Актуальность классификации осужденных обусловлена рядом причин. Во-первых, она позволяет более эффективно распределять ресурсы и внимание сотрудников исправительных учреждений, направляя их на работу с осужденными, требующими особого подхода.
Во-вторых, классификация помогает определить наиболее подходящие методы и формы работы с каждым осужденным, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.
В-третьих, классификация осужденных позволяет разрабатывать более точные и эффективные программы реабилитации и ресоциализации, что способствует снижению рецидива преступлений.
Наконец, классификация осужденных должна быть основана на научных исследованиях и опыте работы исправительных учреждений. Это позволит повысить эффективность работы исправительных учреждений и обеспечить безопасность общества.
Таким образом, актуальность классификации осужденных обусловлена необходимостью организации работы исправительных учреждений, обеспечения безопасности общества, учета индивидуальных особенностей каждого осужденного, прозрачности и понятности классификации для всех заинтересованных сторон, а также научной обоснованности классификации и ее соответствия опыту работы исправительных учреждений.
Цель работы – изучить классификация осужденных.
Задачи:
- изучить теоретическую составляющую классификации осужденных;
- определить психолого-педагогическую (групповую) классификацию осужденных к лишению свободы;
- рассмотреть классификацию осужденных по строгости наказания и их распределение в исправительных учреждениях и СИЗО;
- раскрыть проблемы классификации осужденных к лишению свободы.
Пределы исследования: в данной работе рассматривается классификация осужденных в рамках уголовного права и процесса.
Объект исследования: осужденные, совершившие преступления.
Предмет исследования: система классификации осужденных, основанная на тяжести совершенных преступлений, рецидиве, возрасте, поле, образовании и других критериях.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: метод познания, включающий принципы объективности, системности, историзма, а методами исследования – методы индукции, дедукции. Использованы также общенаучные методы анализа и синтеза.
Степень разработанности: для написания работы были использованы работы в области осужденных, таких как Агильдин В. В., Пузикова А. В., Южанин В. Е., Горбань Д. В., Бабаян С. Л., Чирков Е., Георгиева С., Колочихин К. С., Родионов К. В., Тищенко Ю. Ю. и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Читать дальше
§ 1 Теоретическая составляющая классификации осужденных
Определение понятий «дифференциация», «индивидуализация», «классификация» и «классифицирование». Это связано с тем, что в науке уголовно-исполнительного права не существует единого мнения по вопросу соотношения этих понятий. «Дифференцировать» — это расчленять, различать отдельное, частное, выделять составляющие элементы при рассмотрении, изучении чего-либо. Этот термин в словарях русского и иностранных слов практически тождествен .
Не существует единого метода в теории уголовно-исполнительного права для определения понятий «классификация осужденных» и «классификация». Следуя логике исследования, необходимо начать с определения этих понятий в словарях .
Таким образом, словарь иностранных слов определяет эти термины следующим образом: классификация — это система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в любой отрасли знания, созданная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними; классификация позволяет ориентироваться в многообразии объектов и дает информацию о них; классификация — это распределение объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков
Классификация — это система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) какой-либо области знания или деятельности человека,
Читать дальше
§ 1 Классификация осужденных по строгости наказания и их распределение в исправительных учреждениях и СИЗО
Следует отметить, что требования статьи 80 УИК РФ и статья 33 «Раздельное размещение в камерах» Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не являются исчерпывающими. Так помимо закрепленных в этих статьях норм раздельно отбывают наказание : вновь прибывшие в исправительное учреждение осужденные (карантин); которым предоставлено право передвижения без конвоя (отдельное общежитие); отбывающие меру взыскания в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах; переведенные в безопасное место (камерное помещение); содержащиеся в запираемых помещениях на строгих условиях содержания; в тюрьмах находящиеся на общем и строгом режимах; переводимые из одного исправительного учреждения в другое; осужденные, оставленные в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию .
Читать дальше
В заключении можно подвести итоги проведенного исследования и выделить основные выводы. Классификация осужденных может быть основана на различных критериях, таких как тяжесть преступления, рецидив, возраст, пол, образование и т.д.
Важно отметить, что правильная классификация осужденных позволяет эффективнее организовать работу с ними, разрабатывать индивидуальные программы реабилитации и адаптации, а также определять наиболее эффективные методы наказания.
Однако, следует учитывать, что классификация должна быть гибкой и адаптивной, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого осужденного.
Также стоит отметить, что классификация осужденных может иметь различные цели и задачи в зависимости от страны, законодательства и практики.
Например, в некоторых странах классификация может быть использована для определения уровня безопасности осужденного и его способности к реабилитации, в то время как в других странах классификация может применяться для определения тяжести наказания.
Классификация осужденных является важным инструментом для организации работы исправительных учреждений и обеспечения безопасности общества.
Она позволяет определить степень опасности осужденного и назначить ему соответствующий режим содержания.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
1. Классификация осужденных должна основываться на критериях, которые учитывают степень опасности осужденного и его склонность к рецидиву.
2. Классификация осужденных должна быть гибкой и учитывать индивидуальные особенности каждого осужденного.
3. Классификация осужденных должна быть прозрачной и понятной для всех заинтересованных сторон.
4. Классификация осужденных должна быть основана на научных исследованиях и опыте работы исправительных учреждений.
5. Классификация осужденных должна быть регулярно пересматриваемой и обновляемой в соответствии с изменениями в законодательстве и практике работы исправительных учреждений.
На основании сделанных выводов можно предложить следующие предложения:
1. Разработать новую классификацию осужденных, которая будет учитывать индивидуальные особенности каждого осужденного и степень его опасности.
2. Обеспечить прозрачность и понятность классификации осужденных для всех заинтересованных сторон.
3. Проводить регулярные исследования и обновлять классификацию осужденных в соответствии с изменениями в законодательстве и практике работы исправительных учреждений.
4. Обеспечить гибкость классификации осужденных, чтобы она могла учитывать индивидуальные особенности каждого осужденного.
5. Обеспечить научную обоснованность классификации осужденных и ее соответствие опыту работы исправительных учреждений.
Таким образом, классификация осужденных является важным инструментом для эффективной работы с осужденными, однако она должна быть адаптирована к конкретным условиям и задачам, а не использоваться как универсальный шаблон.
Читать дальше
I. Нормативные правовые акты и другие официальные документы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Режим доступа URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.12.2023) // Режим доступа URL: http://www.pravo.gov.ru
3. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Режим доступа URL: http://www.pravo.gov.ru
II. Судебная практика, юридическая практика, статистические данные.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.05.2023 N 25-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.В. Пискарева» // СПС КонсультанПлюс.
III. Специальная литература.
5. Агильдин В. В., Пузикова А. В. Исправление осужденных как цель // Baikal Research Journal. 2020. Т. 11, № 1. С. 50–56.
6. Егорова Т. И. Содержание просоциальной направленности личности осужденных при реализации наказания //Вестник Казанского юридического института МВД России. 2023. Т. 14. №. 2 (52). С. 57-64.
7. Кириллова Т. В. Принцип приоритета цели исправления в организации исправительного воздействия на осужденных // Перспективы науки. 2021. № 2(137). С. 20–22.
8. Колочихин К. С., Родионов К. В., Тищенко Ю. Ю. Понятие и содержание дифференциации осужденных к лишению свободы //Аграрное и земельное право. 2023. №. 7 (223). С. 140-142.
9. Котляров, А. А. Классификация осужденных по строгости наказания и их распределение в исправительных учреждениях и СИЗО / А. А. Котляров, Ю. Н. Спиридонова, Д. Н. Слабкая // Вопросы российского и международного права. 2023. Т. 13, № 9-1. С. 433-440.
10. Савушкин С. М. О видах исправительных учреждений. Пенитенциарная наука, 2021, Т. 15, № 4 (56), С. 742–752.
11. Слабкая, Д. Н. К вопросу о классификации наказаний, применяемых в уголовном законодательстве России / Д. Н. Слабкая, А. В. Новиков // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12, № 7-1. С. 198-203.
12. Спивак, А. А. Проблемы классификации осужденных к лишению свободы / А. А. Спивак. // Актуальные вопросы юридических наук: материалы XIX Междунар. науч. конф./ Молодой ученый, 2022. С. 23-27.
13. Чирков Е., Георгиева С. Теоретическая составляющая классификации осужденных //Ştiinţă, educaţie, cultură. 2022. Т. 1. С. 532-536.
14. Южанин В. Е., Горбань Д. В. Психолого-педагогическая (групповая) классификация осужденных к лишению свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 3(86). С. 338–345.
15. Южанин В. Е., Горбань Д. В., Бабаян С. Л. Критерии степени исправления осужденных к лишению свободы: постановка проблемы //Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28. №. 1 (92). С. 89-96.
Читать дальше