Социальная поддержка граждан является одним из основных направлений государственной политики, обеспечивающим благополучие общества и его членов. Особое значение имеет поддержка лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в частности, безработных. В условиях современного мира, когда уровень безработицы может колебаться в зависимости от экономических факторов и демографической ситуации, изучение организации социальной поддержки этой категории граждан становится актуальным и значимым.
В настоящее время проблема занятости является одной из самых важных социально-экономических проблем, которые затрагивают как отдельных граждан, так и государство, и общество в целом. Причем, данная проблема в условиях глобализации и быстро меняющихся реалий рыночной среды все больше нарастает и становится ведущей государственной задачей. Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы.
Также актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, проблема занятости и безработицы занимает одно из важнейших мест среди социально-экономических проблем в рыночной системе современного хозяйствования и оказывает существенное влияние на уровень жизни населения и экономическую ситуацию в стране и регионе.
Во-вторых, проблема безработицы является актуальной как для Российской Федерации, так и для Республики Беларусь.
В-третьих, для решения проблемы безработицы требуется комплексный подход и взаимодействие различных структур и уровней власти.
Цель курсовой работы – исследование организации социальной поддержки безработных граждан в РФ и Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть систему органов исполнительной власти, организующих социальную поддержку безработных граждан в РФ;
- исследовать деятельность организаций и учреждений по социальной поддержке безработных граждан в РФ;
- рассмотреть систему органов исполнительной власти, организующих социальную поддержку безработных граждан в Республике Беларусь;
- исследовать деятельность организаций и учреждений по социальной поддержке безработных граждан в Республике Беларусь.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе социальной поддержке безработных граждан в Российской Федерации и Республики Беларусь. Предмет исследования – правовые нормы российского и белорусского законодательства, регулирующие отношения по защите граждан от безработицы.
Для достижения цели исследования использовались общенаучные методы: анализ, частные научные правовые методы: историко-правовой, формально-юридический.
Теоретической основой исследования послужили труды (учебники, монографии, брошюры, периодические издания) следующих, а также использовались материалы периодических изданий и сети Интернет.
Нормативную правовую основу исследования составили нормы действующего российского и белорусского законодательства в сфере социальной поддержки безработных граждан.
Эмпирическую основу курсовой работы составляет практика Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции различных субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Читать дальше
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором в стране проживают люди, составляющие часть экономически-активного населения, которые способны и желают трудиться, но по какой-либо причине не могут найти себе работу. При этом граждане, являющиеся безработными, наряду с занятыми формируют рабочую силу страны .
В соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) к безработным относят людей трудоспособного возраста, которые не имеют работы в течение некоторого периода времени, способны трудиться и предпринимают усилия по поиску работы, но не могут найти ее. При этом в качестве работы рассматривается не только работа по найму, но и самозанятость .
Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» является важным документом, регулирующим отношения, возникающие в сфере занятости населения. Он устанавливает правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, определяет права граждан в области занятости, гарантии государства по реализации этих прав и способы их защиты .
Закон определяет понятие занятости как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую им заработок, трудовой доход. В нем также приводятся основные принципы в области занятости населения: обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободный выбор занятости, поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие рациональной трудовой миграции и т.д .
Читать дальше
Система органов исполнительной власти, представляющих социальную поддержку безработных граждан, в Республике Беларусь включает :
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (Минтруда и соцзащиты), которое является центральным органом государственного управления и осуществляет разработку и реализацию государственной политики в сфере труда, занятости и социальной защиты;
Комитеты по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов (облисполкомы и Мингорисполком), которые организовывают работу по учету и трудоустройству безработных, назначают и выплачивают пособия по безработице, организуют профессиональное обучение и переобучение безработных ;
Центры занятости населения (ЦЗН), которые занимаются непосредственным предоставлением услуг по трудоустройству безработным гражданам, а также проведением мероприятий по содействию занятости населения, включая профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации безработных.
Также в систему органов, обеспечивающих социальную поддержку безработным, входят районные (городские) управления по труду, занятости и социальной защите, которые являются структурными подразделениями областных и городских исполкомов, и территориальные центры социального обслуживания населения, предоставляющие социальные услуги безработным и их семьям.
Читать дальше
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что организация социальной поддержки безработных граждан в Российской Федерации и Республике Беларусь имеет ряд общих и отличительных черт.
К общим чертам относятся: законодательное регулирование системы социальной поддержки безработных (Трудовой кодекс, Закон о занятости населения), предоставление основных видов помощи (пособия по безработице, стипендии на период профессионального обучения, компенсации расходов на переезд и обустройство на новом месте работы), а также наличие государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав безработных и предоставлением им социальной поддержки (Федеральная служба по труду и занятости, Министерство труда и социальной защиты).
Обе страны имеют развитое законодательство в области занятости населения и социального обеспечения, включая законы о занятости, о труде, о пособиях по безработице и др.
Работа служб занятости направлена на содействие занятости населения, включая регистрацию безработных, предоставление информации о вакансиях, профессиональное обучение и переобучение, а также консультации по вопросам трудоустройства.
Безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице, размер которого зависит от стажа работы, среднего заработка и срока безработицы.
Также предоставляются дополнительные меры поддержки, такие как участие в общественных работах, предоставление субсидий для открытия собственного бизнеса, психологическая помощь и т.д.
В обеих странах есть программы для стимулирования занятости отдельных категорий граждан, таких как молодежь, женщины с детьми, инвалиды и др.
Однако, между системами социальной поддержки безработных в РФ и РБ есть и различия:
В Беларуси предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию по старости для лиц, имеющих длительный страховой стаж (для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет). В России досрочный выход на пенсию возможен только для отдельных категорий граждан (например, для многодетных матерей).
В РБ действует система обязательного страхования от безработицы, которая гарантирует выплату пособий по безработице и стипендий на период обучения. В РФ обязательное страхование от безработицы отсутствует, однако все граждане имеют право на получение пособий и компенсаций в соответствии с законодательством.
Подводя итоги, можно отметить, что обе системы социальной поддержки безработных направлены на обеспечение экономической и социальной стабильности общества, защиту прав граждан и создание условий для их трудоустройства.
Читать дальше
1. Абрамова О.В. Правовое регулированиетрудоустройства: учебник О.В. Абрамова, А.К. Гаврилина. Москва: ЗАО «Бизнес-школа», 2004. 241 с.
2. Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 июня 2012 г. N 10). URL: https://base.garant.ru/70209634/ (дата обращения 03.03.2024).
3. Азаров Г.П. Трудовое право: конспект лекций Азаров Г.П. Москва: «Юристъ», 2020. 185 с.
4. Бердычевский В.С. Трудовое право: учеб. пособие В.С. Бердычевский, Д.Р. Акопов. Ростов н/Д: «Феникс», 2022. 512 с.
5. Бочарова, И.Н. Программы содействия занятости: социальная политика // Экономист, 2015 № 5. С.77. 6.
6. Викторов И.С. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения // Трудовое право, 2019 №.8. С. 71.
7. Гусов А.Ю. Занятость как социально-правовое явление // Труд и социальные отношения, 2019 № 1. С. 110.
8. Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи // Человек и труд, 2017 №8. С.38.
9. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: учебник Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. Москва: «ИНФРА-М», 2018.440 с.
10. Карташов С.А. Рынок труда: учебник С.А. Карташов, Ю.Г. Одегов.Москва: «Финстатинформ», 2018. - 694 с.
11. Колосова Р.П. Экономика: учебник Р.П. Колосова. Москва: «Норма», 2019. - 421 с.
12. Конвенция МОТ №122 «О политике в области занятости» 1964 г; № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» 1983 г // Международная организация труда. Конвенции и Рекомендации 1957 - 1990: Женева, 1991.
13. Конвенция МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г // Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919-1990: Женева, 1991.
14. Низова Л.М. Безработица как индикатор государственного регулирования занятости населения // Журнал экономической теории, 2024 № 4. С. 125.
15. Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»
Читать дальше