Введение 3 Глава 1. История и философия российского неоязычества 5 1.1. История развития неоязычества в России 5 1.2. Неоязыческий религиозно-философский дискурс 8 Глава 2. Неоязычество и неонацизм 15 2.1. Неонацистские организации внутри славянской языческой традиции 15 2.2. Участие славянских неоязыческих организаций в экстремистских действиях 19 Заключение 22 Список использованной литературы 23
Российский государственный гуманитарный университет

Славянское неоязычество как идеология неонацизма в современной России

курсовая работа
Философия
25 страниц
85% уникальность
2024 год
34 просмотров
Беляев М.
Эксперт по предмету «Теология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список источников
Актуальность проблемы исследования. В отечественном религиоведении до сих пор не поднимался вопрос о комплексном изучении такого сравнительно молодого явления для новой России, как неоязычество. Изучение организованных в небольшие группы, несущих особую субкультуру представителей неоязычества является весьма важной проблемой современного российского религиоведения, так как языческое мировоззрение, оказывая влияние на определенные социальные слои, формирует особые нравственные, историко-культурные и политические представления. Особая значимость изучения данного явления заключается и в том, что языческая идеология весьма популярна в политических и националистических организациях России, а неправильное ее толкование может привести к появлению межнациональных конфликтов и росту межэтнической напряженности, с одной стороны, и ущемлению демократических прав определенных групп русского населения нашей страны, исповедующих дохристианские культы, с другой. Объектом исследования является славянское (русское) неоязычество, его место и роль в религиозной и политической жизни, в общественном сознании россиян. Предмет исследования - истоки формирования неоязычества, его идеология и практика. Цель исследования - выявить особенности и закономерности происхождения и структуры неоязыческих групп, их идеологии и религиозных практик. Задачи исследования. 1. Проанализировать историю возникновения славянского неоязычества в России. 2. Определить философско-религиозные концепции славянского неоязычества в России. 3. Изучить неонацистские организации внутри славянской языческой традиции. 4. Рассмотреть участие славянских неоязыческих организаций в экстремистских действиях Методологическая основа исследования. Автором были использованы общетеоретические положения, концепции и выводы о характере нетрадиционных видов религий, эволюции и модернизации религии, психологии религиозного сознания, принятые в отечественной и зарубежной философии, сравнительном религиоведении и социологии. Структура исследования соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Читать дальше
Неоязычество - это современная или реконструированная форма древних языческих верований и духовных практик. Это тип нового религиозного движения. Неоязычество следует отличать от продолжающихся языческих традиций, таких как классический шаманизм. Термин «неоязыческий» происходит от церковнославянского понятия «язычник», которое долгое время имело уничижительный оттенок. Поэтому сторонникам этого движения часто не нравится термин «неоязычество», они предпочитают называть себя «родноверами», «православными волхвами», «славяно-арийцами» среди прочих терминов [2]. Среди названий неоязыческих групп часто используются слова «язычество» и «традиционный», призванные подчеркнуть их заявленную аутентичность и связь с древними корнями. Идеологи и приверженцы международных неоязыческих движений обычно не скрывают синкретической природы своих верований, хотя они опираются на традиции, уходящие корнями в глубокую древность. Неоязычество можно понимать, как национальное религиозное движение, искусственно созданное городской интеллигенцией из фрагментов местных верований и традиций с целью возрождения национальной духовности. Однако на самом деле мы говорим не о возрождении традиций, а скорее о создании идеологической основы для нового социально-политического сообщества, которое лучше соответствует условиям современности [6].
Читать дальше
В 1980-х годах начали формироваться различные языческие общины, движения в области образования и здравоохранения, а также политические организации. Одним из первых возникших было «Ленинградское общество волхвов», которое поначалу было тайной организацией. Однако в 1986 году она была зарегистрирована и получила официальное признание. Первоначальными членами этой группы были студенты В.Н. Безверха, курсанты военных и полицейских институтов [15]. Несмотря на это, откровенно расистская пропаганда организации привлекла внимание КГБ, который предупредил Безверха в 1988 году и официально распустил его организацию. Хотя группа продолжала действовать тайно, ее деятельность в конечном итоге была запрещена. В 1990 году руководство «Союза венедов» приняло решение поддержать неонацистскую группировку «Русское национальное единство», возглавляемую А.П. Баркашовым. Лидеры утверждали, что «империя является оптимальной политической формой для управления биологическими и социальными сообществами венетов». Члены «Венедского союза» послужили основой для петербургского отделения «Русской партии».
Читать дальше
Итак, русское язычество во многом родилось из идеи патриотизма, и в те годы, когда даже борьба за экологию казалась патриотическим делом, поэтому даже сегодня многие русские язычники чувствительны к социальным и политическим проблемам. Русские выступают за социальную справедливость, но они делают это для «русских», которых они считают истинными представителями страны. Конечно, все это приводит к вопросам о судьбе нерусских, которые составляют не менее 20% населения, а также к вопросу о трудовых мигрантах, которые приезжают в Россию в большом количестве. У язычников нет четкого решения этих проблем, но в их планы на будущее входит проведение проектов этнической чистки. Таким образом, культурную и языковую общность следует рассматривать как биологическую. Вот почему многие русские язычники симпатизируют расовым взглядам, и вот почему их привлекает русское (или славянское) язычество, а не язычество в целом, поскольку это позволяет им строго увязывать идеологию со своей биологической идентичностью. Русских язычников, озабоченных современными социальными проблемами, чрезвычайно беспокоит этнический фактор. Левые из языческого движения видят крах коммунистического режима и падение Советского Союза, наряду с приходом капитализма, в результате подрывной деятельности меньшинств, которые якобы тайно украли экономические ресурсы у русских и привели их к бедности. Правые обвиняют меньшинства в том факте, что те, кто больше всего выиграл от перехода к рыночной экономике, препятствуют столь же успешному участию российских предпринимателей. С этой точки зрения меньшинства представлены как основной источник социальной несправедливости. Это еще более усиливается фактором массовой миграции, которая усиливает ксенофобские настроения среди многих неоязычников.
Читать дальше
Авдеев В. Преодоление христианства. - М.: Капь, 1994. - 140 с. 2. Асеев О.В. Язычество в современной России: социальный и этнополитический аспекты: Дис. ... канд. филос. наук. - М.: РАГС, 1999. – 160 3. Асов А.И. Златая цепь: Мифы и легенды древних славян. - М.: Наука и религия, 1998. - 320 с. 4. Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. - М.: Вече, 1999. - 544 с. 5. Асов А.И. Славянские руны и «Боянов гимн». - М.: Вече, 2000. - 416 с. 6. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1997. – 320 с. 7. Блаватская Е. Тайная доктрина. - М.: Вече, 2000. - 616 с. 8. Велесова книга: Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга /Реставрация, перевод, комментарии Б. Кресеня. - М.: Наука и религия, 1992. - С. 133-273. 9. Гайдуков А.В. Национальная идея в славянском неоязычестве //Вестник всеобщей истории. Вып. 2. - СПб.: Нестор, 1999. - С. 111-127. 10. Гобарев В.М. Предыстория Руси /В 2 частях. - М.: Менеджер, 1994. - 682 с. 11. Голяков В.Ю. Солнцеворот. Родовой трактат. - СПб.: Волхв, 1992. - 70с. 12. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма: Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию /пер. с англ.. - Б.м. СПб.: Евразия, 1993. - 244 с. 13. Данилов В.В. Арийская империя: Гибель и возрождение. В 2-х т. - М.: Воля России, 1997. – 678 с. 14. Данилов В.В. Русь ведическая в прошлом и будущем: Основы мистической политологии (евангелие от ариев) /РАН Отдел теоретических проблем. - М.: Воля России, 1996. - 280 с. 15. Демин В.С. От Ариев к русичам. - М.: Русская правда, 1998 - 240 с. 16. Дугин А.Г. «Гиперборейская теория»: Опыт ариософского исследования. - М.: Историко-религиозное общество «АРКТОГЕЯ», 1993. - 128 с. 17. Замалееев А.Ф. История русской философии: Учебник для гуманитарных вузов. - М.: Магистр, 1996. – 704 с. 18. Казаков В.С. Мир славянских богов. - Калуга, 1997. - 78с. 19. Книга Велеса /Перевод и комментарии А.И. Асова. - М.: Наука и религия, 1997. - 288 с. 20. Кожевникова Г. В, Шеховцов А. В. и др. Радикальный русский национализм: структуры, идеи, лица. М.: Центр «Сова», 2009. – 346 с. 21. Козлов В.П. Тайны фальсификации: Анализ подделок исторических источников XVІІІ -XІX веков: Пос. для преподавателей и студентов вузов. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 272 с. 22. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси /Худож. В.Б. Тихомиров. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 240 с. 23. Лакер У. Черная сотня: Происхождение русского фашизма /Пер. с англ. В. Меникера; Культурная инициатива. - М.: Текст, 1994. - 478 с. 24. Лесной С. Откуда ты, Русь? - Ростов н/Д: Донское слово; Квадрат, 1995. - 352 с. 25. Невелев Д. «Ку-клукс-клан со славянским отливом», в Огонек , 11 октября 1999 (№ 29) (http://www.ogoniok.com/archive/1999/4616/29-17-18/) 26. Новые религиозные культы, движения, организации в России /Редкол.: Трофимчук Н.А., Освиенко Ф.Г., Одинцов М.И. - М.: РАГС, 1997. (2-е изд., 1998. - 346 с.). 27. Носова Г.А. Язычество в православии. - М.: Наука, 1975. - 152 с. (Научно-атеистическая серия). 28. Православие: Словарь атеиста /Под общ. ред. Н.С. Гордиенко. - М.: Политиздат, 1988. - 272 с. 29. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению /Под ред. проф. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарика, 1998. – 538 с. 30. Рерих Н. Духовные сокровища. Философские очерки и эссе. – М.: Эксмо, 2014. – 630 с. 31. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1988. - 580 с. 32. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981. - 608 с. 33. Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. - СПб.: Высшие гуманитарные курсы РХГИ, 1993. - 136 с. 34. Тихонравов Ю.В. Религии мира /Учебно-справочное пос. - М.: Uviersa, 1996. - 420 с. 35. Фишер М.П. Живые религии: Пер. с англ. /Международный Фонд Образования. - М.: Республика, 1997. - 460 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Учет движения сырья на складе
Количество страниц:
28
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Базы данных
реферат
Положение римлян в Романо-Варварских королевствах
Количество страниц:
15
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Всеобщая история
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image