Актуальность темы. Заинтересованность сотрудников в выполнении своих служебных обязанностях бывает разной. Они могут склоняться к пассивному и формальному выполнению обязанностей, быть готовы по мере сил выполнять порученное дело или же стремиться достичь в работе ощутимых успехов и проявить себя. Поэтому если не обеспечивать заинтересованность сотрудников в труде, то самые лучшие планы и решения руководителей останутся невыполненными.
Управление служебным коллективом и социально-психологическими процессами, протекающими в нем, – важнейшая задача руководителя ОВД. Для этого руководитель применяет различные средства. Так, чтобы сформировать у подчиненных стремление к эффективному труду, руководителями используется мотивирование их профессиональной деятельности. Применение его позволяет обеспечить наиболее полный вклад сотрудников в решение задач, поставленных перед ОВД. В общем плане мотивирование труда сотрудников есть побуждение их со стороны руководителя к успешному выполнению своих служебных обязанностей.
Важным моментом является психологический аспект управления служебным коллективом, который тесно взаимосвязан со стилем руководства, который определяет совокупность типичных и устойчивых методов воздействия руководителя на подчиненных с целью реализации управленческих функций.
Чтобы достичь улучшения межличностного взаимодействия, непринужденности общения, ясности в понимании задач профессиональной деятельности, искреннего и уважительного отношения сотрудников друг к другу и др., руководителю ОВД необходимо знать психолого-педагогические основы деятельности и грамотно применять их в процессе служебных отношений при работе как со всеми, так и с каждым индивидуально подчиненным.
Читать дальше
Для юриста наряду со знанием психологических аспектов профессиональной деятельности необходимо иметь представление и об основах педагогики. Каждый, кто готовит себя к самостоятельной работе в ОВД, должен объективно представлять, что основным звеном в его деятельности будет работа с людьми.
Эффективность деятельности МВД России ставится в число приоритетов в ключевые моменты жизни государства, общества и отдельных граждан, когда осуществление этой деятельности сопряжено с немалыми трудностями, важнейший путь преодоления которых – работа с людьми. Любые реформы и решения будут малоэффективны без усиленного внимания к подготовке кадров, их воспитанию, тесно увязанному с реалиями происходящих перемен.
Принятый 7 февраля 2011 г. Федеральный закон «О полиции», как и ряд новых ведомственных актов МВД России, посвящены, в том числе, вопросам обучения и воспитания кадров: приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»; Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138; Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 3 июля 2012 г. № 663. В этих документах перед МВД России поставлена задача модернизации системы обучения и воспитания кадров органов внутренних дел, приведения ее в соответствие с современными требованиями общества и государства к правоохранительной деятельности и сотруднику правоохранительных органов.
Читать дальше
Итак, термин «педагогика» древнегреческого происхождения. Предметом педагогики является воспитание и обучение человека на всех возрастных этапах его развития. Под воспитанием понимают целенаправленную деятельность, призванную формировать определенную систему качеств личности. Воспитание осуществляется через образование, обучение и организацию жизнедеятельности воспитуемых. Истинным воспитанием считается то, которое в обязательном порядке предполагает самовоспитание личности. Современная педагогика придает большое значение самовоспитанию. Оно определяется как деятельность человека с целью изменения своей личности. Воспитание создает предпосылки для самовоспитания. Если цели воспитания встречают сознательные усилия личности, они реализуются быстрее и с большей полнотой. Для того, чтобы развиваться, педагогика как наука имеет методы исследования своего предмета, т.е. воспитания.
Деятельность милиции по обеспечению прав и свобод человека имеет определенные особенности, обусловленные ее полномочиями. Прежде всего, следует отметить, что деятельность милиции должна быть гуманной, беспристрастной и иметь согласованность с законом. Компетенция милиции по реализации европейских стандартов прав человека получает проявление в разных сферах ее деятельности, в частности во время охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, проведения дознания, исполнения судебных приговоров и постановлений и т.п. Особое внимание она должна уделить такой форме участия граждан в обеспечении своих прав, как деятельность общественных их организаций.
В силу специфики правоохранительной деятельности, сотрудникам милиции приходится часто взаимодействовать с различными категориями граждан, находить общий язык с лицами, не склонными к контактам с представителями правоохранительных органов. Выполняя служебные и оперативные задачи, сотрудникам милиции, часто приходится сталкиваться с необходимостью решать проблемные вопросы, находить выход в экстремальной ситуации, противостоять не просто преступникам, а хорошо вооруженным и организованным преступным группам.
Читать дальше
В комплексе мер, направленных на предупреждение преступных действий, целенаправленное воздействие на личность, воспитательная работа занимает одну из главенствующих позиций. При этом данный вид воздействия может быть использован как для детей и подростков, так и для людей в более зрелом возрасте.
Основными методами воспитательной работы являются:
• тренинги, беседы и лекции;
• совместная деятельность и индивидуальные занятия;
• рекомендации литературы и фильмов;
• спортивные мероприятия.
При выборе того или иного метода необходимо учитывать условия, в которых находится воспитуемый, уровень его личностного развития, готовность к принятию информации, адекватность используемых приемов и техник, степень активности испытуемого в процессе, иначе говоря, «включенность», и ряд других факторов.
В обычной жизни процесс воспитания буквально «вписан» во все сферы (семья, учебное заведение или коллектив на работе, друзья, знакомые, приятели, СМИ и т.д.). При этом недостатки или пагубное влияние, оказываемое на личность, не всегда возможно вовремя заметить и пресечь. Именно в этом случае воспитательная работа становится наиболее сложной. Изменить сложившиеся стереотипы поведения, показать несостоятельность норм, принятых в референтной (значимой) группе – задача воспитателя.
С подобными трудностями сталкиваются специалисты, деятельность которых связана с проведением воспитательных мероприятий в учреждениях закрытого типа (исправительных колониях, интернатах для «трудных» подростков и т.п.). Воспитательная работа в этих случаях имеет ряд нюансов. Кратко затронем некоторые из них.
Читать дальше
Итак, в качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью отмечается направленность обучения сотрудников ОВД на эффективное использование средств, форм и приемов педагогической деятельности. При этом большое внимание должно уделяться использованию методических приёмов во время подготовки сотрудников ОВД, раскрывающих смысл и особенности работы с молодежью.
Важными психолого-педагогическими условиями являются: обеспечение насыщенности процесса подготовки сотрудников ОВД современными методами работы с молодежью, формирование мотивов, связанных с ростом познавательных интересов у них к работе с молодежью, создание эффективной системы контроля над формированием навыков работы с молодежью у сотрудников ОВД. Большое значение при подготовке сотрудников ОВД к работе с молодежью должно уделяться направленности обучения на познание ценностных ориентиров молодежи, а также проведению мероприятий по повышению уровня методической подготовленности преподавательского состава для внедрения средств, форм и методов подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью и инициированию их активности во время обучения.
Главной целью воспитательной работы с молодежью в настоящее время должно стать формирование всесторонне и интеллектуально развитой, профессионально подготовленной, морально, психологически и нравственно устойчивой личности. При этом основным звеном в решении этой задачи является территориальное отделение внутренних дел, имеющее непосредственный контакт с молодежью и выполняющее повседневные обязанности по профилактической и оперативной деятельности на конкретной территории и с определенным контингентом.
Читать дальше
1. Бойчевский, А.В. Формирование ценностно-мотивационных компонентов педагогической деятельности / А.В. Бойчевский // Проблемы подготовки молодежи к педагогическому труду. – Курган, 1996. – С. 60-61
2. Дудкина, Е.И. Психолого-педагогические технологии и методы в деятельности сотрудника ОВД по работе с несовершеннолетними // Вестник Воронежского института МВД. – 2006.– № 1. – С. 107-108
3. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: прил. к приказу МВД России от 24 декабря 2008. № 1138
4. Колокольцев, В. «Если мы требуем соблюдения законности со стороны граждан, то сами должны быть безупречны» / беседовали Е. Маетная, Е. Карачева // Известия. – 2012. – 24 мая
5. Сердюк, Н.В. Педагогическая деятельность руководителя органа внутренних дел: развитие герменевтического подхода: Монография. – М., 2013. – 120 с.
6. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 4 (86). – С. 146-148
Читать дальше