Актуальность исследования. Жизнь часто ставит перед людьми очень важные и острые проблемы, которые нельзя откладывать. Появление таких задач на пути человека говорит о том, что вокруг много всего неизведанного, непонятного, скрытого, требующее серьезного познания мира. Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно пере-ходит к мышлению.
Мышление – это высший познавательный процесс, направлен на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними связей.
Мышление тесно связано с активной деятельностью. Любой вид деятельности включает решение мыслительных задач. Мыслительные задачи, вопросы, проблемы, споры и многое другое выполняется благодаря мыслительным операциям, которые подразделяются на: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Хорошим знаком для развития мышления является овладение мыслительными операциям, так как они выявляют значимые достоверные связи и отношения между пред-метами, явлениями, фактами.
Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления. В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.
Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Та-кие взаимосвязи приводят, во- первых, к появлению развернутого мысли-тельного процесса - рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мысли-тельных операций.
Одним из главных принципов в основе ФГОС ДО [24] является поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; под самоценностью детства происходит рассмотрение детства как периода жизни значимого самого по себе, без различных условий; значимого тем, что происходит с ребенком здесь и сейчас, а не тем, что этот период является важным для перехода на следующий период жизни.
ФГОС ДО [24] также делает акцент на развитие личности ребенка, в котором первостепенную роль в структуре познавательной деятельности приобретает мышление, обеспечивающее целостность и контекстуальность восприятия объектов познания, способствующее формированию его интеллектуальных и творческих качеств. Одним из средств развития мышления, памяти детей среднего дошкольного возраста являются средства конструктора LEGO.
Конструирование для дошкольников – важный продуктивный вид деятельности по моделированию как реально существующих, так и вымышленных самими детьми объектов. В этом смысле уникальным явлением в мире игр для всех детей, позволяющим общаться без проблем на од-ном универсальном языке – языке игры, является конструктор LEGO. Он дает возможность ребенку не только собрать игрушку, но и поиграть с ней, видоизменять ее, преобразовывать, исходя из собственного замысла и фантазии или в соответствии с заданием, инструкцией.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить в опытно- практической работе эффективность развития мышления у детей среднего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования.
Объект исследования: развитие мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие мышления у детей среднего до-школьного возраста средствами LEGO-конструирования.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать особенности развития мышления у детей средне-о дошкольного возраста.
2.Раскрыть особенности влияния LEGO-конструирования на развитие и мышления у детей среднего дошкольного возраста.
3.Выявить уровень развития мышления у детей среднего дошкольного возраста.
4.Составить и провести комплекс мероприятий по LEGO-конструированию по развитию у детей среднего дошкольного возраста.
5.Проанализировать и представить результаты опытно-практической работы по использованию LEGO-конструирования как средство развития мышления детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
а) теоретические методы: анализ психолого-педагогической литера-туры по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, анкетах, эксперименте, т.е. эмпирическим путём;
б) эмпирические: наблюдение; беседа; анкетирование; изучение опыта.
Структура работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение, список источников и приложения.