Актуальность темы работы обусловлена тем, что анализ внешней и внутренней среды предприятия имеет стратегически важное значение. В условиях динамичности и скоротечности экономических процессов, изменчивость внешних и внутренних условий хозяйствования экономических субъектов вызывает необходимость в непрерывном мониторинге данных факторов. Анализ внутренней и внешней среды позволяет обеспечить исполнителей необходимой, оперативной, достоверной информацией об условиях функционирования организации для принятия эффективных управленческих решений. Особую значимость анализ внутренней и внешней среды занимает в практике гостиничных предприятий. Это связано с тем, что в современных нестабильных условиях экономики гостиничная сфера является одной из наиболее пострадавших отраслей. При грамотно выстроенной системе управления гостиничным предприятием, негативное воздействие с внешней и внутренней среды будет минимально, ресурсы предприятия будут целесообразно распределяться, а работники – стремиться к достижению целей организации.
Вопросы, связанные с анализом внутренней и внешней среды, все чаще становятся предметом исследований в трудах современных специалистов: Е.В. Казаковой, О.В. Кузьменко, И.А. Янкиной. Однако методы анализа внутренней и внешней среды рассматриваются авторами применительно ко всем предприятиям, отсутствуют исследования, раскрывающие специфику проведения анализа для гостиничных предприятий. Все это свидетельствует о недостаточном уровне разработанности темы, отражает ее новизну и значимость дальнейшего изучения.
Цель исследования – разработка мероприятий по совершенствованию деятельности АО «ГК «Выборг» по результатам анализа внутренней и внешней среды гостиничного предприятия.
Задачи исследования:
раскрыть специфику управления гостиничным предприятием;
изучить методику анализа внутренней и внешней среды гостиничного предприятия;
составить организационно-экономическую характеристику гостиничного предприятия;
провести анализ внутренней и внешней среды гостиничного предприятия;
разработать мероприятия по совершенствованию деятельности гостиничного предприятия;
оценить эффективность разработанных мероприятий.
Объект исследования – гостиничное предприятие АО «ГК «Выборг».
Предмет исследования – внешняя и внутренняя среда АО «ГК «Выборг».
Методы исследования: общетеоретические (классификация, синтез, анализ, обобщение, сравнение); практические (коэффициентный анализ, PEST-анализ, SWOT-анализ, EFAS-анализ, SNW-анализ, экспертные оценки).
Теоретико-информационной основой исследования выступили учебные пособия и периодические издания отечественных специалистов в области менеджмента в ресторанно-гостиничной деятельности: С.А. Быстрова, Н.В. Дмитриевой, П.Г. Николенко, Н.В. Фаустовой, бухгалтерская и внутренняя управленческая отчетность АО «ГК «Выборг» за 2020-2022 гг.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и систематизации теоретико-методологических основ анализа внутренней и внешней среды гостиничного предприятия.
Практическая значимость исследования состоит в анализе и выявлении факторов внутренней и внешней среды АО «ГК «Выборг», в выявлении проблем и разработке мероприятий по совершенствованию деятельности гостиничного предприятия.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Читать дальше
Предприятие гостиничного типа – это такое средство размещения для туристов (и/или местных жителей), которое включает в себя определенное количество номеров (номерной фонд), находится под управлением единого руководства, и предоставляет конкретный набор услуг (такие, как уборка и обслуживание номера, предоставление завтрака, заправка постелей, услуги бассейна, спортивного зала, SPA) [6, с. 37].
Гостиницы (отели, апартаменты, хостелы) функционируют практически во всех городах мира, но основная их концентрация приходится на курортные (рекреационные) территории, которые привлекают туристов в определенные сезоны, либо круглогодично. Управление таким многофункциональным предприятием может иметь различные формы и методы. Они сформировались в начале 20-го века и изменялись на протяжении десятилетий, и их активное развитие произошло из-за возникновения новых и эффективных способов управления гостиничным предприятием, таких, как: партнерство и аренда, синдицирование и франчайзинг, контрактное управление:
аренда гостиничного предприятия – как форма управления характеризуется тем, что всю ответственность за коммерческий риск несет управляющий. Он обязан выплачивать собственнику определенную арендную плату (чаще всего фиксированную). В среднем гостиница арендуется за 20-50 % от общего объема продаж. Данная форма способствует выходу арендатора и собственника на рынок и их укреплению на нем;
партнерство – при использовании такой формы управления все желающие войти в гостиничный бизнес вносят долю стоимости отеля. Как результат, вкладчики получают оплату как управляющие, а доходы от деятельности гостиничного предприятия разделяются между ними и организацией;
синдицирование – данный вид управления предусматривает объединенную систему большой собственности и больших инвестиций. Синдицирование характеризуется распределением долей рынка среди участников синдиката;
Читать дальше
АО «ГК «Выборг» действует на территории Российской Федерации в соответствии с установленным гражданским законодательством. Непосредственным актом, регулирующим деятельность предприятия, является Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. В соответствии с законом главной целью функционирования предприятия является получение прибыли [1].
Фирменное наименование АО «ГК «Выборг» – гостиница «Выборг».
Предприятие было зарегистрировано 23 ноября 2011 года. Срок, на который создано общество – неограничен.
Месторасположение предприятия – 188800, Ленинградская область, Выборгский р-н, г Выборг, Ленинградский пр-кт, д. 19.
Основной вид деятельности АО «ГК «Выборг» – деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
Гостиница «Выборг» – это семиэтажный комплекс, состоящий из 90 номеров, способный принять до 180 гостей. Вблизи отеля расположены авто - и железнодорожный вокзалы, что делает гостиницу удобной для размещения. Гостиница находится в центре города Выборга, в 15 минутах ходьбы от построенного в 13 веке Выборгского замка. В гостинице представлены как стандартные номера, так и комнаты класса «Люкс». Светлые номера оформлены в теплых тонах, в классическом стиле. Они оснащены телевизором и собственной ванной комнатой. Стоимость номеров в гостинице от 3 400 руб. в сутки, тариф предполагает предоставление завтрака «шведский стол». Отель обладает развитой инфраструктурой: на территории гостиницы находятся ресторан и лобби-бар [20].
Читать дальше
По результатам анализа внешней и внутренней среды АО «ГК «Выборг» были определены следующие направления совершенствования деятельности гостиничного предприятия:
продвижение деятельности предприятия в интернет-среде для укрепления его конкурентных позиций и повышения финансовых результатов;
проведение мероприятий, направленных на снижение конфликтности и повышение стрессоустойчивости персонала;
факторинг дебиторской задолженности для высвобождения денежных средств.
Рассмотрим каждое мероприятие подробнее.
1. Развитие интернет-маркетинга.
Повышение узнаваемости и увеличение финансовых результатов АО «ГК «Выборг» планируется за счет роста количества продаж услуг отеля при помощи грамотного применения возможностей digital-технологий для организации взаимодействия с целевыми сегментами потребителей.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
формирование в цифровой среде имиджа современного комфортного отеля, подходящего бизнес-туристам;
увеличение эффективности продвижения с помощью уже используемых каналов (сайта);
повышение осведомленности потенциальных гостей об отеле;
привлечение новых посетителей и увеличение количества повторных обращений от тех, кому уже были оказаны услуги проживания.
Все необходимые действия, связанные с продвижением АО «ГК «Выборг», ориентированы на две основные группы потребителей услуг:
самостоятельные туристы (public), бронирующие номера по телефону, через сайт отеля, сервисы бронирования или ресепшн;
корпоративные туристы (corporate), которые бронируют через свою организацию.
Читать дальше
По результатам анализа внешней и внутренней среды АО «ГК «Выборг» были выявлены угрозы: высокий уровень конфликтов в сфере обслуживания, большое число конкурентов в г. Выборг, несвоевременные поставки продукции со стороны непроверенных новых поставщиков. Были определены возможности, открывающиеся перед предприятием: развитие интернет-маркетинга, развитие туризма в Ленинградской области, рост потребности в отраслевых тренингах, конференциях. К слабым внутренним сторонам предприятия были отнесены факторы: падение деловой активности, нестабильность кадрового состава, низкий уровень благонадежности контрагентов. Среди сильных сторон выделены: удобное расположение, конкурентоспособная ценовая политика, присутствие в интернете.
Для совершенствования деятельности АО «ГК «Выборг» было порекомендовано реализовать следующие мероприятия:
усовершенствовать сайт и подключить инструменты интернет-маркетинга. Требуется обратиться в агентство WebCanape, годовые расходы составят 2 400 тыс. руб. Ожидаемый прирост выручки – 16 030 тыс. руб.;
внедрить технологии по формированию благоприятного психологического климата в коллективе. Расходы на реализацию составят 531 069 руб. Ожидается, что текучесть персонала снизится с до 15 %, что позволит сэкономить 570 000 руб. в год. Рентабельность затрат – 7,33 %;
направить дебиторскую задолженность в сумме 2 734 тыс. руб. на факторинг, что позволит высвободить денежные средства. Для факторинга задолженности рекомендовано обратиться в ООО «ВТБ Факторинг».
По данным плановой бухгалтерской отчетности АО «ГК «Выборг» было определено, что после реализации мероприятий показатели прибыли и рентабельности вырастут, что свидетельствует о возможности внедрения предложений в деятельность гостиничного предприятия.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об акционерных обществах» [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/ (дата обращения: 03.03.2024).
2. Ассаф Б. Формирование стратегии антикризисного управления гостиничными предприятиями / Б. Ассаф // Прогрессивная экономика. – 2021. – № 7. – С. 35-47.
3. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник / В.С. Боголюбов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 293 с.
4. Быстров С.А. Организация гостиничного дела: учебное пособие / С.А. Быстров. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 432 с.
5. Глазков В.Н. Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела: учебное пособие / В.Н. Глазков. – М.: Юрайт, 2024. – 177 с.
6. Дехтярь Г.М. Стандартизация, сертификация, классификация в туристской и гостиничной индустрии: учебное пособие / Г.М. Дехтярь. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 397 с.
7. Дмитриева Н.В. Гостиничный менеджмент: учебное пособие / Н.В. Дмитриева, Н.А. Зайцева, С.В. Огнева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 326 с.
8. Казакова Е.В. Комплексная методика диагностики состояния предприятий с позиций устойчивого развития / Е.В. Казакова // Гуманитарный вестник ДонГАУ. – 2023. – № 1. – С. 112-119.
9. Козлюк Н.В. Роль финансового анализа в системе управления гостиничным бизнесом / Н.В. Козлюк, Н.А. Тихомирова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2021. – № 12(139). – С. 31-36.
10. Кузьменко О.В. PEST-анализ в системе стратегического маркетингового анализа / О.В. Кузьменко, В.Н. Чекарь, С.В. Мостипан // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 2(96). – С. 217-223.
11. Куценко Е.В. Система формирования конкурентоспособности гостиничных предприятий / Е.В. Куценко // Торговля и рынок. – 2021. – Т. 2, № 4-2(60). – С. 165-173.
12. Николенко П.Г. Организация гостиничного дела: учебник / П.Г. Николенко, Е.А. Шамин, Ю.С. Клюева. – М.: Юрайт, 2024. – 531 с.
13. Портер М.Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: учебно-практическое пособие / М.Е. Портер. – 7-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2021. – 453 с.
14. Резник С.Д. Менеджмент: учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 367 с.
15. Скобкин С.С. Практика гостиничного и туристического менеджмента: учебное пособие / С.С. Скобкин, Л.А. Попов, А.П. Ковальчук. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 352 c.
16. Тимохина Т.Л. Технологии гостиничной деятельности: теория и практика: учебник / Т.Л. Тимохина. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2024. – 300 с.
17. Фаустова Н.В. Организация и специфика предоставления гостиничных услуг в гостиницах: учебное пособие / Н.В. Фаустова. – М.: Юрайт, 2024. – 188 с.
18. Янкина И.А. Подходы к применению методики SWOT-анализа деятельности предприятия / И.А. Янкина, А.А. Мельников, А.В. Шнайдер // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2023. – № 4(40). – С. 18-27.
19. Бухгалтерская отчетность АО «ГК «Выборг» [Электронный ресурс]. – БФО Налог. – Режим доступа: https://bo.nalog.ru/organizations-card/281986 (дата обращения: 03.03.2024).
20. Официальный сайт АО «ГК «Выборг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vyborgvbg.ru (дата обращения 03.03.2024).
Читать дальше