Тема исследования о социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в условиях дома-интерната является очень актуальной и важной, т.к. социально-трудовая реабилитация играет важную роль в успешной адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в обществе. Она направлена на развитие и укрепление навыков, необходимых для самостоятельной жизни и трудовой деятельности, но, к сожалению, дети с ОВЗ и дети-инвалиды часто сталкиваются с социальной изоляцией и ограничениями в возможностях обучения и трудоустройства, что может привести к негативным последствиям для их развития и самооценки.
Условия дома-интерната предоставляют определенные преимущества, так как обеспечивают психолого-педагогическую поддержку, специализированное обучение и реабилитационные программы. Однако важно учесть, что дети также нуждаются в возможности взаимодействия с обществом и участии в различных социально-трудовых проектах.
Исследование в данной области поможет выявить эффективные подходы и методы социально-трудовой реабилитации, которые могут быть ис-пользованы в условиях дома-интерната. Оно также поможет оценить эффективность текущих программ и выявить проблемы, с которыми сталкиваются дети при их реализации.
Исследования в этой сфере также могут повысить осведомленность общества о потребностях детей с ОВЗ и детей-инвалидов и способствовать изменению негативных стереотипов и отношения к ним. Последующее внедрение рекомендаций и результатов исследования может привести к улучшению качества жизни и интеграции этих детей в общество.
В заключение, можно с уверенностью сказать, что исследование по социально-трудовой реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дома-интерната имеет важное значение и может способствовать позитивным изменениям в их жизни и будущем.
Цель – проанализировать социально-трудовую реабилитацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дома-интерната (на примере деятельности ОГБУ СО «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей»).
Задачи:
– рассмотреть правовые и прочие условия отнесения граждан к такой категории;
– выявить социальные типы и виды данной категории граждан;
– составить характеристику особенностей формирования социального статуса рассматриваемой категории граждан, их социализации;
– составить описание различных социальных проблем данной категории граждан, условий их жизнедеятельности, обусловленных психофизиологическими, интеллектуальными и прочими особенностями, их социально-экономическим статусом;
– рассмотреть характеристику ОГБУ СО «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей»;
– проанализировать опыт социальной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ОГБУ СО «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умствен-но отсталых детей»;
– провести сравнение социальной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в России и других странах;
– разработать рекомендации по улучшению социальной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ОГБУ СО «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей».
Объект исследования – социально-трудовая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов.
Предмет исследования – специфика социально-трудовой реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дома-интерната.
Социально-трудовая реабилитация является важной составляющей в обеспечении полноценной интеграции и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому исследование этой темы имеет теоретическую значимость, поскольку позволяет расширить научные знания о методах и подходах к социально-трудовой реабилитации данной категории детей. Оно способствует развитию теоретической базы и обогащает научное понимание проблем и особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также эффективных методов и инструментов их социально-трудовой реабилитации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для разработки и реализации программ и проектов социально-трудовой реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дома-интерната. Они помогут определить приоритетные направления и методы работы с такими детьми, а также способы создания благоприятных условий для их социальной интеграции и возможности реализации своих трудовых потенциалов. Кроме того, результаты исследования могут быть полезными для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях дома-интерната, таких как педагоги, психологи, социальные работники и другие.
Степень разработанности темы исследования. Активно развиваются исследования теории и технологии социальной работы с инвалидами, среди некоторых ведущее место отводится публикациям В.И. Альперович, Н.И. Вшанова, Л.K. Грачева, В.В. Колкова, А.С. Сорвиной, Е.А. Сигиды, Н.П. Щукиной и др. Особое место занимают труды, рассматривающие проблемы работы с инвалидами в стационарных учреждениях. Среди них следует вы-делить публикации О.С. Андреевой, Н.Ф. Дементьевой, В.В. Поляничко, Б.А. Сырниковой, В.И. Явных и других авторов. Таким образом, имеется значительная литература, посвященная проблемам реабилитации различных категорий инвалидов. Вместе с тем, многие вопросы данной проблематики остаются не раскрытыми. В частности недостаточно исследован потенциал стационарных учреждений в процессе социально-трудовой реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
Методы исследования в работе – сравнение и анализ.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Читать дальше
Ребенок с ОВЗ — физическое лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и то-же.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [5].
Читать дальше
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Иркутский детский дом – интернат № 1 для умственно отсталых детей» создан в 1977 году, имеет богатую историю и опыт работы с особыми детьми, которые нуждаются не только в профессиональной помощи специалистов, но и в социальной поддержке. Детский дом вместе с воспитан-никами прошел непростой путь своего становления, формирования традиций и методов работы. Сегодня детский дом идет в ногу со временем и старается аккумулировать в себе самый лучший и передовой опыт реабилитации, социализации, максимальной интеграции наших детей в общество, а значит – здесь созданы максимально благоприятные условия духовного, физического и культурного развития детей с ограниченными возможностями [12].
Организация работает на основе лицензий. Лицензия на осуществление медицинской деятельности учреждения – см. Приложение 1. Лицензия на осуществление образовательной деятельности – см. Приложение 2.
Структура ОГБУ СО «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей» – см. Рис.2.1.
Читать дальше
Социально-трудовая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в условиях дома-интерната имеет важное значение для их социальной адаптации, самоопределения и включения в общество. Этот процесс включает различные мероприятия и программы, направленные на подготовку детей к самостоятельной жизни, предоставление возможностей для трудовой самореализации и социальной активности. Приведем некоторые аспекты социально-трудовой реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дома-интерната:
1. Подготовка к самостоятельной жизни: Дети с ОВЗ и дети-инвалиды нуждаются в специальной подготовке, чтобы научиться осуществлять базовые навыки самообслуживания, как например, приготовление еды, уборка, гигиена и уход за одеждой. Разработка этих навыков помогает им быть независимыми и успешно адаптироваться к жизни в обществе.
2. Профессиональная ориентация и обучение: Важной частью социально-трудовой реабилитации является профессиональная ориентация, помогающая детям выбрать подходящую трудовую деятельность в соответствии с их способностями и интересами. Обучение включает получение специализированных навыков и знаний в разных областях, чтобы приобрести профессиональные компетенции и улучшить трудоустройство в будущем.
3. Развитие социальных навыков: Социально-трудовая реабилитация также включает развитие социальных навыков, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды умели эффективно взаимодействовать с другими людьми в рабочей среде и общественной жизни. Это может быть обучение коммуникативным навыкам, работа в группе, развитие лидерских качеств и умение решать конфликтные ситуации.
4. Создание условий для трудоустройства: Важным аспектом социально-трудовой реабилитации является создание условий для трудоустройства детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это может быть поддержка в поиске подходящей работы, адаптация рабочих мест, предоставление сопровождения и поддержки на рабочем месте.
5. Психологическая и педагогическая поддержка: Весь процесс социально-трудовой реабилитации нуждается в психологической и педагогической поддержке со стороны специалистов. Они помогают детям преодолевать преграды, развивать свои способности и повышать уверенность в своих си-лах.
Социально-трудовая реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дома-интерната направлена на создание условий для их полноценного участия в жизни общества, повышение их жизненных навыков и самостоятельности, а также на улучшение возможностей для трудоустройства и социальной интеграции.
В результате проведенного исследования о социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в условиях дома-интерната были получены следующие выводы:
1. Социально-трудовая реабилитация является неотъемлемой частью процесса социализации и интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Она способствует развитию их самоуважения, самостоятельности и профессиональных навыков, что открывает им возможности для успешной социальной адаптации.
2. Важность индивидуального подхода в социально-трудовой реабилитации несомненна. Каждый ребенок с ОВЗ и инвалидностью имеет свои особенности и потребности, которые необходимо учитывать при разработке программ реабилитации.
3. Использование разнообразных методов и технологий в социально-трудовой реабилитации позволяет достичь максимальных результатов. Они включают в себя обучение профессиональным навыкам, психологическую поддержку, социальную адаптацию и развитие коммуникативных навыков.
4. Важность сотрудничества различных специалистов, таких как педагогов, психологов, социальных работников в реализации процесса социально-трудовой реабилитации подтверждена. Взаимодействие между ними позволяет создать комплексную систему поддержки и помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам.
Читать дальше
1. Бартенева Е. Дети с особенностями развития не должны сидеть дома! / Е. Бартенева // Русский инвалид. — 2020. — №5-6. — С. 31.
2. Бикбулатова А.А. Создание центров содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях / А.А. Бикбулатова, А.А.Солдатова, М.В. Невская/ Вестник УГАЭС. Наука, образование, эконо-мика. Серия: Экономика. 2015. – № 3(13). – С. 36-40.
3. Водник М. Надежда на технологии и активную жизнь / М. Вод-ник // Надежда. — 2021. — №2. — С. 3-5.
4. Горина Т. И. Проблемы трудоустройства инвалидов: региональ-ный аспект / Т.И. Горина, В.Б. Кефели// Вестник Института социологии. 2020. № 18. C. 97-11.
5. Дрожжина Д. Коммуникация — всегда двусторонний процесс / Д. Дрожжина // Наша жизнь. — 2021. — №3. — С. 21-23.
6. Инвалиды-инвалидность-инвалидизация / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. – Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2018. – 834 с.
7. Комплексный подход к оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в реабилитационном центре // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №5. — С. 66-75.
8. Кулагина Е.В. Охват помощью лиц с инвалидностью в государ-ствах благосостояния: социальное обеспечение и антикризисное регулирова-ние / Е.В. Кулагина// Россия: тенденции и перспективы развития. –2022. –№17-1. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ohvat-pomoschyu-lits-s-invalidnostyu-v-gosudarstvah-blagosostoyaniya-sotsialnoe-obespechenie-i-antikrizisnoe-regulirovanie (дата обращения: 25.01.2024).
9. Кулагина Е.В. Социальное обеспечение лиц с инвалидностью в государствах благосостояния: охват помощью и антикризисное регулирова-ние. Часть 1 / Е.В. Кулагина// СНиСП. – 2021.– №3 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-obespechenie-lits-s-invalidnostyu-v-gosudarstvah-blagosostoyaniya-ohvat-pomoschyu-i-antikrizisnoe-regulirovanie-chast-1 (дата обращения: 25.01.2024).
10. Кулагина Е.В. Социальное обеспечение лиц с инвалидностью: до-ступность для граждан трудоспособного возраста. Часть 2 / Е.В. Кулагина // СНиСП.– 2022. – №4 (40). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-obespechenie-lits-s-invalidnostyu-dostupnost-dlya-grazhdan-trudosposobnogo-vozrasta-chast-2 (дата обращения: 25.01.2024).
11. Маджекова М. Пути повышения качества социального обеспече-ния населения/ М. Маджекова, Г. Хаджымырадова, Г. Селджук // Вестник науки. 2023. №1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-kachestva-sotsialnogo-obespecheniya-naseleniya (дата обращения:25.01.2024).
12. Официальный сайт ОГБУ СО «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей» https://iddin1.ru/ (дата обраще-ния:25.01.2024).
13. Проблемы социальной консолидации: инвалиды в региональном сообществе: монография / А.А. Шабунова, О.Н. Калачикова, Н.А. Кондако-ва, М.В. Морев, Л.Н. Фахрадова, Ю.Е. Шматова. Вологда, 2021. –134 с
14. Симоянов А. В. Социальные иждивенцы: политический миф и научная реальность / А.В. Симоянов// Наука. Культура. Общество. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-izhdiventsy-politicheskiy-mif-i-nauchnaya-realnost (дата обращения: 25.01.2024).
15. Смирнова О.М. Трансформация содержания понятия «социаль-ное государство» в начале XXI века / О.М. Смирнова, Р.Р. Амирова// Закон и право. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-soderzhaniya-ponyatiya-sotsialnoe-gosudarstvo-v-nachale-xxi-veka (дата обра-щения: 25.01.2024).
16. Холина И.С. Защита прав граждан на социальное обеспечение: правовой аспект / И.С. Холина, Е.А. Краснослободцева// Закон и власть. – 2022. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-grazhdan-na-sotsialnoe-obespechenie-pravovoy-aspekt (дата обращения: 25.01.2024)
Читать дальше