История городов-государств известна очень мало, хотя в суданских хрониках и сообщениях рано появляются известия о новом государстве, Ятенге, которое совершало военные набеги на ближние торговые города в богатой долине Нигера. В начале XIV в. племена моей из Ятенги часто нападали на Томбукту, а в конце XV в. правитель моей Насодоба попытался захватить города Багана и Валата. Однако сонгайские цари успешно отражали эти и другие военные предприятия моей на территории их владений.
На северо-западе современной Нигерии и в значительной мере на территории Республики Нигер начиная с X в. развивались города-государства хауса.
Народ хауса относится в целом к негрской расе большой негроидной расы. В некоторых группах прослеживается европеоидная примесь. Говорят на языке хауса западной подгруппы чадской группы афразийской семьи; язык включает несколько диалектов: кано, на основе которого сложился литературный язык, кацина, сокото, зария, хадеджа.
Действительно, в Дауре, Гобире, Бираме, Кацине, Зарии, равно как в Кано и Рано, издавна образовались важные центры торговли и ремесла, где правили так или иначе связанные между собой династии. Две из них легенда называет «царями рынка».
Старинная хаусанская легенда рассказывает, что мифический прародитель всех хауса имел семь сыновей. Эти семеро братьев основали семь городов «настоящих хауса». Исторические хроники хауса и местные предания признают «настоящими хауса» население городов Кано, Кацины, Дауры, Замфары, Гобира, Зарии и Рано.
К числу «ненастоящих хауса» хроники относят близкие племенам хауса племена и народы, населявшие страны вокруг «настоящих хауса». Еще в XVIII в. города «настоящих хауса» представляли собой самостоятельные государства и нередко вели междоусобные войны. Местные исторические хроники хауса возводят основание отдельных городов к VIII—X вв. н. э.
Уже упоминавшаяся легенда о семи братьях — основателях городов хауса — рассказывает, что двое из братьев — Кано и Рано — были «царями красильщиков», т. е. изготовляли ткани и окрашивали их в синий цвет (индиго). Два других брата — Кацина и Даура — были «царями рынка», т. е. вели торговлю. Один из братьев, Гобир, был «царем войны» и обязан был защищать братьев. Наконец, шестой брат Зегзег (Зария) должен был снабжать своих братьев рабами и назывался «царем рабов». О седьмом рате легенда не упоминает.
Это сказание, очевидно, отражает общественно-экономический строй древних государств Хауса, который покоился на рабовладении. Богатые рабовладельческие города-государства вели в широких размерах торговлю тканями и кожаными изделиями, расходившимися не только по всему Судану, но и далеко за его пределами вплоть до Марокко, а оттуда вывозились в Европу.
Постоянные междоусобные войны, прерывающиеся временными союзами и объединениями, характерны для истории Хауса вплоть до конца XVIII в.
Арабский географ Ибн-Саид в -XIII в. упоминает о племенах аль-хаусин, живших где-то к западу от оз. Чад. В исторических хрониках Судана название народа хауса появляется в XVIII в. Долгое время отдельные страны хауса назывались по имени своих крупнейших городов. Так, например, берберский путешественник Лев Африканский, посетивший в начале XVII в. страны хауса, перечисляет много названий городов и стран, но не упоминает о хауса.
До сих пор еще население отдельных областей хауса называет себя по имени городов: жители города Кано и области, прилегающей к нему, называют себя канава, жители Кацины — кацинава, жители области Даура — даурава и т. д. Эти племена (канава, кацинава, гобирава, даурава и др.), некогда самостоятельные, говорили на близких друг другу языках. Наиболее распространен был язык канава— населения Кано, самого крупного из всех городов.
Теперь все хауса причисляют себя к одному народу и говорят на одном языке, причем говор города Кано считается наиболее чистым диалектом хауса.
В Кано и Рано, где производились преимущественно ткани, правящие династии носили титул «цари индиго». Гобир, «царь войска», заботился о защите других городов, особенно от постоянно угрожавших с севера племен туарегов и тубу. Шестой брат, правитель Зарии, поставлял остальным царям рабов, а потому назывался «повелитель рабов».
Кроме того, существовало, очевидно, еще семь населенных родственными племенами и народами «незаконных» владений (Кебби, Замфара, Илорин, Нупе, Гвари и др.), где хауса находились в меньшинстве.
В источниках прослеживается систематическое использование «рабского» труда в типичной для Западного Судана форме. Царь («сарки») Кано Тсамиа (1307—1343) получил однажды в качестве дани 200 рабов из числа военнопленных. Галадима (мажордом царя и высший сановник) Даура после успешных походов в южные области посылал своему господину Абдулахи Бурджа (1438—1452) тысячу рабов ежемесячно.
Наблюдавшаяся и в других государствах Западного Судана система эксплуатации рабов путем поселения в специальных деревнях являлась важной экономической опорой трона. Даура, например, по возвращении из южных походов основал 21 поселение по 500 рабов обоего пола в каждом.