Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы человеческого фактора в авиации...................5
1.1. Развитие представлений о человеческом факторе в зарубежной и отечественной науке...............................................................................................5
1.2. Изучение концептуальных моделей человеческого фактора.......................8
1.3. Применение знаний о человеческом факторе в авиационной сфере.........12
Глава 2. Анализ роли человеческого фактора в безопасности полетов...........21
2.1. Анализ возможностей и ограничений человека в летной деятельности..21
2.2. Оценка роли корпоративной культуры организации в обеспечении безопасности полетов..........................................................................................29
2.3. Системный анализа причин ошибочного действия специалиста при расследовании авиационных событий................................................................40
Глава 3. Факторы, влияющие на профессиональную надежность пилота и безопасность полетов..........................................................................................50
3.1. Профессиональная надежность пилота....................................................50
3.2. Анализ авиационных происшествий, обусловленных негативным влиянием человеческого фактора........................................................................51
3.3. Разработка практических рекомендаций, направленных на снижение степени негативного проявления человеческого фактора и повышение безопасности полетов..........................................................................................60
Заключение.............................................................................................................62
Список литературы...............................................................................................63
Читать дальше
Тема исследования, связанная с системным подходом к человеческому фактору в авиационной безопасности, является актуальной и насущной проблемой в данной отрасли. Человеческий фактор играет важную роль в авиационных происшествиях, и исследование в этой области имеет большое значение для повышения безопасности полетов.
Все более сложные и автоматизированные технологии в авиации требуют тесного взаимодействия человека и системы. Ошибки, связанные с человеческим фактором, могут иметь серьезные последствия и приводить к авиационным происшествиям. Поэтому необходимо исследовать и разрабатывать подходы, позволяющие эффективно управлять и предотвращать ошибки, возникающие в процессе эксплуатации воздушных судов.
В свете этого, системный подход к человеческому фактору становится все более значимым. Он позволяет рассматривать человека как часть большой системы авиации, учитывая его физиологические, психологические и социальные особенности. Это позволяет предотвращать ошибки, анализировать причины их возникновения и создавать условия для оптимальной работы человека и системы.
Более того, в современной авиации все чаще используются новые технологии, такие как беспилотные воздушные аппараты или расширенная реальность. Это создает новые вызовы в области безопасности и требует адаптации системного подхода к новым технологическим решениям.
Таким образом, актуальность темы исследования по системному подходу к человеческому фактору в авиационной безопасности обусловлена необходимостью повышения безопасности полетов, учетом сложности и автоматизации систем авиации, а также разработкой и применением новых технологий в этой области.
Цель – проанализировать системный подход к человеческому фактору как необходимое условие обеспечения безопасности полетов.
Задачи:
– рассмотреть развитие представлений о человеческом факторе в зарубежной и отечественной науке;
– провести изучение концептуальных моделей человеческого фактора;
– обозначить применение знаний о человеческом факторе в авиационной сфере;
– провести анализ возможностей и ограничений человека в летной деятельности;
– оценить роль корпоративной культуры организации в обеспечении безопасности полетов;
– охарактеризовать системный анализа причин ошибочного действия специалиста при расследовании авиационных событий;
– выявить профессиональную надежность пилота;
– провести анализ авиационных происшествий, обусловленных негативным влиянием человеческого фактора;
– разработать практические рекомендации, направленных на снижение степени негативного проявления человеческого фактора и повышение безопасности полетов.
Объектом исследования данной дипломной работы является человеческий фактор в авиационной безопасности.
Предмет исследования – системный подход к человеческому фактору в авиационной безопасности.
Гипотеза исследования. Внедрение системного подхода к человеческому фактору является необходимым условием для обеспечения безопасности полетов в авиационной индустрии.
Методы исследования в работе – сравнение и анализ.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Объем работы 65 стр.
Читать дальше
Методология анализа и предупреждения неправильных действий работников (операторов) сложных технических систем (системы «человек-машина») была разработана в XIX веке в связи с эксплуатацией железнодорожного транспорта и возникновением первых человекоиндуцированных аварий и катастроф. Специалисты, исследуя эти происшествия, стремились выяснить причины происходящего и разработать рекомендации по повышению безопасности труда. В ранних научных исследованиях, проведенных М.М. фон Вебером в Германии в 1854 году и И.И. Рихтером в России в период с 1895 по 1900 год, особое внимание уделялось психологическому аспекту происшествий. Исследователями обращалось внимание на взаимосвязь между индивидуальными качествами работников и допущенными ими авариями и катастрофами. И.И. Рихтер первым подметил важность взаимодействия между человеком и техникой как причину происшествий. Он отметил, что в этих отношениях существует следующая тенденция: техника развивается быстрыми темпами, становится менее аварийной, в то время как человек и его ошибки остаются на неизменном уровне. Это требует разработки новых правил, которые научно устанавливают соответствие между средствами и операциями, учитывая возможности персонала железной дороги [1].
В начале XX столетия немецкий психолог В. Штерн представил понятие «психотехника», которую он определил как прикладную психологию, специализирующуюся на психологии труда. Основное направление психотехники было связано с воспитанием и развитием личности, а также развитием навыков и умений работника. В дальнейшем Гуго Мюнстерберг, коллега Штерна, сделал значительный вклад в определение и расширение практической психологии. Психотехника включала в себя решение различных задач, таких как профессиональный подбор, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, а также адаптацию техники к психическим особенностям человека и создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов [17].
Читать дальше
Проблема обеспечения безопасности полетов (БзП) на протяжении всего развития авиации является важным вопросом для авиационных специалистов. Она связана с проблемой человеческого фактора, особенно в аспекте личностных факторов.
Система «экипаж - воздушное судно» (ЭВС) является эргатической системой, где человек и машина работают взаимосвязанно. Безопасность функционирования таких систем зависит от исправности технических компонентов, воздействия внешней среды и психофизиологических возможностей человека, управляющего системой. В авиационном контексте ограничения возможностей человека обозначаются понятиями «человеческий фактор» и «личностный фактор». Человеческий фактор включает в себя физиологические и психологические особенности авиационного персонала. Игнорирование этого фактора при проектировании авиатехники и методах подготовки авиационного персонала может представлять потенциальную угрозу для безопасного функционирования авиационной системы (АС). Улучшение эргономических характеристик авиационной техники (АТ), оптимизация интерфейсов между «летчиком и кабиной», усовершенствование систем профессиональной подготовки авиационного персонала, а также качественное улучшение условий труда и отдыха летного состава способствуют снижению влияния человеческого фактора на БзП [9].
В Концепции безопасности полетов в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации определены цели, направленные на снижение авиационной аварийности, вызванной человеческим фактором. Однако задача уменьшения влияния личностного фактора летного состава на безопасность полетов является более сложной. Личностный фактор в авиации охватывает психофизиологические возможности и моральные качества каждого авиационного специалиста, с его индивидуальными ограничениями. Однозначно признается, что личностный фактор является одной из основных причин авиационных происшествий в пилотируемой авиации, поскольку он сложнее поддается контролю и профилактике. Проблема безопасности в авиации часто рассматривается в общем аспекте, а не в контексте конкретного полета.
Читать дальше
С точки зрения профессора В. А. Пономаренко, важно понимать, что человеческий фактор играет существенную роль в системе «человек - воздушное судно - среда». Творческий подход летчика является ключевым для эффективного и безопасного использования авиационной техники, особенно в сложных и нестандартных условиях. Даже в элементарных сенсомоторных актах приборного полета заложены важные аспекты творчества. Например, летчик должен предвидеть и адекватно реагировать на предполагаемые изменения режима полета в зависимости от обстановки [1].
Однако, несмотря на творческий потенциал летчика, некоторые негативные события в полете не всегда могут быть предсказаны и предотвращены. Тем более, сам летчик иногда может быть причиной возникновения таких ситуаций. Это обстоятельство неоднократно беспокоило авиаторов, и поэтому конструкторы авиационной техники внедряют передовые информационные технологии в новые образцы, чтобы помочь экипажу в полете и предотвратить ошибки пилотирования.
Таким образом, воздействие технологий на человека в авиации имеет целью снизить риск ошибок, повысить безопасность полетов и обеспечить экипажу дополнительные ресурсы в принятии решений. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью авиационной системы, поддерживая летчика в режиме прогнозирования и предупреждая его об потенциальных опасностях.
Например, современные воздушные суда оборудованы информационным управляющим полем в кабине, которое включает голосовое управление для определенных органов и систем, цветные экраны (а иногда и сенсорные) вместо традиционных аналоговых приборов (которые в некоторых случаях полностью отсутствуют) и систему индикации на лобовом стекле. В будущем, эти элементы скорее всего будут заменены многофункциональными шлемами пилота с графической индикацией, интегрированными в элементы остекления [2].
Читать дальше
В рамках данной дипломной работы было исследовано важное направление в области авиационной безопасности — системный подход к человеческому фактору. Целью исследования было выявление роли системного подхода в обеспечении безопасности полетов и оценка его влияния на предотвращение возникновения авиационных происшествий.
В ходе анализа литературных источников, проведенного исследования и применения соответствующих методов и подходов, получены следующие результаты:
1. Человеческий фактор играет значительную роль в возникновении авиационных происшествий. Ошибки и недостатки человека в процессе эксплуатации воздушных судов являются одной из основных причин происшествий.
2. Системный подход к человеческому фактору позволяет рассматривать человека как неотъемлемую часть авиационной системы. Он включает в себя учет всех аспектов, связанных с человеком, включая его физиологические, психологические и социальные характеристики.
3. Внедрение системного подхода к человеческому фактору способствует повышению безопасности полетов. Анализ и предотвращение ошибок, связанных с человеческим фактором, становится более эффективным благодаря системному подходу, что сокращает риски возникновения авиационных происшествий.
4. Использование системного подхода позволяет улучшить взаимодействие между человеком и технологическими системами авиации. Создание удобных и интуитивно понятных интерфейсов, адаптация рабочей среды к потребностям оперативного персонала — все это способствует повышению эффективности работы и уменьшению вероятности ошибок.
Читать дальше
1. Авиационная психология и человеческий фактор: учеб.-метод.пособие / Сост. Д.А. Евстигнеев.– Ульяновск: УВАУ ГА, 2005.– 103 с.
2. Байнетов С. Д., Бачкало Б. И., Золотых В. И. Человеческий фактор в аварийности авиации вс рф, пути снижения его влияния // Военная мысль. 2021. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-faktor-v-avariynosti-aviatsii-vs-rf-puti-snizheniya-ego-vliyaniya (дата обращения: 11.02.2024).
3. Бачкало Б.И., Золотых В.И. Модель и методики оценки защищенности авиационной системы // Научный вестник МГТУ ГА. 2017. № 5. С. 33—42.
4. Бачкало Б.И., ЗолотыхВ.И. Личност-но ориентированный подход при оценке и управлении состоянием безопасности полетов // Научный вестник МГТУ ГА. 2019. № 4. С. 21—32.
5. Волкова Л. М. Преодоление авиационных происшествий на базе мониторинга психофизиологического состояния // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №12 (214). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-aviatsionnyh-proisshestviy-na-baze-monitoringa-psihofiziologicheskogo-sostoyaniya (дата обращения: 11.02.2024).
6. Дмитриев В. А. Повышение эффективности использования полетной информации при управлении безопасностью полетов гражданских воздушных судов / В. А. Дмитриев, Н. Н. Сухих, В. Л. Рукавишников // Общероссийский научно-технический журнал «Полет». — 2020. — № 7 — С. 39-45.
7. Золотых В.И., Равлык Р.Ф., Кобзистая М.В. Возможности формирования у летного состава жизненно-важного интереса, направленного на недопущение нарушений установленных правил в полете // V Всероссийская военно-научная конференция «Актуальные проблемы вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере». Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2019. С. 366—373.
8. Камалов К.Ф., Соколов О.А. Автоматизированные системы управления и их роль в снижении воздействия человеческого фактора на безопасность полетов в гражданской авиации // Вестник науки. 2023. №11 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizirovannye-sistemy-upravleniya-i-ih-rol-v-snizhenii-vozdeystviya-chelovecheskogo-faktora-na-bezopasnost-poletov-v (дата обращения: 11.02.2024).
9. Петрова О.С. Современные средства обеспечения авиационной безопасности // Вестник магистратуры. 2019. № 3-2 (90). С. 68-70.
10. Руководство по обучению в области человеческого фактора. Doc 9683-AN/950. Издание первое — 1998. http://www.sparcatc.ru/files/ICAO_Doc-9683-Rukovodstvo-po-obucheniyu-v-oblasti-chelovecheskogo-faktora-pdf.io.pdf (дата обращения: 11.02.2024).
Читать дальше