, что язык представляет собой систему элементов, значимость которых обусловлена одновременным наличием и функционированием остальных составляющих данной системы. В связи с этим, лингвисты прошлого столетия сосредоточились на разработке модели языковой системы, результатом чего стало зарождение полевого подхода в языкознании.
Свои представления о поле в отечественной науке выдвинули Ю.Д. Апресян и Ю.Н. Караулов. В их работах в основу системной организации слов в языке легла семантика, что позволило описывать лексику путем выделения разного рода семантических объединений. Так, Ю.Н. Караулов считал целесообразным разделить словарный состав языка на семантические поля, лексико-семантические группы, тематические группы, синонимические ряды и ономасиологические группы [14, c. 314]. Говоря о семантических полях, Ю.Д. Апресян высказал мнение о том, что они образуются множеством значений, которые имеют хотя бы один общий семантический компонент. В связи с этим, из любого семантического поля можно попасть в другое поле. Семантическое пространство языка является непрерывным, а семантические поля образуют незамкнутые и многократно пересекающиеся семантические группировки [6, c. 255]. И.А. Стернин в монографии «Полевая структура», характеризуя функции ядра и периферии поля, отмечал, что границы между полями размыты поскольку «конституенты поля могут принадлежать к ядру одного поля и периферии другого поля и наоборот» [16, c. 61].
Поле как межуровневое явление рассматривалось в работах ученых В.Г. Адмони и А.В. Бондарко. Адмони интерпретировал части речи как поля, обладающие центром и периферией. При этом он подчеркивал в своей концепции неравномерную насыщенность разных секторов периферии теми и или иными признаками лексической единицы, являющейся ядерной лексемой [2, c. 49-51].
А.В. Бондарко в своих работах выдвинул концепцию функционально-семантического поля, которое включает целую систему разноуровневых единиц языка – морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических, лексико-синтаксических, объединяющихся в полевую структуру на основе общности и взаимодействия их функций [8, c. 21].
Читать дальше
В творчестве русских северных писателей с именем Еремея Даниловича Айпина связано формирование хантыйской прозы [12, c. 52]. Это не случайно, поскольку Е.Д. Айпин родился и вырос в семье потомственного охотника-ханты поселка Варьеган Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области. В 1976 году будущий писатель окончил Литературный институт имени А.М. Горького, а через три года дебютировал с автобиографической повестью «В ожидании первого снега» [12, c. 52]. В этой работе отразился личный опыт Айпина, который в годы учебы в институте продолжал трудиться на нефтяной буровой вышке и принимал участие в многочисленных таежных экспедициях.
Самой сокровенной своей работой Е.Д. Айпин считает повесть «У гаснущего очага» (1992), которая выросла из цикла новелл «Я слушаю Землю» [3, c. 9]. Произведение поразило критиков ярко выраженной спецификой национального художественного мышления автора. Сам писатель в предисловии к книге говорит о том, что начал писать её «со дня своего рождения» [3, c. 9]. Главная тема повести – тема родственности [13, c. 210], поэтому её основными героями стали члены огромного хантыйского рода, к которому писатель причисляет не только Маму и Отца, Бабушку и Деда, Крестного отца, старца Ефрема, прадеда Ивана, Братьев и Сестер, но и Реки, Озера, Боры, Урманы, Зверей, Птиц, Деревья, Травы, а также Богов и Богинь Земли и Неба.
Значительное место в произведении Е.Д. Айпина посвящено фольклору хантыйского народа, где отразилось его духовное богатство. При этом автору удалось по-новому передать сюжеты хантыйского эпоса и его проблематику, понятия «родство» и «дом». В повести показаны жизненные основы народа ханты, благодаря которым он смог сохранять свою самобытность в течение многих сотен лет. В то же время писатель отражает в ней и боль от того, что хантыйская культура погибает под напором современности, превратившей Землю древних Богов в бездушную территорию нефтяных ресурсов [1, c. 73].
Читать дальше
В ходе исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы были изучены и проанализированы теоретические аспекты вопроса, посвящённого обсуждению теории поля в русской и зарубежной лингвистических традициях, установлен состав ассоциативно-семантического поля «память» в контексте повести Е.Д. Айпина «У гаснущего Очага» и описано значение названной лексики сквозь призму индивидуально-авторского видения писателя.
Результаты проделанной работы дают возможность заключить, что лексику любой языковой системы целесообразно представлять и описывать в виде полевой модели, в состав которой входит многоуровневая структура, объединяющая слова языка в лексико-семантические поля, пересекающиеся друг с другом на основе сходства семантических признаков. Выстраивание лексики в такую систему происходит не только формально, но и в сознании носителей языка. При этом общеупотребительные каноны использования словарного состава часто трансформируются в отдельном языковом сознании под влиянием внутренних ассоциаций и придают лексикону его обладателя неповторимое своеобразие, красочность и точность языковых выражений.
Использование семантического потенциала ассоциативных полей в художественном тексте особенно ярко прослеживается в повести Е.Д. Айпина «У гаснущего очага», где отражение личного внутреннего мира писателя стало памятником народной мудрости и вековым традициям хантыйского народа. Лексика, представленная разными частями речи, а также фразеологические единицы с семантическим компонентом 'память' позволяют читателю погрузиться в многомерное пространство, населенное древними богами и богинями, хранящими огонь очага в жилищах хантов. Они дают возможности тропой памяти дойти до восприятия коренным народом пришлой власти Белого Царя и жестких порядков Красного Царя, являющегося не человеком, а местом, и почувствовать боль от осознания неуклонного процесса утраты памяти новыми поколениями
Читать дальше
Агакишиева У.Д. Лексические черты идиостиля Е.Д. Айпина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: «Грамота», 2016. – № 12 (66). – Ч. 3. – С. 72-75.
2. Адмони В. Г. Основы теории грамматики. – М.–Л., 1964. – 105 с.
3. Айпин Е. Собрание сочинений в 5 т. Т. 2. В ожидании первого снега. Повести. – Ханты-Мансийск: «Новости Югры», 2020. – 416 с.
4. Акованцева Н.В. Ассоциативное поле как особый вид лексической группировки. – Воронеж, 2022. – 224 с.
5. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник. – М.: Русский язык, 2001. – 568 с.
6. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. – М.: Наука, 1974. – 367 с.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
8. Бондарко А.В. Функциональная грамматика / А. В. Бондарко. – Л., 1984. – 136 с.
9. Бурнаева К.А. Ассоциативное поле как способ моделирования фрагмента языкового сознания // LINGUA MOBILIS. – М.: ООО «Центр интеллектуальных услуг «Энциклопедия», 2011. – №1 (54). – С. 51–58.
10. Гаврилова А.С. Словарь синонимов и антонимов современного русского языка. – М.: Аделант, 2014. – 800 с.
11. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с.
12. Исакова С.А. Литература народов Севера: взгляд отечественной критики (на примере творчества ханта Е. Айпина) // Вестник БГУ. – 2017. – Вып. 3. – С. 51-55.
13. Исакова С.А. Эпические мотивы в прозе хантыйского писателя Е. Айпина (на примере повести «У гаснущего очага») // Слово в романе: проблемы междисциплинарного исследования: Всерос. науч.-практ. интернет-конф. Якутск, 2013. – С. 209-214.
14. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. – М.: Наука, 1976. – 355 с.
15. Рецензия на коллективную монографию И.А. Бубновой, И.В. Зыковой, В.В. Красных, Н.В. Уфимцевой «(Нео) психолингвистика и (психо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем» / под ред. В.В. Красных. — М.: Гнозис, 2017. — 390 с. // Вестник РУДН. – 2018. – Т. 22. – № 1. – С. 200-209.
16. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. – Воронеж, 1985. – 170 с.
17. Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. – М.: АСТ, 2014. – 639 с.
18. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1971. – 542 с.
19. Память // Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=19838 (дата обращения: 07.03.2024
Читать дальше