Тема конституционно-правовой основы местного самоуправления является одной из самых сложных и значимых в истории развития любого государства, не только потому, что она относится к числу конституционных, но и в силу того, что ее решение играет очень важную роль в жизни народов, населяющих любую страну.
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Для решения вопросов местного значения необходима детальная правовая регламентация общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления.
Эта регламентация осуществляется с помощью муниципальных норм. В российском законодательстве существует отдельная отрасль права - Муниципальное право Российской Федерации, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления. Посредством норм муниципального права и на основе Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов реализуются важнейшие вопросы местного самоуправления: решение населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления, вопросов местного значения, а также вопросы реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Тема настоящей контрольной работы является актуальной в силу того, что, во-первых, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством, во-вторых, нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений, в-третьих, развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности; снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений; формированию адаптированной к местным особенностям экономики.
Целью данной работы является описать сущность конституционно-правовых основ местного самоуправления.
Для достижения указанной цели в настоящей работе решаются следующие задачи:
1. раскрывается понятие местного самоуправления;
2. рассматриваются принципы местного самоуправления;
3. описывается правовое регулирование местного самоуправления
Таким образом, структуру настоящей работы составляют введение, три главы, заключение и библиографический список.
При написании настоящей работы были применены такие общие и частные методы исследования, как: исторический, логический, социологический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.
Читать дальше
Местное самоуправление является неотъемлемым структурным элементом системы народовластия в Российской Федерации. Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление, являясь одной из основ конституционного строя, является гарантией обеспечения исполнения решений органов и должностных лиц местного самоуправления и непосредственно населения муниципальных образований.
Принятый в апреле 1990г. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» впервые юридически закрепил термин «местное самоуправление». В силу указанного закона местное самоуправление осуществлялось в границах административно-территориальных единиц, а коммунальная собственность являлась основой местного хозяйства.
В последующем термин «местное самоуправление» был отражен в Конституцию РСФСР в 1991 году. Под местным самоуправлением понималась местных Советов народных депутатов и образуемых ими исполнительных органов власти.
В настоящее время местное самоуправление является социальным явлением, характеризующимся сложностью и многоаспектностью. В частности местное самоуправление в настоящее время в Российской Федерации можно определить как особый способ организации власти на местах, институт гражданского общества, форму народовластия и самоорганизации населения на местном уровне, одну из основ конституционного строя.
Читать дальше
В связи с тем, что местное самоуправление это есть один из способов реализации публичной власти в Российской Федерации, нельзя говорить о том, что местное самоуправление - это лишь разновидность государственной власти.
Население наделено правом реализовывать принадлежащую им власть любым путем, и все эти способы являются равнозначными. Это вытекает из смысла ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Местное самоуправление функционирует на основе определенных принципов. Выделяют два вида принципов местного самоуправления:
1. Принципы общие - начала, характерные не только для системы местного самоуправления, но и для всей системы государственной власти в целом. К ним относятся: принцип народовластия, демократии, законности, гласности и так далее.
2. Принципы специальные - начала, характерные только для системы местного самоуправления, позволяющие говорить о ее единстве и уникальности. К ним относятся: принцип самостоятельности; принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством и юридическими лицами; принцип социальной направленности деятельности местного самоуправления; принцип сочетания коллегиальности и единоначалия; принцип государственной поддержки местного самоуправления и другие.
Читать дальше
Подводя итоги настоящей работы, следует отметить, что тема конституционно-правовой основы местного самоуправления является достаточно широко изученной в научно-правовой доктрине Российской Федерации. Целый ряд ученых-правоведов неизменно посвящают свои работы указанной проблематике: Козлов, Кутафин, Князев, Охотников, Наумов и многие другие.
Следует отметить, что, несмотря на то, что тема настоящей работы достаточно широко изучена, она не утрачивает своей актуальности и в современных реалиях. Местное самоуправления в том виде, в котором оно существует с современной России, является институтом достаточно молодым, появившимся лишь в связи с принятием Конституции России 1993г. Кроме того, Россия находится на этапе активных реформ, которые в том числе затрагивают и институт местного самоуправления.
Результатом написания первой главы настоящей работы, а именно «Понятие местного самоуправления», явилось раскрытие понятия местного самоуправления, которое приведено в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также в Европейской Хартии местного самоуправления. Сравнения содержания понятия местного самоуправления, приведенных в двух указанных актах, позволило определить их схожие черты, а также различия.
Во второй главе настоящей работы были раскрыты основополагающие принципы местного самоуправления, без которых институт местного самоуправления в Российской Федерации в том виде, в котором он существует сейчас не мог бы существовать. В указанной главе кратко были раскрыты содержания каждого из перечисленных принципов. Основополагающими принципами местного самоуправления были определены: принцип гласности, законности, самостоятельности, ответственности и так далее. Указанные принципы гарантируются как Конституцией Российской Федерации, так и отдельными федеральными законами.
В третьей главе настоящей работы была раскрыта структура правовой основы местного самоуправления. Построенная иерархия нормативно-правовых актов определена в том числе в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления». Во главу указанной иерархии поставлена Европейская хартия местного самоуправления, на основе которой в Конституции Российской Федерации сформулированы основные положения о местном самоуправлении. Кроме того, приведено кратко мнение существующее в научно-правовой доктрине относительно того, что акты Конституционного суда Российской Федерации также следует включать в систему и структуру правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации.
В заключении следует сказать о том, что местное самоуправления является институтом относительно новым в Российской Федерации, и в связи с чем не достаточно хорошо урегулированным. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к постепенному реформированию местного самоуправления, в том числе путем распределения полномочий и предметов ведения. Следует отметить, что реформирование проводится в рамках гарантий местного самоуправления, определенных в Конституции Российской Федерации.
Читать дальше
Правовые акты:
1. Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985г.- Страсбург // Система Консультант Плюс.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Система Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Система Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»// Система Консультант Плюс.
5. Указ Президента РФ от 22.12.1993г. №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»// Система Консультант Плюс.
Список литературы:
6. Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2002. 175С.
7. Князев С.Д. Законодательные основы местного самоуправления в фокусе научно-практической интерпретации: взгляд из региона // Конституционное и муниципальное право. – 2008. -№10. С.-34-42.
8. Коняхин В.Г. Теоретические вопросы праововго статуса представительных органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010г. - №11. – С.17-24.
9. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник // М.: Юристъ, 2002.- 257 С.
10. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юрист, 2004.- 198 С.
11. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления: учебное пособие. М.: Форум.-2009.- 314 С.
12. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный).- М.: Ось-89.- 2007.- 217 С.
13. Постовой Н.В. Муниципальное право России. - М., 2000. С. 8.
14. Родионова Е.В. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в условиях модернизации. – Муниципальная служба: правовые вопросы.- 2012.- №7. – С.25-34.
Читать дальше