-
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Основные формы и направления психологической коррекции с детьми с психическим недоразвитием младшего школьного возраста

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
83% уникальность
2024 год
7 просмотров
Зайцева А.
Эксперт по предмету «Дефектология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 4 1.1. Понятие психического недоразвития 4 1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием 6 ГЛАВА 2. ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ С ДЕТЬМИ С ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11 2.1. Формы психологической коррекции с детьми с психическим недоразвитием младшего школьного возраста 11 2.2. Направления психологической коррекции с детьми с психическим недоразвитием младшего школьного возраста 13 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ С ДЕТЬМИ С ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17 3.1. Констатирующий этап исследования 17 3.2. Содержание работы 19 3.3. Контрольный этап исследования 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Читать дальше
Актуальность исследования. Исследования в области психологической коррекции с детьми с психическим недоразвитием младшего школьного возраста имеют высокую актуальность, поскольку дети с такими особенностями нуждаются в специальной поддержке и помощи для своего полноценного развития. Проведение таких исследований позволит расширить наши знания о методах эффективной психологической коррекции и улучшить качество жизни детей с психическим недоразвитием. Объект исследования: дети младшего школьного возраста с психическим недоразвитием. Предмет исследования: психологическая коррекция с детьми с психическим недоразвитием младшего школьного возраста. Цель исследования: изучить основные формы и направления психологической коррекции с детьми с психическим недоразвитием младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие психического недоразвития; 2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием; 3. Выявить формы и направлены психологической коррекции с детьми с психическим недоразвитием младшего школьного возраста; 5. Провести констатирующий этап исследования и контрольный этап исследования. Методы исследования: анализ, синтез, эксперимент. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Читать дальше
В клинике психическое недоразвитие рассматривается как синдром тотальной ретардации. В основе данной формы психического дизонтогенеза лежит недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности, потребностно-мотивационной сферы и пр. Однако ведущая роль в структуре общего психического недоразвития принадлежит недоразвитию познавательной деятельности. Типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость. Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культурных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам [18]. Как особая форма психического недоразвития умственная отсталость может возникнуть у ребенка вследствие различных причин. По этиологии их можно условно разделить на две основные группы: эндогенную, обусловленную, как правило, генетическими факторами, и экзогенную, обусловленную внешними факторами (инфекции, отравления, травмы и пр.), – возникшие на различных этапах развития ребенка [8].
Читать дальше
В зависимости от формы организации коррекционной работы выделяются два ее основных вида: индивидуальная и групповая психокоррекция. В процессе индивидуальной психокоррекции происходит непосредственное воздействие на конкретного ребенка со стороны психолога, использующего для этого различные методы работы. При групповой психокоррекции работа ведется с группой детей, как правило близких по возрасту и имеющих схожие проблемы. В этом случае воздействие на конкретного индивида осуществляется путем организации специального процесса взаимодействия участников группы, в результате которого и достигаются цели психокоррекции. В зависимости от коррекционных задач можно выделить следующие виды психокоррекции: игровая психокоррекция, семейная психокоррекция, нейропсихологическая коррекция, коррекция личностного роста и др. По характеру направленности психокоррекционных воздействий можно выделить два вида: симптоматическую и каузальную, а по способу коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции. Ряд авторов предлагают разделить психологическую коррекцию на три формы организации: общую, частную и специальную психокоррекции. Под общей психологической коррекцией подразумеваются мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребенка. В нее входит регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями. Задачи общей психокоррекции сливаются с задачами психогигиены, психопрофилактики, педагогической этики и деонтологии. Они решаются в процессе организации учебновоспитательных мероприятий.
Читать дальше
Всего в исследовании приняло участие 20 детей, все дети с клиническим диагнозом – легкая степень умственной отсталости). В исследовании принимали участие учащиеся вторых и четвертых классов. С целью изучения особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта нами была использована следующая диагностическая методика: методика «Рисуночных фрустраций» С. Розенцвейга (детская форма). Методика «Рисуночные фрустрации» С. Розенцвейга является психодиагностическим инструментом, предназначенным для исследования психического состояния детей путем анализа их рисунков. С. Розенцвейг разработал этот метод для выявления эмоциональных и психологических проблем у детей через интерпретацию их творческих выражений. В рамках методики «Рисуночные фрустрации» детям предлагается выполнить серию заданий по рисованию определенных образов или сюжетов, после чего анализируются их работы с целью выявления наличия фрустраций, конфликтов, тревожности и других психологических особенностей. Результаты анализа рисунков позволяют специалистам понять внутренний мир ребенка, его эмоциональное состояние, отношение к себе и окружающей среде. Методика «Рисуночных фрустраций» является важным инструментом для детского психолога или психотерапевта при работе с детьми, помогая им выразить свои внутренние переживания и проблемы через творчество и общение.
Читать дальше
Исследование по основным формам и направлениям психологической коррекции с детьми с психическим недоразвитием младшего школьного возраста позволяет сделать следующие заключения: 1. Индивидуальный подход. Каждый ребенок с психическим недоразвитием уникален, поэтому важно использовать индивидуальный подход при выборе методов коррекции и поддержки. 2. Развитие когнитивных навыков. Для детей с психическим недоразвитием важно развивать когнитивные навыки, такие как внимание, память, мышление и речь, с помощью специально разработанных игр и упражнений. 3. Социальная адаптация. Работа над социальной адаптацией детей с психическим недоразвитием играет ключевую роль. Это включает в себя тренировку навыков общения, эмоционального контроля и адаптации к социальным ситуациям. 4. Семейная поддержка. Очень важно вовлечение семьи в процесс психологической коррекции детей с психическим недоразвитием. Родители играют огромную роль в поддержке и мотивации ребенка, поэтому необходимо обеспечить им навыки и знания для работы с ребенком. Исследование позволяет сделать вывод о том, что комплексный подход, включающий в себя индивидуальные методики, развитие когнитивных навыков, социальную адаптацию и семейную поддержку, является эффективным способом помощи детям с психическим недоразвитием младшего школьного возраста в их развитии и адаптации в обществе.
Читать дальше
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко. – М, 2021. – 248 с. 2. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И. М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2023. – 94 с. 3. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с. 4. Золотникова, Г. М. Семейная психотерапия (принципы и методы психотерапии с семьями, имеющими детей с нарушением психического развития [Текст] / Г. М. Золотникова. – Брянск, 2022. – 322 с. 5. Лиепиня, С. В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ [Текст] / С. В. Лиепиня // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 20-25. 6. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб: Речь, 2016. – 224 с. 7. Осипова, A. A. Общая психокоррекция. Учебное пособие [Текст] / А. А. Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 510 с. 8. Певзнер, М. С. Этиопатогенез и классификация олигофрении // Клинико-генетическое исследование олигофрении [Текст] / М. С. Певзнер. – М.: Педагогика, 2023. – С. 3-22. 9. Петрова, В. Г., Белякова И. В. Психология умственно-отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. [Текст] / В. Г. Петрова. – М.: Академия, 2012. – 160 с. 10. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников [Текст] / Б. И. Пинский. – М.: АПН СССР, 2023. – 312 с. 11. Психология лиц с умственной отсталостью: учеб.-метод. пособие [Текст] / сост. Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2017. – 121 с. 12. Психология семьи и больного ребенка [Текст] / Добряков И.В., Защиринская О.В. – СПб: Речь, 2017. – 400 с. 13. Пылаева, Н. М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет: Методическое пособие [Текст] / Н. М. Пылаева. – М.: Дрофа, 2023. – 90 с. 14. Ричард, Г. Психотерапия детских проблем [Текст] / Г. Ричард. – СПб: Речь, 2022. –416 с. 15. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие [Текст] / С. Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с. 16. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст] / С. Я. Рубинштейн. – М, 2023. – 448 с. 17. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е. Ф. Рыбалко. – М.: Дрофа, 2023. – 90 с. 18. Семаго, Н. Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррскционной работы психолога [Текст] / Н. Я. Семаго. – М.: Дрофа, 2023. – 131 с. 19. Семенович, А. В. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития [Текст] / А. В. Семенович // Таврический журнал психиатрии. – Т. 3. – 2022. – № 3. 20. Слюсарева, Е. С. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие [Текст] / Е. С. Слюсарева. – Ставрополь, 2023. – 240 с. 21. Спиваковская, А. Психотерапия, игра, детство и семья [Текст] / А. Спиваковская. – М.: Дрофа, 2023. – 403 с. 22. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Г. Е. Сухарева. – М.: Медицина, 2023. – 334 с. 23. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. – Спб: Речь, 2017. – 391 с. 24. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики в психотерапии [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер. – М.: Дрофа, 2023. – 630 с. 25. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер. – Спб: Питер, 2023. – 656 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Представление о двигательном режиме студенческой молодёжи
Количество страниц:
9
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Физическая культура
курсовая работа
Связь образа телесного Я с самооценкой у девушек с бодимодификациями
Количество страниц:
30
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Психология
курсовая работа
Рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право социального обеспечения
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image