В Англии в 1944 году появилась работа Фридриха Хайека «Дорога к рабству», которая сделала известным своего автора. Западным интеллектуалам данная работа показывала возможность возникновения опасности при увлечении идеями социального и экономического планирования. В работе нашли отражение широкие дискуссии, происходившие в 20-30-х годах, посвященные роли государства в экономике и о централизованном планировании в социалистическом государстве.
Именно Хайек и Людвиг фон Мизесом с помощью других теоретиков вели данные дискуссии. Хайек подчеркивал, что он попытался прояснить свою изначальную интуицию о связи политического развития Германии, Италии и России с их экономической политикой того времени и указать на границы централизованного контроля над экономической деятельностью. Данная позиция является как бы завершением рассмотрения вопроса о роли государства в экономической деятельности, она представляет собой интерес со стороны Хайека. Им были сформулированы два аргумента против участия государства в экономической деятельности, не потерявшие своей актуальности и по сей день.
По мнению Хайека, Кейнс в трактовках роли государства и правительства в экономике исходил из допущения, что они действуют в интересах общества и никакие корыстные и эгоистические человеческие проявления не могут повлиять на этот процесс. С одной стороны, он рассматривал государство как некий высокоморальный рационалист государство, который обладает всей полнотой информации, что является необходимой для принятия эффективных решений. С другой стороны, неопределенность по поводу будущей выгоды ограничивает рациональные расчеты Кейнса. Аргументы Хайека сводились к тому, что преувеличивать рациональность правительственных структур нельзя преувеличить. Неведения относительного будущего им так же свойственны. Предсказать решение на достаточно длительный период невозможно. Хайек в отличие от Кейнса готов признать роль государства, но только как временную. В перспективе же для эффективно работающей экономики все формы планирования должны быть устранены. Знания государства о наилучшем способе размещения ресурсов предполагают планирование» .
В рамках детерминизма развитие общества в целом представляет собой сложный процесс эволюции и взаимодействия “спонтанных порядков” – социальных институтов, моральных традиций и практик, складывающихся без чего-либо замысла и не поддающихся координаций из единого центра . Пример - рынок, право, язык, мораль. Деятельность индивидов координируется путем соблюдения универсальных правил поведения с одновременным представлением индивиду определенной сферы автономии.
Государство воздействует на рыночную экономику так же, как и руководитель воздействует на производство с помощью устанавливаемых рамок. Государством устанавливаются правила, создаются условия рыночной экономики. Эти правилами оно воздействует на все организации. Так же, как и создаются более благоприятные условия для развития экономики, так и государство становится более развитым.
Примером индетерминизма является плановая экономика, которая предполагает жесткую иерархию часто определяемых целей, установление которых требует недостижимой в реальности степени общественного согласия. Применение мер принудительного характера, ограничения сопровождают планирование. Государство, которое стремится к общественному благу, вопреки своим намерениям ущемляет интересы индивида .
Теория деятельности представляет собой систему методологических и теоретических принципов по изучению феноменов психики. Предмет исследования в теории деятельности – сама деятельность, которая опосредует все процессы психики. С.Л. Рубинштейн утверждал наличие единства сознания и деятельности, а А.Н. Леонтьев – общность внешней и внутренней деятельности.
Управленческая деятельность — вид социальной деятельности, присущий всем другим видам, т.к. все виды деятельности нуждаются в управлении. Законы теории деятельности можно применять ко всем аспектам управленческой деятельности.
Деятельность можно разделить на теоретическую и практическую. Имеющийся опыт дает основу для теоретической деятельности, а практическую – для создания проектов и моделей.
Проектными являются знания, которые получены при испытании определенной опытной модели в реальности. В то же время теоретические – это знания, используемые для построения проектов. Таким образом, теоретические знания – основа проектных.
Читать дальше
1. Адизес А.К. Управляя изменениями. - М., Питер.2011. – С. 59.
2. Кини Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения: Пер. с англ. / под ред. И.Ф. Шахнова. М.: Радио и связь, 1981. – 560 с.
3. Магданов П.В. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ // Вестник Оренбургского государственного университета, 2011. - № 8. - С. 63-67.
4. Миронов А.Л. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ // Право и жизнь, 2013. - № 3. - С. 95-112.
5. Орланов Г.Б. ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ // Социология власти, 2010. - № 3. - С. 146-156.
6. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. М.: Наука, 1986. – 288 с.
7. Пурдехнад Д. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ // Проблемы управления в социальных системах, 2009. - Т. 1. - № 1. - С. 66-80.
8. Теория управления. Пивнев Е.С. Томск: ТМЦДО, 2005. - 246 с.
9. Филиппова А.Б., Васильков Ю.В. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ОПЕРАТИВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ // Российское предпринимательство, 2011. - № 5-2. - С. 68-73.
10. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. - М., 2000. - С. 90.
Читать дальше