ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 4 1.1. Психолого– педагогические особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте 4 1.2. Психолого– педагогические особенности развития эмоциональной сферы в школьном возрасте 7 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 13 2.1. Обзор психологических подходов к развитию эмоциональной сферы в дошкольном и школьном возрасте 13 2.2. Педагогический опыт развития эмоциональной сферы в дошкольном и школьном возрасте с помощью психологических подходов 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ИГУ
2 курс

Психологические подходы к развитию эмоциональной сферы в дошкольном и школьном возрасте

курсовая работа
Психология
37 страниц
54% уникальность
2024 год
18 просмотров
Зайцева А.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список использованны
Актуальность. Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном и школьном возрастах является важным с точки зрения дальнейшей жизнедеятельности личности. Исследование на тему психологических подходов к развитию эмоциональной сферы в дошкольном и школьном возрасте является чрезвычайно актуальным и значимым. Развитие эмоциональной сферы в раннем детстве и школьном возрасте имеет существенное влияние на все аспекты детского развития, включая когнитивные, социальные и психологические компетенции. В дошкольном возрасте дети только начинают осознавать и понимать свои эмоции. Они учатся распознавать и называть эмоции, а также различать их у других людей. Подходы к развитию эмоциональной сферы в детском саду могут включать игровые активности, рассказы, рисование и другие творческие проекты, направленные на стимуляцию выражения и управления эмоциями, а также на развитие эмоционального интеллекта. В школьном возрасте дети сталкиваются с новыми вызовами и стрессовыми ситуациями, которые могут влиять на их эмоциональное состояние. Подходы к развитию эмоциональной сферы в школе могут включать тренинги по управлению эмоциями, а также практики медитации и релаксации. Это помогает детям развивать навыки саморегуляции, улучшает их психологическое благополучие и способствует успешному обучению. Психологические исследования на эту тему помогают выявить эффективные методы и подходы к развитию эмоциональной сферы в раннем детстве и школьном возрасте. Они также могут предложить рекомендации для практикующих педагогов и специалистов, работающих с детьми. Таким образом, исследования на тему психологических подходов к развитию эмоциональной сферы в дошкольном и школьном возрасте имеют важное практическое значение, способствуют развитию здорового эмоционального климата и успешному развитию детей в целом. Актуальность исследования определила проблему исследования: каковы психологические подходы к развитию эмоциональной сферы в дошкольном и школьном возрасте. Объект исследования: дошкольный и школьный возраст. Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы в дошкольном и школьном возрастах. Цель исследования: рассмотреть психологические подходы к развитию эмоциональной сферы в дошкольном и школьном возрасте. Задачи исследования: 1. рассмотреть психолого–педагогические особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте; 2. изучить психолого–педагогические особенности развития эмоциональной сферы в школьном возрасте; 3. сделать обзор психологических подходов к развитию эмоциональной сферы в дошкольном и школьном возрасте; 4. исследовать педагогический опыт развития эмоциональной сферы в дошкольном и школьном возрасте с помощью психологических подходов. Методы исследования: анализ научной и методической литераутры, анализ, синтез, описание, контекстуальный анализ. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.  
Читать дальше
1.1. Психолого–педагогические особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте Теоретическая точка зрения, принятая в отношении аффективного развития ребенка, представляет собой комбинацию функционалистской теории и теории динамических систем: взаимодействие ребенка с окружающей средой можно рассматривать как динамические транзакции, которые включают множество элементов, связанных с эмоциями (например, экспрессивное поведение, эмоциональный стресс, эмоциональный стресс и т.д, физиологическая структура, склонности к действиям, цели и мотивации, социальный и физический контекст, оценки и эмпирические ощущения), которые меняются со временем, по мере взросления ребенка и в ответ на взаимодействия с окружающей средой. Эмоциональное развитие отражает социальный опыт, включая культурный контекст. Эмоциональное развитие следует рассматривать в соответствии с биоэкологической структурой, в которой люди рассматриваются как динамические системы, укоренившиеся в контексте сообщества. Тот факт, что развитие эмоциональной компетентности зависит как от темперамента ребенка, так и от его социально-эмоционального опыта, в целом является общепринятым. Младенцы могут демонстрировать различия в поведенческих установках (а именно в темпераменте). Например, некоторые могут быть более раздражительными, чем другие. Тем не менее, если родителям удается преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются, и проявлять чуткую заботу, устанавливаются прочные отношения привязанности.
Читать дальше
2.1. Обзор психологических подходов к развитию эмоциональной сферы в дошкольном и школьном возрасте В развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста заложены различные психологические подходы, которые помогают стимулировать и развивать этот аспект личности. Рассмотрим некоторые из них. 1. Подход на основе игры и творчества. Как пишет, Т.А. Данилина «в дошкольном возрасте дети естественно выражают свои эмоции через игру и творчество». Автор увкрена, что «игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох». Данилина отмечает, что «педагоги и родители могут создавать условия для игры и творчества, которые способствуют развитию эмоциональной сферы: предлагать детям разнообразные игры, в которых они могут выражать и управлять своими эмоциями, создавать истории или рисунки, отражающие их настроение или чувства» (Данилина, 2023: 300). По мнению психологов, игра – ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические, духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. Как указывает Н.А. Довгая, «подход на основе игры и творчества имеет большое значение в развитии эмоциональной сферы у детей». По мнению автора, «игра и творчество позволяют детям выразить и управлять своими эмоциями, развивать воображение и креативность» (Довгая, 2023: 40).
Читать дальше
Признание эмоций позволяет людям узнавать себя и развивать свою идентичность с самого раннего возраста. Именно благодаря эмоциональности, воображению, сочувствию, состраданию и открытому самоощущению люди познают себя. Изучение и выражение эмоций является частью первого опыта человеческого общения. Именно выражая свои эмоции, субъект может объяснить их и, таким образом, лучше понять, что в долгосрочной перспективе позволит ему лучше определить их место в контексте и сравнить с представлениями других. Из этого субъект узнает о себе, своих реакциях и симптомах, характерных для его эмоций. Это то, что определяет их, и они строят свою идентичность. С другой стороны, человек, который понимает свои реакции на определенные события и симптомы, характерные для определенных эмоций, может легче научиться контролировать и регулировать их. Эмоции, таким образом, могут быть гарантией автономии; в самом деле, воспринимая свои эмоции или их отсутствие, субъекты становятся более автономными и свободными в том, чтобы противостоять обществу или нет, тем самым формируя свою свободу воли. Эмоции универсальны, только способы их выражения варьируются от одного человека к другому, в зависимости от его происхождения, характера, культуры, образования и даже социального окружения. Многочисленные исследования в области гуманитарных наук и, в частности, в сфере образования, продемонстрировали важность эмоций в процессе социализации детей. Эмоции играют роль в их индивидуальном и социальном развитии, в их взаимоотношениях с другими людьми. Эмоции переживаются и оживают в нашем теле, проявляются в наших выражениях, экстериоризируются, высвобождаются, передаются, приветствуются, объединяются, взаимодействуют, трансформируются, усиливаются, регулируются и т.д. И все эти движения переживаются и разделяются в группе, такой как группа учеников, играя важную роль в климате класса. Если дать детям возможность понимать, выражать и осознавать свои эмоции, измерять их воздействие и направлять их в нужное русло, это создаст лучшие условия для обучения и более спокойный климат в классе. Более того, интроспективная работа над собственными эмоциями помогает лучше осознавать и контролировать их, тем самым ограничивая акты агрессии и насилия в классе или на игровой площадке. И эти наблюдения становятся еще более убедительными, когда их делают учителя в школах, расположенных в чувствительных районах, которые чаще сталкиваются с проявлениями насилия, как явного, так и скрытого. В деятельности по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного и школьного возраста необходимо выявлять «хрупких» учеников, учитывать их опыт (например, тяжелую утрату), их личную историю, а также то, что происходит в их доме, не входя в их личную сферу. Это предполагает знание конкретных социальных ситуаций, что позволяет нам быть бдительными при обсуждении тем, которые могут быть особенно чувствительными с точки зрения личной истории, и не вызывать слишком сильных эмоций. Кроме того, необходимо наблюдать за учениками в классе и на игровой площадке, в частности за их взаимодействием, определять их потребности (во внимании, успокоении, утешении, умиротворении и т.д.) и таланты, некоторых из них в плане диалога, разрешения конфликтов и т. д. Следует сулшать и сылшать всех детей, особенно тех, кто не привлекает внимания, в отличие от лидеров. Это означает создание условий для того, чтобы слушать (например, предлагать такой обмен мнениями в небольших группах, между совместимыми детьми, или вести неформальный диалог в качестве отступления во время урока или перемены), и давать каждому время, необходимое для самовыражения, когда он решит это сделать. Застенчивых или замкнутых людей не следует заставлять говорить, а нужно поощрять их. Также следует оставить возможность не говорить, помня о том, что некоторые дети не могут выразить свои чувства, но их обогащает то, что они слушают чувства своих одноклассников. Также не следует ограничивать детей конкретным отношением или эмоциями. Дети не должны считать, что их осуждают или ослабляют сверстники из-за того, что они им доверяют. Например, ребенок, над которым издеваются и который говорит, что ему страшно по утрам, усиливает «власть» хулигана, или грустный ребенок, который просит вернуть ему родителей, может быть назван ребенком. Поэтому перед началом урока или другой деятельности необходимо установить правила доброты, например, отказаться от любой формы насмешек. Итак, дошкольные и школьные образовательные учреждения России на сегодняшний день имеют широкий выбор разнообразных программ и новых педагогических технологий, которые в основном направлены на формирование отдельных компонентов эмоционально-волевой сферы. Данные технологии разработаны на основе театрализованной, игровой, музыкальной и изобразительной деятельности. Психологические методы коррекции эмоционально-волевых нарушений строятся без необходимой взаимосвязи с деятельностью детей. Разработка комплексных технологий формирования эмоционально-волевых процессов будет способствовать гармоничному развитию личности и более эффективному преодолению различных отклонений психофизического развития детей.
Читать дальше
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: Воронеж, 2023. – 256 с. 2. Алексеев, Е.Е. психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? / Е.Е. Алексеева. – М.: Сфера, 2023.-198 с. 3. Анисимов В.П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития / В.П. Анисимов // Дошкольное воспитание. – 2023. - № 3. – С. 13-17. 4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2023. – 218 с. 5. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Академия, 2023. – 238 с. 6. Валеев А.Б. Идея саморегуляции: ее реализация в контексте свободного воспитания / А.Б. Валеев // Дошкольное воспитание. – 2023. - № 12. – С. 17-20. 7. Востриков А.А. Эмоциональная саморегуляция и педагогическая психотерапия / А.А. Востриков. – М.: МЕЗАППИ, 2023. – 28 с. 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский. – Саб.: Союз, 2023. – 96 с. 9. Гогоберидзе А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ДетствоПресс, 2010. – 650 с. 10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Интер, 1996. – 544 с. 11. Данилина Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 310 с. 12. Довгая Н.А. эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации / Автореф. дисс. канд. Псих. Наук: 19.00.13 / Н. А. Довгая: С. – Петербургский гос. ун-т. – СПб. 2023. – 44 с. 13. Дружинин В.Е. психология эмоций, чувств, воли / В.Е. Дружинин. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 96 с. 14 Ежкова Н.С. дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимодействия: монография / Н.С. Ежкова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2023. – 159 с. 15. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2023. – 218 с. 16. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников / А. В. Запорожец. – М.: 2023. – 198 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Анализ статистики посещаемости Интернет-представительства коммерческой организации и внедрение метода вероятностной оценки поведения его посетителей
Количество страниц:
65
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Прикладная информатика
курсовая работа
Проблемы межбюджетных отношений и механизмы повышения межбюджетной обеспеченности ( на примере чеченской республики)
Количество страниц:
46
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Классификация осужденных
Количество страниц:
25
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image