В соответствии со стандартами государственного обучения иностранным языкам на начальном уровне, основной целью ученика является достижение успешной коммуникации путем овладения навыками ведения диалога, включая оценочные суждения, как в неформальной, так и формальной обстановках. Важным аспектом является умение ученика рассказывать о себе и своих планах, а также активное участие в обсуждении проблем, связанных с иностранной литературой или речью, с учетом правил речевого этикета. Ученик также должен быть способен описывать окружающую среду, анализировать изученные темы и проблематику, а также представлять социокультурный портрет своей страны и страны, язык которой он изучает.
Основной целью изучения иностранных языков является развитие коммуникативных навыков. В настоящее время особое значение приобретает устная коммуникация, которая невозможна без развития навыков говорения. Полное владение языком требует знания грамматических правил, расширение словарного запаса, понимание фонетических особенностей языка, а также знакомство с традициями и культурой страны, владение языком которой изучается. Развитие устной речи является важной составляющей этого процесса.
Объект: обучение устной иноязычной речи
Предмет: аутентичные тексты как инструмент обучения устной иноязычной речи
Цель: изучить особенности обучения устной иностранной речи на старшей ступени СОШ
Задачи
₋ Изучить развитие навыков устной речи на уроках иностранного языка
₋ Рассмотреть аутентичные тексты в контексте образовательного процесса
₋ Изучить использование аутентичных текстов в развитии навыков устной иноязычной речи
₋ Рассмотреть реализацию рабочей программы по английскому языку старшей ступени в СОШ
₋ Раскрыть литературно–эстетический и образовательный аспекты использования произведения Jerome K. Jerome “Three men in a boat” в обучении английскому языку
₋ Разработать упражнения, направленные на развитие коммуникативной компетенции учащихся с использованием произведения Jerome K. Jerome “Three men in a boat”
Изучением вопроса обучения иноязычной речи занимались такие ученые как С. Ф. Шатилов, А. А. Миролюбив Т.С. Валгина, Т.И. Зуева, Н.А. Соловьевич М.В. Ляховицкий и другие.
В работе используются методы теоретического исследования (анализ, индукция, дедукция, моделирование, обобщение.
Данное исследование обладает практической значимостью, так как открывает широкий спектр возможностей для использования его результатов. В частности, учителя иностранных языков могут успешно применять результаты исследования как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Кроме того, студенты педагогических университетов смогут применить результаты работы во время педагогических практик и семинарских занятиях по методике преподавания иностранного языка.
Структура исследования является неотъемлемой частью проведенных исследований и представляет собой грамотно организованный аналитический материал, включающий введение, две главы, заключение, а также список использованной литературы.
Читать дальше
Устная речь является длительной, расширенной и организованной формой выражения, применяемой в роли вербальной реакции. Она может существовать как монолог, так и диалог, однако в данном случае мы сфокусируемся на монологической речи.
С лингвистической точки зрения, монологическая речь обладает всеми специфическими свойствами текста. Такими свойствами являются цельность, связность, завершенность, направленность на определенные цели и информативность. По сравнению с диалогической речью, монологическая речь обладает рядом отличительных особенностей. Она контекстуальна, логична, последовательна и аргументирована. Кроме того, монологическая речь адресована группе лиц или одному лицу. Она обладает более сложной синтаксической структурой и языковой организацией. Основным различием между монологической и диалогической речью является то, что говорящий самостоятельно определяет объем информации, характер информации, структуру, композицию и используемые языковые средства при монологической речи.
Основной целью обучения монологической речи в средней общеобразовательной школе является развитие навыка построения монологических высказываний. При их формировании мы опираемся на определение одного из ведущих российских ученых в данной области – С.Ф. Шатилова. Мы понимаем монологические навыки как умение грамотно использовать язык, логически структурировать высказывание, передавать достаточно полную информацию и использовать языковые средства иностранного языка в коммуникативно мотивированном контексте [15].
В рамках этих навыков важно уметь выражать свои мысли в соответствии с заданной темой, выбирать подходящие языковые средства и выражать собственное отношение к описываемому. Навык монологической речи включает способность связно излагать мысли, логически структурировать высказывания и языково оформлять их.
Читать дальше
При разработке программы по изучению английского языка для 10-11 классов, мы полностью следуем нормам федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Наша программа основана на учебниках, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основные цели изучения иностранного языка на базовом уровне в полной средней школе включают развитие коммуникативных навыков на иностранном языке, улучшение владения языком в различных областях - говорение, аудирование, чтение и письмо. Также, наша программа направлена на развитие умения использовать изучаемый язык для общения с представителями разных культур в современном поликультурном обществе, что необходимо для успешной адаптации и личностного развития учащихся. Мы также стремимся достичь уровня владения иностранным языком, позволяющего нашим выпускникам свободно общаться с носителями языка и представителями других стран как на устной, так и на письменной форме.
В рамках программы, учащимся предлагаются новые лексические единицы, связанные с выбранными темами и областями общения. Мы стремимся расширить словарный запас и развить умение использовать изученные языковые элементы для достижения коммуникативных целей. Одной из наших задач является приобретение глубокого понимания социокультурной специфики страны или стран, где используется изучаемый язык. Мы также развиваем учеников в области адекватного поведения с учетом этой специфики, а также формируем их способность выявлять общие и специфические черты культуры родной и изучаемой стран [16].
Читать дальше
В ходе решения задач исследования были сделаны следующие выводы:
Развитие навыков устной речи является одной из ключевых задач при изучении иностранного языка. Этот процесс требует систематической работы, непрерывной практики и постоянного совершенствования. На уроках иностранного языка студенты имеют возможность активно общаться на иностранном языке, выражая свои мысли, знания и эмоции. Особое внимание уделяется говорению, так как именно устная речь позволяет студентам применить свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Таким образом, совершенствование мастерства монологической речи в средней общеобразовательной школе играет важную роль в формировании коммуникативных навыков учеников. Это помогает им успешно выступать перед аудиторией, передавать свои мысли и идеи, а также развивать критическое мышление и эрудицию.
Один из способов развития навыков устной речи на уроках иностранного языка - это проведение диалогических и монологических упражнений. В процессе диалога студенты обмениваются информацией, выражают свое мнение, делятся опытом и задают вопросы друг другу. Это способствует активному использованию изучаемого языка и развитию умения слушать и отвечать на вопросы на иностранном языке.
Грамотный выбор аутентичных текстов играет важную роль в успешном процессе обучения чтению иностранного языка. Этот подход позволяет учащимся ощутить себя в естественной речевой среде и создает иллюзию пребывания в стране, где используется изучаемый язык. Благодаря этому учащиеся развивают свои навыки чтения и понимания на более глубоком уровне, а также получают новые знания о культурных аспектах. Важно отметить, что аутентичные тексты стимулируют интерес и мотивацию студентов, так как они часто содержат актуальную информацию и рассказывают о реальной жизни национальной группы. В итоге, использование аутентичных текстов является неотъемлемым компонентом эффективного обучения чтению иностранного языка. Он помогает студентам расширить свой словарный запас, улучшить понимание текстов и научиться применять языковые навыки в практической области. Необходимо продолжать активно использовать аутентичные материалы для достижения наилучших результатов в обучении иностранному языку.
Чтобы успешно мотивировать учащихся к прочтению и пониманию текста, необходимо применять разнообразные методы и приемы. Использование игровых элементов, интерактивных заданий, аутентичных текстов и других подходов помогает привлечь внимание и интерес учащихся к предмету. Важно также поддерживать их интерес на протяжении всего урока, предоставляя возможности для самостоятельной работы и развития творческого подхода к заданиям.
При рассмотрении реализации рабочей программы по английскому языку старшей ступени в СОШ был сделан вывод, что на старшей ступени образования ученики уже обладают развитыми коммуникативными навыками и общим представлением о мире. Это позволяет им успешно участвовать в неформальных диалогах и полилогах, владеть разнообразными языковыми средствами и проявлять свою самостоятельность в обосновании своей точки зрения. Кроме того, ученики обучаются формулированию связных высказываний в различных коммуникативных типах речи, таких как описание, повествование, рассуждение и характеристика. Они умеют передавать основное содержание прочитанного, увиденного или услышанного, используя нелинейные тексты, такие как таблицы и графики. Также они могут формировать свои высказывания на основе изображений, используя опору на ключевые слова, план или вопросы. Все эти навыки помогают ученикам не только расширять свой словарный запас и улучшать практическое владение иностранным языком, но и развивать самостоятельность и творческую активность.
Использование произведения Джерома К. Джерома «Трое в лодке» в обучении английскому языку играет значительную роль в развитии студентов. Оно не только способствует улучшению языковых компетенций, но и помогает развить эстетический вкус и культуру. Через изучение этого текста, студенты расширяют свой словарный запас, находятся в контакте с оригинальными и красочными выражениями, а также улучшают навыки понимания и анализа текстов. Кроме того, использование произведения Джерома К. Джерома в учебном процессе помогает сформировать интерес к английской литературе в целом. Заинтересовавшись жизнью и приключениями героев, студенты могут продолжить изучение более широкого спектра английских произведений. Это способствует развитию их литературного вкуса, а также позволяет лучше понять культурные особенности и историю англоязычных стран. Не менее важным является то, что использование «Троих в лодке» развивает у студентов критическое мышление. В процессе изучения и обсуждения текста они учатся анализировать произведение, находить глубинные смыслы и интерпретировать их. Это способствует развитию их аналитических навыков и способности к самостоятельному мышлению.
Читать дальше
1. Алисов, А.М. Обучение устной речи на уроках иностранного языка в средней школе / А.М. Алисов // Язык и культура: Вопросы методики преподавания иностранных языков. - 2019. - № 3. - С. 55-61.
2. Амиричева, Е.В. Изучение иностранной речи у старшеклассников с использованием аутентичных текстов / Е.В. Амиричева // Иностранные языки в школе. - 2024. - № 3. - С. 7-11.
3. Борисова, И.М. Активизация устной речевой деятельности старшеклассников на уроках иностранных языков с использованием аутентичных текстов / И.М. Борисова // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 5. - С. 32-37.
4. Валле, Т.Л. Развитие навыков устной речи у старшеклассников на основе аутентичных текстов / Т.Л. Валле, Н.И. Шепель // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 6. - С. 54-61.
5. Гусейнова, Р.И. Использование аутентичных текстов в обучении устной речи на уроках иностранного языка / Р.И. Гусейнова // Иностранные языки в школе. - 2019. - № 4. - С. 41-45.
6. Даудова, Д.О. Обучение устной речи на уроках английского языка на основе аутентичных текстов / Д.О. Даудова // Инновации в образовании. - 2019. - Т. 23. - № 2. - С. 183-189.
7. Дмитриева, И.В. Методика обучения устной речи старшеклассников на основе аутентичных текстов / И.В. Дмитриева // Иностранные языки в школе. - 2019. - № 1. - С. 26-30.
8. Захарова, Н.Н. Эффективное обучение устной речи на уроках английского языка с использованием аутентичных текстов / Н.Н. Захарова // Иностранные языки в школе. - 2023. - № 6. - С. 13-18.
9. Ильина, Р.А. Методика использования аутентичных текстов на уроках английского языка для развития устной речи / Р.А. Ильина // Наука и школа. - 2019. - № 3. - С. 75-81.
10. Колосова, О. С. Роль произведения «Three Men in a Boat» в формировании лексико-грамматических навыков студентов / О. С. Колосова // Иностранные языки в школе. - 2016. - № 4. - С. 37-42.
11. Макеева, В.Ф. Использование аутентичных текстов в обучении устной речи на уроках английского языка / В.Ф. Макеева // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 1. - С. 40-46.
12. Романова, О. В. Влияние произведения «Three Men in a Boat» на развитие навыков устной речи студентов / О. В. Романова // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 74-78.
13. Рассказова, Т.А. Методика обучения устной речи на основе аутентичных текстов на уроках английского языка / Т.А. Рассказова // Язык и культура: Вопросы методики преподавания иностранных языков. - 2014. - № 2. - С. 76-83.
14. Савицкая, Л.М. Обучение устной речи на основе аутентичных текстов в старшей школе / Л.М. Савицкая // Иностранные языки в школе. - 2019. - № 1. - С. 58-64.
15. Шатилов, С. Ф. Аутентичные тексты как средство развития устной речи на уроках английского языка в старшей школе / С. Ф. Шатилов// Иностранные языки в школе. - 2019. - № 6. - С. 32-37.
Учебная литература для учащихся старшей ступени СОШ
16. Карпюк О.В. Английский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. Минск: БГУ, 2021. 288 с.
17. Комарова Н.И. Английский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016. 320 с.
18. Тер-Минасова С.Г. Практическая грамматика английского языка: Упражнения и комментарии: 9 класс: К учебнику «Английский язык: Английский в фокусе» / Oxford English. М.: Просвещение, 2016. 240 с.
Читать дальше