Под педагогической психологией понимают область психологии, которая занимается разработкой психологических основ обучения и воспитания. Эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, основной целью которых является решение практических проблем. Но это не совсем верно, поскольку она осуществляет как фундаментальные, так и прикладные исследования. Психологической лабораторией для нее являются педагогические учреждения.
Предметом изучения педагогической психологии являются разнообразные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания. К таким проявлениям можно отнести:
• психологические особенности ребенка характерные для разных возрастных этапов;
• соотношение психического развития и обучения;
• проблема психического здоровья ребенка, в том числе и трудности, которые возникают у него в процессе социальной адаптации;
• взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах;
• различия между детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий.
На современном этапе развития педагогической психологии как науки все нагляднее становится взаимодействие двух основных направлений ее развития: интеграции и дифференциации.
Интегративность науки подразумевает, что в центре научного знания находится психология [1]. В свою очередь психология является сложным интегрированным знанием, основанием структурного представления которого служат следующие психологические аспекты:
• конкретной деятельности;
• развития;
• отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие)».[4]
Педагогическая психология является самостоятельной областью общепсихологического знания. Основной ее отличительной чертой является ее ориентация на конкретную деятельность. Именно в этой деятельности находят свое отражение остальные два аспекта. Следовательно, в основе педагогической психологии лежат:
• общепсихологические закономерности;
• механизмы образовательного процесса.
Педагогическая психология не существует обособлено. В силу целого ряда причин она связана с другими науками. Эта связь с другими науками обусловлена тем, что педагогическая психология является конкретной отраслью общепсихологического знания. Еще одним немаловажным моментом обуславливающим связь педагогической психологии с другими науками является тот факт, что в процессе осуществления образовательной деятельности происходит передача социо – культурного опыта из самых разных научных областей. Кроме того, предметом изучения педагогической психологии является сам познающий и обучающийся этому познанию человек. Из этого следует, что педагогическая психология связана с такими науками, как:
• педагогика;
• физиология;
• философия;
• лингвистика;
• социология и др.
Вместе с тем, она развивается на базе знаний о психическом развитии, его движущих силах, индивидуальных и половозрастных особенностях человека, его личностном становлении и развитии и т. д.
Читать дальше
1. Введение в психологию./ Под ред. Петровского, А. В. М., 1996.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология.// Психология: классические труды. М., 1996.
3. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. М., 1999.
5. Основы педагогики и психологии высшей школы./ Под ред. Петровского, А. В. М., 1986.
Читать дальше