Вопрос, вынесенный в заголовок, понятно, риторический: Билли совершил самоубийство. Однако Форман (как и Кен Кизи, автор знаменитой книги, по которой был написан сценарий) выносит однозначный приговор Сестре и Системе. И этот приговор, под которым готов подписаться практически каждый читатель и зритель, очень сложно оспорить. Действительно, сестра Рэтчед стала не только непосредственной виновницей самоубийства Билли (пригрозив поведать матери о его «недостойном» поведении), – Билли оказался заложником всего того образа мышления, который она представляет в фильме и в рамках которого стремление молодого парня получить собственный опыт приключений, романтических и сексуальных отношений с девушками и в целом более приятного и разнообразного, чем в больнице, существования воспринимается как «недостойное».
Это, назовем его традиционным, понимание конфликта потому и «традиционно», что так воспринимает его большинство, причем явно в полном соответствии с тем посылом, который был заложен уже самими авторами (Кизи и Форманом; я не касаюсь здесь расхождений между ними и их собственными трактовками основной идеи и общего пафоса произведения; в главном - в неприятии Системы и в проповеди бунта – они единодушны). С этих позиций написано так много, что мне почти нечего добавить, кроме, пожалуй, небольшого нюанса. Если логически развернуть эту традиционную трактовку, ответственность за доведение Биббита до самоубийства должен, видимо, разделить еще один персонаж, который обычно остается обойденным вниманием, – да и в фильме этот персонаж присутствует только незримо, ни разу не появляясь перед зрителями. Я говорю о той самой матери Билли, спокойствием которой шантажирует его Рэтчед. Мать, сумевшая настолько запугать собственного ребенка, что он готов предпочесть смерть ее неодобрению и/или гневу, - классический образчик юнговского архетипа Грозной Матери, а если брать шире – легко прочитываемый образ авторитарной Системы, под гнетом которого невротизация индивидуальной психики достигает своего апогея. В данном случае Система не обязательно представляет государство, хотя Форман, «выбравший свободу» (так называли на Западе эмигрантов из-за Железного занавеса, каким был и сам режиссер), говорил: «Дом для умалишенных, который я показал в ленте «Полет над гнездом кукушки», - это не клиника для психически больных. Это государственный институт, который мы сами создали, создали для того, чтобы спокойно жить. Но получилось так, что эти институты стали нами управлять, диктовать, что нам делать, короче – угнетать нас…» [2]) «Система», как и положено настоящему архетипу, может принять любую форму, если эта форма адекватно отражает ее архетипическую суть: это может быть тоталитарный режим, государство как таковое, система авторитарного родительского воспитания или конформистских норм и ценностей, принятых в обществе; модель «Билли и его Мать» прекрасно может вместить в себя любое из этих содержаний и еще, вероятно, десятки других. Вплоть до… психоанализа. Поскольку к тому времени психоанализ, когда-то совершивший революцию во взглядах, во многом превратился в феномен, получивший от бунтарей и нон-конформистов 60-х (а это как раз родная среда для Кизи и Формана) презрительный ярлык «религия сытых». Когда Хардинг иронизирует над Макмерфи: «— Вот, оказывается, как просто… Вы в палате шесть часов, а уже упростили всю работу Фрейда, Юнга и Максвелла Джонса и свели ее к одной аналогии: побоище на птичьем дворе», - в действительности «бунтари» в лице авторов иронизируют над Хардингом, а в его лице над всем т.н. средним классом: социально успешным, интеллектуально подкованным и морально закрепощенным (причем добровольно! – Хардинг, как и прочие пациенты и в отличие от Макмерфи, находится в клинике по собственному желанию).