Введение Глава 1. Теоретические основы развития мышления у детей среднего дошкольного возраста средствам LEGO-конструирования 1.1. Особенности развития мышления у детей среднего дошкольного возраста 1.2. LEGO-конструирование, как средство развития мышления у детей среднего дошкольного возраста Глава 2. Опытно – практическая работа по развитию мышления у детей среднего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования 2.1. Диагностика уровня развития мышления у детей среднего дошкольного возраста 2.2. Составление и проведение комплекса работы по развитию мышления у детей среднего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования 2.3. Характеристика результатов опытно-практической работы Заключение Список источников Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
Педагогический колледж №18 Митино
4 курс

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования

дипломная работа
Языки
60 страниц
32% уникальность
2024 год
2 просмотров
[FAKE!!!] Е.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Жизнь часто ставит перед людьми очень важные и острые проблемы, которые нельзя откладывать. Появление таких задач на пути человека говорит о том, что вокруг много всего неизведанного, непонятного, скрытого, требующее серьезного познания мира. Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно пере-ходит к мышлению. Мышление – это высший познавательный процесс, направлен на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними связей. Мышление тесно связано с активной деятельностью. Любой вид деятельности включает решение мыслительных задач. Мыслительные задачи, вопросы, проблемы, споры и многое другое выполняется благодаря мыслительным операциям, которые подразделяются на: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Хорошим знаком для развития мышления является овладение мыслительными операциям, так как они выявляют значимые достоверные связи и отношения между пред-метами, явлениями, фактами. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления. В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания. Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Та-кие взаимосвязи приводят, во- первых, к появлению развернутого мысли-тельного процесса - рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мысли-тельных операций. Одним из главных принципов в основе ФГОС ДО [24] является поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; под самоценностью детства происходит рассмотрение детства как периода жизни значимого самого по себе, без различных условий; значимого тем, что происходит с ребенком здесь и сейчас, а не тем, что этот период является важным для перехода на следующий период жизни. ФГОС ДО [24] также делает акцент на развитие личности ребенка, в котором первостепенную роль в структуре познавательной деятельности приобретает мышление, обеспечивающее целостность и контекстуальность восприятия объектов познания, способствующее формированию его интеллектуальных и творческих качеств. Одним из средств развития мышления, памяти детей среднего дошкольного возраста являются средства конструктора LEGO. Конструирование для дошкольников – важный продуктивный вид деятельности по моделированию как реально существующих, так и вымышленных самими детьми объектов. В этом смысле уникальным явлением в мире игр для всех детей, позволяющим общаться без проблем на од-ном универсальном языке – языке игры, является конструктор LEGO. Он дает возможность ребенку не только собрать игрушку, но и поиграть с ней, видоизменять ее, преобразовывать, исходя из собственного замысла и фантазии или в соответствии с заданием, инструкцией. Цель исследования: теоретически обосновать и проверить в опытно- практической работе эффективность развития мышления у детей среднего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования. Объект исследования: развитие мышления у детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие мышления у детей среднего до-школьного возраста средствами LEGO-конструирования. Задачи исследования: 1.Охарактеризовать особенности развития мышления у детей средне-о дошкольного возраста. 2.Раскрыть особенности влияния LEGO-конструирования на развитие и мышления у детей среднего дошкольного возраста. 3.Выявить уровень развития мышления у детей среднего дошкольного возраста. 4.Составить и провести комплекс мероприятий по LEGO-конструированию по развитию у детей среднего дошкольного возраста. 5.Проанализировать и представить результаты опытно-практической работы по использованию LEGO-конструирования как средство развития мышления детей среднего дошкольного возраста. Методы исследования: а) теоретические методы: анализ психолого-педагогической литера-туры по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, анкетах, эксперименте, т.е. эмпирическим путём; б) эмпирические: наблюдение; беседа; анкетирование; изучение опыта. Структура работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение, список источников и приложения.
Читать дальше
Мышление выступает одной из фундаментальных категорий психологической науки. Данный феномен определяется как познавательный психический процесс, который заключается в опосредованном, обобщенном отражении человеком объективной реальности в ее сущностных, сложных взаимосвязях, отношениях [22, c.43]. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера [30]. Содержание мышления схематично представлено на Рис.1. Рис. 1. Содержание мышления [10, c.56] Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть воспринято черед органы чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия. Опосредованный, обобщённый характер мышления позволяет человеку познавать не только отдельные явления и феномены, но и раскрывать их сущность, устанавливать различные взаимосвязи и взаимоотношения, раскрывать объективные закономерности. Основными формами мышления выступают понятие, суждение и умозаключение [5, c.211]. Развитие мышления начинается в младенчестве и в течение первого года жизни, организация мышления следует независимо от функции речи в согласовании со своими собственными законами. Главным условием для становления мышления дошкольников считается целенаправленное воспитание и обучение. В процессе воспитания до-школьник осваивает предметные действия, речь, учится решать первые простые, а вслед за тем сложные задачи, а также воспринимать запросы, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Становление мышления выражается в постепенном развитии содержания мысли, в поочередном образовании форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. В то же время у ребёнка усиливаются познавательные интересы - мотив к мыслительной деятельности.
Читать дальше
Констатирующий этап эксперимента проходил в ДОУ №686, г. Москва. В эксперименте участвовало 24 ребенка. Возраст испытуемых обеих групп был от 4 лет до 5,5 лет. В организации исследования мы опирались на основные компоненты наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте, выделенные Т.В. Нестеровой [15]: -образы-представления об окружающей действительности, последовательность мыслительной деятельности; -познавательное ориентировочное действие (зрительная ориентиров-ка); -мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). 1.Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) как показатели наглядно-образного мышления изучались с помощью методики «Нарисуй целое» Е. А. Стребелевой [12]. Цель: выявить сформированность образов-представлений о предмете, его целостности; пространственных представлений и умения оперировать ими в мысленном плане. Оборудование: картинка с изображением всех частей знакомого детям предмета-неваляшки, и такая же разрезанная картинка, бумага, карандаши, см. Приложение 1. Ход исследования: взрослый кладет перед ребенком картинку с изображением частей неваляшки и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения задания, анализ структуры мыслительной деятельности, умение нарисовать целостный предмет по разрезной картинке, анализ рисунка, результат.
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, бы-ли выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. В настоящее время в связи с новыми задачами в системе дошкольного образования особо значима актуализация умственной сферы, проблема умственного развития детей дошкольного возраста. Одним из центральных вопросов умственного развития является вопрос об оптимизации и развитии мышления в дошкольном возрасте. Понимание динамики развития мышления ребенка – это условие изменения концентрации педагогов в воспитательно-образовательном процессе при переходе на подлинно развивающую личностно-ориентированную модель. Мышление – это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. А результаты познавательной деятельности фиксируются в форме понятий. Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение конкретной задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Средний возраст является важнейшим периодом в развитии до-школьника. Основным видом деятельности детей среднего дошкольного возраста является не только игра, но и появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. В данном возрасте у детей ведущим видом мышления является наглядно-образное. Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской деятельности. Од-ной из эффективных, по мнению многих специалистов, является конструирование. LEGO-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы. Любой конструктор «LEGO» обладает очень важными для развития ребёнка-дошкольника возможностями. LEGO-конструкторы являются прекрасной развивающей игрушкой для детей разных возрастов. Современные наборы предоставляют большой выбор способов игры: от создания простой модели по схеме до проектирования и создания радиоуправляемых роботов своими руками. Занятия с конструкторами развивают мышление, произвольное внимание, речь и коммуникативные способности детей, учат их планировать свою деятельность и контролировать процесс выполнения задач, развивают их личностные качества. Нами была проведена опытно-практическая работа по использованию LEGO-конструирования как средства развития мышления детей сред-него дошкольного возраста. Как показали ее результаты, занятия, основанные на деятельности дошкольников с LEGO-конструкторами, позволяют не только повысить уровень развития мышления, но и качественно и количественно внести изменения в наглядно-образный вид мышления детей. Рекомендации. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебном процессе, а также для более углубленного понимания изученной темы. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Белова Д.Н. Использование LEGO-конструирования в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru(дата обращения 13.02.2024). 2.Выготский Л.С. Мышление и речь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 13.02.2024). 3.Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет. [Электронный ресурс] – Режим до-ступа: https://elibrary.ru(дата обращения 13.02.2024). 4.Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. — М.: Академия, 2022. – 464 с. 5.Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 13.02.2024). 6.Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в до-школьном возрасте. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 13.02.2024). 7.Зареченская О. А. Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста // Вопросы до-школьной педагогики. — 2022. — №3. — с. 26-29. 8.Комарова Л.Г. Строим из Лего [Электронный ресурс] – Режим до-ступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 13.02.2024). 9.Кручинин В.А., Комарова Н.Ф. Психология и педагогика высшей школы: учебно - методическое пособие - Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно - строительный университет, ЭБС АСВ, 2023.— 197 c. 10.Лего - энциклопедия: практическое пособие / Н.В.Губанова, И.А.Пятница, Л.Н.Котова и др. ̶ Донецк: Истоки, 2021. – 98 с. 11.Матосян Т.В. Рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию и его применению в образовательном процессе (из опыта работы) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 13.02.2024). 12.Методика «Нарисуй целое» Е. А. Стребелевой [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://life-styling.ru/metodika-narisuj-celoe-strebeleva(дата обращения 13.02.2024). 13.Методика «Сравнение сюжетных картинок «Летом» Е.А. Стребелевой [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://triptonkosti.ru/4-kartinki/metodika-sravnenie-syuzhetnyh-kartinok-letom-po-materialam-strebelevoj-e-a.html(дата обращения 13.02.2024). 14.Немов Р. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2022. - 640 с. 15.Нестерова Т.В. К вопросу о формировании наглядно-образного мышления у дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru(дата обращения 13.02.2024). 16.Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfiles.net. (дата обращения 13.02.2024). 17.Парамонова Л. Г. Ваш ребенок на пороге школы. Как подготовить ребенка к школе. — СПб.: КАРО, Дельта, 2022. — 384 с. 18.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика-Пресс, 2022. - 526 c. 19.Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 2021. – 262 с. 20.Самойлова С.В. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения дошкольников 4-5 лет. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru(дата обращения 13.02.2024). 21.Тихомиров О.К. Психология мышления: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2020. – 272 с. 22.Трубайчук Л.В. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2022. – 290 с. 23.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 13.02.2024). 24. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 13.02.2024). 25.Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 13.02.2024). 26.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Авт.-сост. Т. В. Лусс. — М.: РУДН, 2021. — 133 с. 27.Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. — М.: ТЦ Сфера, 2022. — 128 с. 28.Шихова А.Ф. Lego конструирование и образовательная робототехника: Программа дополнительного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news9878.html (дата обращения 13.02.2024). 29.Шмелева Н.Г. Педагогические условия формирования логического мышления [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru(дата обращения 13.02.2024). 30.Эльконин Б. Д. Опосредованние. Действие. Развитие [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 13.02.2024). 31.Яковлева И.А. Педагогическая система руководства строительно-конструктивными играми / И. А. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2023 г.). — Чита: Издательство «Молодой ученый», 2023. — с. 82–85.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Нормативные механизмы предупереждения конфлитов
Количество страниц:
22
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Конфликтология
дипломная работа
Правовое регулирование наследственных фондов
Количество страниц:
69
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Юриспруденция
курсовая работа
Субъекты патентного права: понятие, виды и правовой статус
Количество страниц:
35
Оригинальность:
47%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image