ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Психологические особенности юношеского возраста 4
1.2. Самореализация личности в юношеском возрасте 6
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 9
2.1. Методики диагностики самореализации личности в юношеском возрасте 9
2.2. Диагностика самореализации личности в юношеском возрасте (на примере учащихся 11-х классов) 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 18
Читать дальше
Актуальность. Исследование проблемы самореализации личности в юношеском возрасте является крайне актуальным, поскольку именно в период подростковых лет формируются ключевые черты личности, определяющие будущее развитие индивида. Юношеский возраст характеризуется стремлением к самопознанию, поиску своего места в обществе, установлением взаимоотношений с окружающими и формированием ценностных ориентаций.
Процесс самореализации в данном возрасте может стать особенно сложным из-за воздействия ряда факторов, таких как социокультурное окружение, взаимодействие с родителями, учителями, сверстниками, а также влияние современных технологий и медиа. Отсутствие поддержки, низкая самооценка, страхи и неопределенность в выборе жизненного пути могут препятствовать процессу самореализации подростка.
Изучение данной проблемы позволяет выявить основные трудности, с которыми сталкиваются молодые люди, и разработать эффективные методики помощи в их самопознании, развитии потенциала и достижении личностных целей. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого подростка при работе над его самореализацией, чтобы создать благоприятные условия для его гармоничного развития.
Таким образом, исследование проблемы самореализации личности в юношеском возрасте имеет высокую актуальность, поскольку способствует пониманию особенностей этого периода жизни, помогает разрабатывать методики поддержки и развития личности молодого человека, обеспечивая ему возможность раскрыть свой потенциал и стать успешным взрослым.
Объект исследования: юношеский возраст.
Предмет исследования: самореализация в юношеском возрасте.
Цель исследования: рассмотреть возможности диагностики самореализации в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. рассмотреть психологические особенности юношеского возраста;
2. дать характеристику самореализации личности в юношеском возрасте;
3. описать методики диагностики самореализации личности в юношеском возрасте;
4. провести диагностику самореализации личности в юношеском возрасте (на примере учащихся 11-х классов).
Гипотеза исследования: самореализация в юношеском возрасте проявляется в потребности автономии и сопровождается гибкостью в общении.
Теоретическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы при составлении специальных психологических курсов высших учебных заведений или в личной консультационной практике практикующих психологов.
Практическая значимость исследования: результаты практической части работы могут быть использованы для корректировки сферы самореализации личности в юношеском возрасте.
Методы исследования: анализ, синтез, описание.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Читать дальше
Юношеский возраст – это важный период в жизни человека перед взрослостью. В юношеском возрасте человек способен нести ответственность за сделанный выбор, отвечающий его амбициям и притязаниям. В то же время в период юношества человек сталкивается лицом к лицу с окружающей реальностью, вовлекаясь в череду проблем быстро меняющегося мира. С развитием технологий культурные и религиозные обычаи стали проникать друг в друга, стирая географические границы. В этих хитросплетениях юноши и девушки стараются определиться со своим местом в современном мире.
Отечественные исследования, проведенные А.Я. Анцуповым, А.И. Шипиловым, М.М Кашаповым подтверждают необходимость в непрерывном изучении психологических особенностей юношеского возраста, что поддерживается государственной поддержкой сопровождения молодежи и политикой, направленной на создание комфортной среды для реализации потребностей молодежи [2,8].
Практически все аспекты социальной и психологической модели поведения личности связаны с семейными условиями, в которых воспитывался и формировался человек. Значительную роль на формирование личности в период юношества играет семья.
Г. С. Ахметшина выяснила, что юноши и девушки, имеющие полную семью, способны лучше выстраивать межличностные, а так же межгрупповые отношения и имеют более высокий социальный статус. Адаптивная способность менее выражена у лиц, воспитывающихся в неполной семье [3].
Читать дальше
Анализ данных опроса учащихся позволяет нам понять их предпочтения, ценности и особенности личностного развития. В данном случае можно выделить несколько интересных моментов:
1. Автономность. Высокий результат по данной шкале получили 14 учащихся. Это может свидетельствовать о стремлении учащихся к самостоятельности, независимости и контролю над своей жизнью. Учитывая это, возможно, стоит создать условия для развития их личной ответственности и самоуправления.
2. Стремление к творчеству или креативности. Самым высоким результатом в опросе было отмечено стремление к творчеству или креативности у 8 учащихся. Это говорит о важности для них самовыражения, находчивости и оригинального мышления. Можно предложить им задания или проекты, которые позволят раскрыть их творческий потенциал.
3. Спонтанность. 5 учащихся показали высокий результат по шкале спонтанности. Это может указывать на их открытость новым идеям, желание пробовать что-то новое без лишних задумываний. В учебном процессе можно учитывать это, предлагая им разнообразные и непредсказуемые задания.
4. Ценности и самопонимание. Отметим также, что различные учащиеся проявили высокие результаты по шкалам ценностей, самопонимания и другим. Эти аспекты важны для формирования личностного роста и успешной социализации.
Исходя из этих данных, можно планировать дальнейшие шаги в образовательном процессе, учитывая индивидуальные особенности учащихся и их потребности. Важно создать атмосферу поддержки и понимания, чтобы каждый учащийся мог раскрыть свой потенциал и достичь успеха.
Читать дальше
Подросток сталкивается с изменениями в своем эмоциональном опыте, усиливаются эмоциональные переживания, такие как стыд, гордость и беспокойство. Важным аспектом этого периода является поддержка подростков в принятии решений и помощь им в процессе формирования идентичности. Также отмечается важность творчества в подростковом возрасте, которое позволяет подростку выразить свою уникальность и помогает ему развиваться.
В ходе проведения диагностики анализ данных позволяет понять предпочтения, ценности и особенности личностного развития учащихся. Выделяются несколько интересных моментов, таких как стремление к автономности, творчеству, спонтанности, ценностям и самопониманию. Распределение данных по полу показывает различия в доминирующих шкалах учащихся мужского и женского пола.
В результате опроса было выявлено, что два учащихся достигли высоких показателей по шкале ориентации. На втором месте по распространенности оказались шкала ценностей и шкала автономности, а на третьем - шкала спонтанности и стремления к творчеству.
Четыре опрошенных учащихся получили высокие результаты по шкале ценностей. На втором месте в частоте упоминаний следуют шкала ориентации и шкала потребности в познании, а на третьем - шкала автономности и шкала стремления к творчеству.
Один учащийся достиг высоких результатов по шкале восприятия природы человека. На втором месте чаще всего упоминались шкала ценностей и ориентации, а на третьем - шкала спонтанности и потребности в познании.
Один учащийся продемонстрировал высокий уровень потребности в познании. На втором месте в частоте упоминаний следуют шкала взгляда на природу и ориентации, а на третьем - шкала спонтанности и ценностей.
Читать дальше
Абдиева, Г. И. Некоторые психологические особенности юношеского возраста / Г. И. Абдиева // Chronos. - 2021. - Т. 6. - № 11(61). - С. 41-43.
2. Анцупов, А. Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.
3. Ахметшина, Г. С. Личностные особенности лиц женского пола, выросших в неполных семьях / Г. С. Ахметшина // Территория инноваций. - 2018. - № 12(28). - С. 123-127.
4. Грибунова, Н. Н. Особенности построения личностных границ в межличностных отношениях в юношеском возрасте / Н. Н. Грибунова // Психологическая студия: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова / Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. - С. 46-48.
5. Гисцев, В. И. Гендерный и телесно образный аспекты выбора мотивов оздоровления и их связь с самоповреждающим поведением в юношеском возрасте / В. И. Гисцев, Н. С. Андреев, А. Ю. Афенка, О. Ю. Малоземов // Системная интеграция в здравоохранении. - 2020. - № 1(47). - С. 15-22.
6. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 349 с.
7. Католикова, П. К. Психологические особенности развития коммуникативных и организаторских способностей в юношеском возрасте / П. К. Католикова // Психологическая студия: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова / Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. - С. 64-67.
8. Кашапов М.М Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020.№ 11. С. 116-130.
9. Кедярова, Е.А. Взаимосвязь психологических защит и стратегий поведения в конфликте в юношеском возрасте / Е.А. Кедярова, А.А. Пчельникова // Проблемы теории и практики современной психологии : Материалы XVII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Иркутск, 26-27 апреля 2018 года. - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2018. - С. 425-429.
10. Киселева А.А., Кузьмин М.Ю., Козлов В.В. Особенности совладающего поведения // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4 (101). С.641-655.
11. Мухина, В.С. К юбилею В.С. Мухиной: Новый взгляд на концепцию возрастной психологии и феноменологии развития личности / В.С. Мухина // Развитие личности. - 2021. - № 1-2. - С. 8-131.
12. Репина, А. О. Исследование осмысленности жизни и интеллектуального развития в юношеском возрасте / А. О. Репина // Аллея науки. - 2019. - Т. 1. - № 4(31). - С. 798-804.
13. Серафимович, И. В. Особенности решения проблемных ситуаций и копинг-стратегии поведения в различные периоды юношеского возраста / И. В. Серафимович, А. И. Салова // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2021. - № 2(42). - С. 227-234.
14. Шистко, Л.А. Психологические особенности емпатийного взаимодействия лиц в юношеском возрасте / Л.А. Шистко, Я.Е. Рябчич, С.А. Примаченко // Науковий огляд. - 2019. - № 9(62). - С. 123-142.
Читать дальше