Беспрецедентное развитие общественной дипломатии в мировой политике, деятельность гражданских институтов и расширение инструментального арсенала НПО являются актуальными темами обсуждений в академических и политических кругах России и стран ближнего зарубежья.
На протяжении последних девяти лет в рамках ежегодных встреч Министра Иностранных дел РФ с представителями неправительственных организаций страны обсуждаются вопросы роли НПО в деле развития коммуникационных платформ, способствующих интеграционным процессам как внутри страны, так и на постсоветском и международном уровнях. Неоспоримо, что НПО имеют существенное влияние на формирование Евразийской общественно-гражданской среды. Вместе с тем деятельность многих локальных и международных неправительственных организаций на территории СНГ вызывает глубокую озабоченность и представляет угрозу для национальной и региональной безопасности.
Россия и многие страны СНГ сегодня сталкиваются с развертыванием процессов коммерциализации и политизации неправительственных организаций с целью провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, а также манипулирования общественным сознанием вплоть до прямого вмешательства во внутренние дела суверенных государств.
Читать дальше
В настоящее время в современной общественной жизни появилось огромное количество частных объединений и групп - так называемых неправительственных организации (НПО). Данный тип объединений (социальных отношений), изначально возникший в областях профессиональной деятельности, частных интересов или по конкретным вопросам, получил новый импульс в информационном обществе. По разным оценкам, сегодня в мире насчитывается свыше 60 тыс. международных НПО, которые в качестве основной площадки своей многосторонней деятельности рассматривают Интернет - пространство. Миллионы неправительственных организаций локального уровня также задействованы в онлайн среде.
Множество неполитических НПО действительно являются институтами гражданского общества, структурами самоорганизации граждан в разных сферах жизнедеятельности. Вместе с тем определенная часть НПО претендует на роль судей в вопросах мировоззрения всего общества и государственной политики. Так, в научной литературе функционирует термин «псевдо-НПО» для обозначения подобных организаций, деятельность которых выходит за рамки общественно-социальной жизни: последние часто становятся инструментами как внутриполитической, так и внешнеполитической деятельности отдельных политических сил и стран.
Читать дальше
Вышеизложенные факторы приводят к неизбежному выводу: с целью противостояния подобным механизмам необходима разработка действенных мер по противодействию дестабилизирующей деятельности международных НПО, что предполагает вовлечение всех звеньев государственной и общественной архитектуры. В данном контексте главным моментом является переосмысление всего процесса развития подлинной гражданской среды, что и должно стать важнейшей составляющей политики. Динамично развивающаяся коммуникационная среда в силу своей открытости должна быть направлена на вытеснение деструктивных НПО (методами оценки и повышением конкурентоспособности) и созданию так называемых «фильтров» в гражданском обществе. Соответственно, является основополагающим предоставление правовых, экономических и других условий для развития гражданского института, гражданской идентификации, как на национальном, так и на региональном уровне.
Разработка превентивных методов предусматривает совместную работу государственных органов и институтов гражданского общества. Я считаю, что общественные и академические институты имеют достаточный потенциал для того, чтобы занять более активную позицию в создании научно-технологической базы. Со своей стороны органы государственной власти должны перейти на новые рельсы коммуницирования с обществом. Многосторонняя и многоуровневая коммуникационная деятельность является ключевой в данной обстановке, что предполагает внутрисистемную модернизацию и распределение властных ресурсов между локальными гражданскими институтами. Модель «коллаборативного управления» представляет широкие возможности для применения такого подхода. Немаловажно и создание/развитие специализированных структур во внешнеполитических ведомствах стран региона и их тесное сотрудничество.
Другими мерами также могут стать пересмотр государственного финансирования неправительственных организаций, правовое регулирование в свете расширения инструментального арсенала НПО в новой инфокоммуникационной среде, установление тематических платформ для сотрудничества и т.д. Важно отметить, что последние не относятся к установлению ограничений над деятельностью неправительственных организаций, а подразумевают совместную координацию и более четкое очертание сфер деятельности.
Читать дальше
1. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации, издание 3-е, переработанное и дополненное; под ред. проф. П.А. Цыганкова, Москва «Альфа – М» 2011 г.
2. Глобализация сопротивления, издание 2-ое; ответст. редакторы С. Амин и Ф. Утар, Москва «URSS» 2008 г.
3. Крикунов А., Горепекин В. // «Неправительственные организации, как инструмент «цветных революций» на постсоветском пространстве», 2012. URL: http://www.truenet.info/novosti/dobrye-sovety-ot-freedom-house.html
4. Наумкин В.В.Снизу вверх и обратно. «Арабская Весна» и глобальная международная систем, С. 193 / «Россия в глобальном мире. 2000-2011», Хрестоматия в 6 томах (том 4), Аспект-Пресс. М.:2012.
Читать дальше