1. Опишите организацию времени в тексте. Определите основное время в тексте, выявите, сколько моментов речи в тексте. Для этого ответьте на следующие вопросы: кто выступает в роли повествователя; о каких событиях относительно момента речи повествователя идет речь; кто еще, кроме повествователя, говорит в тексте.
Повествование ведется от имени автора (от первого лица). В тексте описываются события прошлого относительно настоящего момента, однако описание этих событий ведется в настоящем времени. Кроме повествователя в тексте говорят другие персонажи, люди, с которыми главный герой, от чьего имени ведется повествование, когда-то встречался, беседовал и т.д.
2. Разбейте текст на эпизоды, назвав их словом или словосочетанием. Внутри эпизодов покажите, глаголы каких времен употребляются в речи говорящих (по 2-3 примера). Отметьте случаи прямого и переносного употребления форм времени; если встречаются примеры переносного употребления форм наклонения, выпишите и охарактеризуйте их.
Эпизод первый - Дружество надёжнее любви: в нём больше постоянства.
Только глагол «случилось» относит читателя в прошлое время. На протяжении остального рассказа в данном эпизоде автор использует только настоящее время, которое в данном случае является переносным.
Эпизод второй - Вологодское педучилище.
В данном эпизоде используется обычное прошедшее время, которое соответствует хронологии событий, описываемых в тексте.
Читать дальше