Согласно теории становление судебной системы начинается в России с появлением концепции судебной реформы в Российской Федерации, которая была представлена президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным, и которая была одобрена Верховным Советом РСФСР.
Согласно данной концепции было утверждение судебной власти в государственном механизме, как самостоятельной ветвью власти.
Предпосылкой к появлению судебной реформы явилось глубокое социально – политическое преобразование, проходившее на территории Российской Федерации.
Главной идеей и основной целью судебной реформы было переход от административно-волевого регулирования общественной жизни к системе регулирования основанного на праве.
Согласно представлениям президента Б. Н. Ельцина суд должен был превратиться в орган государственной власти, обеспечивающий полноценную защиту прав личности государственных и общественных интересов и целью которого являлось содействие гражданам в реализации своих прав.
Судебная реформа проводимая на территории России была признана внести изменения в судебную систему России, с помощью которых бы обеспечился свободный доступ к правосудию и основным объектом данных правоотношений стало бы защита прав граждан страны.
Данная реформа была основана на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов и федеральных законов не противоречащих Конституции Российской Федерации, а также указов президента Российской Федерации и других актов органов государственной власти.
На основании данных отечественной истории государства и права, данная судебная реформа проводилась более 10 лет. На протяжении всех этих лет была сформирована новая правотворческая база, произошли изменения в органах государственной власти в том числе и в судебных органах. В 1991 году на Съезде народных депутатов была принята декларация прав и свобод человека и гражданина, в которой было закреплено право на судебную защиту каждого.
Основными целями судебной реформы на территории Российской Федерации являются:
• создание механизма полной защиты прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми международными стандартами;
• обеспечение прав и охраняемых законом интересов общественных объединений, в том числе коммерческого характера;
• формирование системы гарантии сохранения и эффективного функционирования государства и его органов в современных условиях.
Данный цели решались с помощью задач судебной реформы. К таким задачам можно отнести следующие
• создание законодательной базы судебной системы;
• обеспечение беспрепятственного доступа граждан к правосудию;
• осуществление эффективного правосудия в разумные сроки;
• формирование нового судебного процесса построенного на принципах состязательности и равноправия сторон;
• формирование институтов самоуправления судей;
• создание условий призванных снизить нагрузку на суды;
• дальнейшее развитие институтов непосредственно связанных с осуществлением судебной власти: адвокатуры, нотариата, прокуратуры и т.д.
В истории данную судебную реформу принято делить в три основных этапа.
Читать дальше
Согласно теории государства и права под судебной системой принято понимать совокупность судов разных уровней установленных Конституцией и на ее основе федеральных законов. В состав данной системы входят суды разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
Согласно законодательству все суды, входящие в судебную систему принято разделять на следующие виды:
• Федеральные суды
• Суды субъектов Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами устанавливается порядок образования и деятельность федеральных судов на территории Российской Федерации, а федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации устанавливается порядок образования и деятельность судов субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации и федеральному конституционному законодательству – все федеральные суды принято разделять на следующие виды:
• Конституционный суд Российской Федерации (Федеральный Конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» № 1- ФКЗ от 21.07.1994 (в редакции от 05.04.2013 года);
• Суды общей юрисдикции (Федеральный Конституционный закон «О судах общей юрисдикции» № 1- ФКЗ от 07.02.2011 года ( в редакции от 01.12.2012 года);
• Арбитражные суды (Федеральный Конституционный закон «Об арбитражных судах Российской Федерации» № 1 – ФКЗ от 28.04.1995 года (в редакции от 06.12.2011года).
Согласно теории государства и права и в соответствии с законодательством Конституционный суд – является судебным органом в судебной системе, который выполняет функции высшего судебного органа, и который выполняет функции по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства.
Читать дальше
Конституционно – правовой статус судей в Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации» в котором провозглашаются основные принципы:
• независимость,
• неприкосновенность
• несменяемость судей,
• самостоятельность суда,
• равенство всех перед законом,
• гласность,
• демократичность процессов.
Исходя из перечисленных принципов правосудия, согласно законодательству в Российской Федерации действуют федеральные суды, к которым относятся Конституционный суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации, к которым относятся конституционный (уставной) суд и мировые судьи.
Согласно Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству не противоречащему Конституции – определяется конституционно правовой статуй судей, в состав которого входят права, обязанности, основания и порядок назначения на должность а также гарантии деятельности.
Читать дальше
Согласно теории государства и права судебная власть является одной из независимых ветвей государственной власти, целью которых является защита прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.
В 90 годах в Российской Федерации была проведена президентом судебная реформа в ходе которых намеревалось добиться изменений в судебной реформе.
Основной компетенцией судебной власти в данной время соответствует требованиям правового государства, в котором закреплен принцип независимости судей.
В России также есть система гарантий, а также сформированы органы судейского сообщества, к которым относятся съезды и советы судей. Согласно Конституции и федеральному конституционному законодательству закреплено деление судов на федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации, а также в федеральном законодательстве урегулирован вопрос о материальном обеспечении деятельности органов судебной власти, а также определены основные социальные гарантии.
На сегодняшний день, основная задача состоит в закреплении основных достижений, который были начаты реформой проведенной в 1991 году и совершенствование дальше, а именно по вопросам расширения доступа граждан к правосудию, приближение судебной защиты к стандартам Европейского суда. Мы думаем, будущее судебной реформы во многом зависит от того, какими путями пойдёт дальнейшее совершенствование всего комплекса законодательных актов, которыми должны руководствоваться в своей повседневной деятельности суды.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ)] // Собрание законодательства РФ.-2009.-№ 4.- Ст. 445.
2. Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» [Текст]:[принят Гос. Думой 23 октября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г., № 1 – ФКЗ]//Российская газета. – 1997. - № 3.
3. Федеральный Конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» [Текст]:[принят Гос. Думой 24 июня 1994 г., одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 г., № 1 – ФКЗ]//Российская газета. – 1994. - № 138 – 139.
4. Федеральный Конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [Текст]:[принят Гос. Думой 28 января 2011 г., одобрен Советом Федерации 02 февраля 2011 г., № 1 – ФКЗ]//Российская газета. – 2011. - № 29.
5. Федеральный Конституционный закон «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» [Текст]: [принят Гос. Думой 05 апреля 1995 г., одобрен Советом Федерации 12 апреля 1995 г., № 1 – ФКЗ]//Российская газета. – 1995. - № 93.
6. Федеральный Конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» [Текст]:[принят Гос. Думой 20 мая 1999 г., одобрен Советом Федерации 09 июня 1999 г., № 1 – ФКЗ]//Российская газета. – 1999. - № 120.
7. Федеральный закон Российской Федерации «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [Текст]: [принят Гос. Думой 15 февраля 2002 г., одобрен Советом Федерации 27 февраля 2002 г., № 30- ФЗ] //Российская газета. – 2002. - № 48.
8. Федеральный закон Российской Федерации «О мировых судьях в Российской Федерации» [Текст]:[принят Гос. Думой 11 ноября 1998 г., одобрен Советом Федерации 02 декабря 1998 г., № 188 – ФЗ]//Российская газета. – 1998. - № 242.
9. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» [Текст]: от 26 июня 1992 г., № 3132-1/Российская газета. – 1995. - № 11.
Научная литература
10. Виноградов О. Судебная реформа: соотношение целей и методов/О. Виноградов// Законность. – 1995. - № 9.
11. Вицин С. От формирования судебной системы к её реформированию./С. Вицин// Российская юстиция. – 2001. - № 4.
12. Гуценко К. Ф. Судебная реформа: некоторые итоги и тенденции/ К. Ф. Гуценко// Вестник Московского университета, серия № 11 (Право). – 1995. - № 5.
13. Михайловский И. Б. Судебная реформа: проблемы и перспективы/под ред. И. Б. Михайловского – М.: Юридическая литература, 2001.
Комментарии законодательства
14. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»/под общ. ред. В. И. Радченко. – М.: Инфра – М, 2008.
Читать дальше