1. Три составляющих успеха эффективной фискальной политики. Эти условия особенно важны в сложных финансовых условиях государства и нестабильной макроэкономической ситуации:
- прочная и стабильная связь между промежуточными целями и конечной, такой как общественное благо;
- достаточная гибкость, чтобы реагировать на изменения, правила должны, по крайней мере, не усугублять негативное макроэкономическое воздействие. В зависимости от того, для какой страны разрабатываются правила, гибкость может быть необходима для решения проблем инфляции, процентной ставки и волатильности обменного курса, а также других непредвиденных ситуаций (например, стихийных бедствий). Тем не менее, важно провести различие между временной и устойчивой проблемой;
- ясность институционального механизма для учета отклонений от количественных показателей для принятия корректирующих действий: это может быть достигнуто за счет включения в правила механизма, который будет корректировать отклонения.
2. Переменная для ограничения зависит от ряда факторов:
(I) тесная связь с главной целью (то есть, отношение долга к ВВП),
(II), управляемость и обеспечение четкого оперативного руководства фискальной политикой, и
(III) прозрачность и простота мониторинга.
3. Общее сальдо бюджета в процентном отношении к ВВП в целом выполняет эти критерии. Это та переменная, которая наиболее тесно связана с соотношением долга, хотя внебюджетные финансы (например, внебюджетные фонды) могут ослабить эту связь.
4. Долг влияет на баланс бюджета, и необходимо вовремя принять решение, чтобы избежать неблагоприятной долговой динамики и реакции рынка. Долг может изменяться в результате изменений в процентных ставках и в обменном курсе.
5. Структурный баланс позволяет анализировать краткосрочное влияние фискальных импульсов, планировать бюджет на среднесрочную перспективу, проводить последовательную стабилизационную фискальную политику.
6. Вариант этого правила - использование отклонения роста производства от базового. Вместо того, чтобы использовать текущий объем продукции, оценка которой может быть затруднена в странах с ограниченным техническими возможностями, следует принимать во внимание разницу между фактическим и планируемым объемом. Это “основанное на росте баланса” правило может быть особенно полезным в периоды невозможности оценить текущий объем продукции: согласно этому правилу, дефицит может быть выше, когда рост ВВП в текущем году ниже, и наоборот. Однако, этот подход не снижает риск процикличности: во время ранней фазы восстановления экономики, фактический рост может превысить тенденцию роста и правило может помочь регулированию, даже в то время как текущий объем продукции все еще низкий (рисунок 1). В этом случае потребуется специальный механизм регулирования (описанный ниже).
Читать дальше