Признание эмоций позволяет людям узнавать себя и развивать свою идентичность с самого раннего возраста. Именно благодаря эмоциональности, воображению, сочувствию, состраданию и открытому самоощущению люди познают себя. Изучение и выражение эмоций является частью первого опыта человеческого общения. Именно выражая свои эмоции, субъект может объяснить их и, таким образом, лучше понять, что в долгосрочной перспективе позволит ему лучше определить их место в контексте и сравнить с представлениями других. Из этого субъект узнает о себе, своих реакциях и симптомах, характерных для его эмоций. Это то, что определяет их, и они строят свою идентичность.
С другой стороны, человек, который понимает свои реакции на определенные события и симптомы, характерные для определенных эмоций, может легче научиться контролировать и регулировать их. Эмоции, таким образом, могут быть гарантией автономии; в самом деле, воспринимая свои эмоции или их отсутствие, субъекты становятся более автономными и свободными в том, чтобы противостоять обществу или нет, тем самым формируя свою свободу воли.
Эмоции универсальны, только способы их выражения варьируются от одного человека к другому, в зависимости от его происхождения, характера, культуры, образования и даже социального окружения.
Многочисленные исследования в области гуманитарных наук и, в частности, в сфере образования, продемонстрировали важность эмоций в процессе социализации детей. Эмоции играют роль в их индивидуальном и социальном развитии, в их взаимоотношениях с другими людьми. Эмоции переживаются и оживают в нашем теле, проявляются в наших выражениях, экстериоризируются, высвобождаются, передаются, приветствуются, объединяются, взаимодействуют, трансформируются, усиливаются, регулируются и т.д. И все эти движения переживаются и разделяются в группе, такой как группа учеников, играя важную роль в климате класса.
Если дать детям возможность понимать, выражать и осознавать свои эмоции, измерять их воздействие и направлять их в нужное русло, это создаст лучшие условия для обучения и более спокойный климат в классе. Более того, интроспективная работа над собственными эмоциями помогает лучше осознавать и контролировать их, тем самым ограничивая акты агрессии и насилия в классе или на игровой площадке. И эти наблюдения становятся еще более убедительными, когда их делают учителя в школах, расположенных в чувствительных районах, которые чаще сталкиваются с проявлениями насилия, как явного, так и скрытого.
В деятельности по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного и школьного возраста необходимо выявлять «хрупких» учеников, учитывать их опыт (например, тяжелую утрату), их личную историю, а также то, что происходит в их доме, не входя в их личную сферу. Это предполагает знание конкретных социальных ситуаций, что позволяет нам быть бдительными при обсуждении тем, которые могут быть особенно чувствительными с точки зрения личной истории, и не вызывать слишком сильных эмоций.
Кроме того, необходимо наблюдать за учениками в классе и на игровой площадке, в частности за их взаимодействием, определять их потребности (во внимании, успокоении, утешении, умиротворении и т.д.) и таланты, некоторых из них в плане диалога, разрешения конфликтов и т. д.
Следует сулшать и сылшать всех детей, особенно тех, кто не привлекает внимания, в отличие от лидеров. Это означает создание условий для того, чтобы слушать (например, предлагать такой обмен мнениями в небольших группах, между совместимыми детьми, или вести неформальный диалог в качестве отступления во время урока или перемены), и давать каждому время, необходимое для самовыражения, когда он решит это сделать. Застенчивых или замкнутых людей не следует заставлять говорить, а нужно поощрять их. Также следует оставить возможность не говорить, помня о том, что некоторые дети не могут выразить свои чувства, но их обогащает то, что они слушают чувства своих одноклассников.
Также не следует ограничивать детей конкретным отношением или эмоциями. Дети не должны считать, что их осуждают или ослабляют сверстники из-за того, что они им доверяют. Например, ребенок, над которым издеваются и который говорит, что ему страшно по утрам, усиливает «власть» хулигана, или грустный ребенок, который просит вернуть ему родителей, может быть назван ребенком. Поэтому перед началом урока или другой деятельности необходимо установить правила доброты, например, отказаться от любой формы насмешек.
Итак, дошкольные и школьные образовательные учреждения России на сегодняшний день имеют широкий выбор разнообразных программ и новых педагогических технологий, которые в основном направлены на формирование отдельных компонентов эмоционально-волевой сферы. Данные технологии разработаны на основе театрализованной, игровой, музыкальной и изобразительной деятельности. Психологические методы коррекции эмоционально-волевых нарушений строятся без необходимой взаимосвязи с деятельностью детей. Разработка комплексных технологий формирования эмоционально-волевых процессов будет способствовать гармоничному развитию личности и более эффективному преодолению различных отклонений психофизического развития детей.