1. АКТУАЛЬНОСТЬ
Одной из актуальных задач практической психологии является оказание эффективной профессиональной помощи сотрудникам в развитии их коммуникативных способностей, что требует от современного психолога не только теоретических знаний, но и практических умений и навыков. Психологический тренинг, являясь областью практической психологии и ориентируясь на использование активных методов групповой психологической работы, способствует максимальному объединению теории с практикой.
Само участие человека в тренинговой группе является важным фактором, влияющим на личностные изменения человека. Участие в группе помогает удовлетворить потребность человека в принадлежности, которая выражена в осознании человеком того, что его проблемы не уникальны, его интересы могут быть важными и для других людей.
Для каждого из его участников важна эмоциональная поддержка. Эмоциональная поддержка участников группы друг друга, создание атмосферы доверия, заинтересованности, ощущение поддержки – все это снижает проявление защитных механизмов, придаёт уверенность людям, повышает их самооценку, самоуважение, положительно влияет на развитие их позитивного отношения к себе.
Важным фактором, подчеркивающим эффективность тренинговой работы, является и то, что человек может помогать остальным участникам группы. У человека возникают чувства сопринадлежности, соучастия, собственной полезности, что помогает человеку отвлечься от своих проблем и повысить свою самооценку, уверенность в себе.
В обычной жизни индивид не всегда может выразить свои эмоции, в группы предоставляется уникальная возможность эмоционального реагирования тренинговой группе это не только возможно, но и поощряется. Вербализация собственных переживаний, возможность их открытого выражения и на невербальном уровне, позволяет участнику по-новому взглянуть на особенности проявления своих проблемных ситуаций, соотнести определенные эмоциональные состояния с отдельными аспектами этих проблем.
Наблюдение и активная работа участников в группе помогает осмыслить собственный опыт и поведение других участников группы, понять мотивы собственных поступков и поступков других людей, проанализировать возможные формы эмоционального реагирования и решения каких-либо конфликтных ситуаций.
В процессе групповой работы участники группы учатся рефлексировать, анализировать свои состояния, в чем им помогает обратная связь, получаемая в ответ на их поведенческие реакции, слова и состояния от других членов. В тренинге речь идет о деловом, а не о личностном общении, об инструментальном, а не целевом, или, по другой классификации, о диктальном, а не о модальном общении.
2. АУДИТОРИЯ
Тренинг предназначен для сотрудников компании и направлен на личностный рост и повышение коммуникативной компетентности. Возраст от 20 до 60, без половых различий. Заказчиком является организация, занимающаяся продажами
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Целью тренинга является формирование навыков самостоятельного принятия решения и действий в условиях неопределенности, формирование навыков групповой работы, отработка навыков группового взаимодействия, развитие сензитивности. Занятие используется как самостоятельная деловая игра, направленная на формирование сплоченности группы. Оптимальное число участников — 15–20 человек, время проведения — 30–40 минут. Группа комплектуется на добровольной основе. «Застревание» команды на первом этапе является показателем недостаточного взаимопонимания в группе.