Актуальность выбранной темы состоит в заинтересованности детей дошкольного возраста в математических категориях: количестве, форме, времени, пространстве, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Детские сады и подготовительные классы стараются этот интерес и делают попытки расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не ведется систематически.
Цель работы состоит в изучении работы по развитию количественных представлений в дошкольном возрасте.
Читать дальше
Процесс умственного развития дошкольника связан с развитием его ощущений, восприятия, представлений. Чтобы восприятие было полным, в нем должны участвовать одновременно несколько анализаторов, Т. е. ребенок должен не только видеть или слышать о предметах, но и действовать с ними: ощупать, сжимать, производить разумные возможные действия, способствующие познанию свойств, качеств, особенностей данного предмета. Если учить детей передвигать предметы (влево, вправо, вперед, назад, собирать вместе, отбирать формы, накладывать один на другой и т. д., то подобные действия составят основу для наклонения сенсорного опыта о количественных различиях предметов.
В «Программе воспитание и обучение в детском саду» нет раздела «Формирование элементарных математических представлений в группах до трех лет». Но это не должно исключать подобную работу. С учетом имеющихся способностей и возможностей детей со второй половины третьего года жизни целесообразно проводить специальные занятия со строго продуманным дозированным, доступным математическим содержанием [11].
В организации обучения можно выделить три ступени:
1. приучать смотреть за действиями взрослых с предметами, слушать, как словом характеризуются эти действия;
2. учить действовать самостоятельно, сопровождая эти действия соответствующими словами, поощрять речевую активность;
3. побуждать повторять за взрослыми сказанное о свойствах, качествах, форме, величине предметов, о действиях с ними.
Чтобы сформировать у детей понятие числа, нужно, чтобы в раннем возрасте они видели, слышали, осязали, сравнивали разнообразные предметы, звуки, движения.
Читать дальше
Мы провели опытно-педагогическую работу с целью изучения эффективности использования дидактической игры как средства формирования математических представлений у дошкольников.
Работа проходила в три этапа: на первом (диагностическом) изучался уровень сформированности математических представлений у дошкольников в контрольной и экспериментальной группах. На втором этапе (формирующем) была проведена работа по внедрению системы дидактических игр, направленных на математическое развитие детей. На третьем этапе (контрольном) был проведен сравнительный анализ полученных результатов.
Диагностика проводилась во второй младшей группе. Изучались уровень познавательного развития детей, математические представления.
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня развития каждого ребёнка. Детям были предложены четыре теста, позволяющие изучить уровень сформированности количественных представлений, представлений о геометрических фигурах, пространственных представлений.
Читать дальше
По результатам проведенного педагогического эксперимента нами были сформулированы следующие выводы:
1. Выявление детьми свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира происходит наиболее успешно в игровой деятельности.
2. Для того, чтобы ребенок в полной мере овладел игрой, воспитатель должен применять особые способы ее педагогического сопровождения: создание благоприятного психологического климата; создание развивающей предметно-игровой среды; организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми, в которых педагог передает детям игровые способы действий; создание проблемно-игровых ситуаций с опорой на имеющийся у ребенка опыт; создание эмоционально насыщенной повседневной жизни; участие педагога в играх детей, основанное на отношениях партнерства.
3. Необходимо ввести дидактические игры, способствующие выявлению детьми свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира в комплексные занятия, в музыкальные и физкультурные занятия, в свободную деятельность детей.
4. Важным условием продолжения развивающего обучения детей за стенами детского сада является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями воспитанников.
Читать дальше
В детском саду начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.
Данные контрольного среза показали, что в экспериментальной группе появилась положительная динамика в уровнях сформированности математических представлений.
Мы считаем, что необходимо ввести дидактические игры, способствующие выявлению детьми свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира в комплексные занятия, в музыкальные и физкультурные занятия, в свободную деятельность детей
Читать дальше
1. Давидчук А. Планы конспектов занятий в группах 2-4 летних детей // Дошкольное воспитание 2009 г - № 6 стр 73 - № 8 стр 73
2. Разновозрастные группы: планы конспектов занятий по ФЭМП у детей 3-5 лет // Дошкольное воспитание 2000г - №4 стр 78.
3. Разновозрастные группы: сенсорное воспитание и развитие ЭМП // Дошкольное воспитание 2000г - №8 стр 69.
4. Соловьева Е. Планирование на занятиях по математике// Дошкольное воспитание 2009г – №1 стр 26; № 8 стр 9; №9 – стр 36; № - стр 70.
5. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе детского сада (2-4,5)// Дошкольное воспитание: 2000г - № 8 стр. 38, №9 – стр. 61; №10 – стр. 38; № 11 – стр. 20; № 12 – стр. 5.
6. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе (2-4,5 лет) // Дошкольное воспитание 2001 - №1 стр16, 3 4 – стр. 17.
7. Степченкова С. Шаломихина В. Конспекты занятий по математике // 2007 - №10 стр. 64; №12 – стр. 38; 2008 - №1 стр. 8.
8. Сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников.
9. Бондаренко Дидактические игры. Пособия для воспитателя д/с. – М.: Просвещение 2000 г.
10. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособия для воспитателей д/с. Под ред. Л. А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. М. Просвещение, 2008.
11. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя д/с / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 144 с.: ил.
Читать дальше