Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, проводимые в России, привели к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества.
Переход на стратегию экономического роста предъявляет высокие требования к формированию устойчивой политики доходов населения, ее тесной взаимосвязи с экономикой и социальной политикой.
В настоящее время города сталкиваются с проблемой оттока населения, т.е. обостряется конкуренция между городами. Каждому городу необходимо определить такую стратегию развития, которая базируется на силе города и присущих только ему особенностях для того, чтобы привлечь внимание не только своих граждан.
Демографическая проблема названа в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Д.А. Медведева самой острой для современной России. Предлагается целый комплекс мер государственной помощи семьям, имеющим детей. «Проблему низкой рождаемости, - говорится в президентском послании, - невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям. Академик Лихачев когда-то писал, что любовь к родному краю, к своей стране начинается с любви к своей семье. И мы должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу».
Объект исследования. В 2011г. Шебалинский район отметил 87-летие со дня образования. Район расположен в центральной части Республики Алтай, занимает площадь 3794 кв.м., где проживает 14340 человека. Плотность населения на один квадратный метр составляет 3,8 человек. В районе 15 сельских администраций и 24 населенных пункта. Районный центр – село Шебалино с населением 5,3 тысячи человек. Расстояние до республиканского центра 120 км, до железнодорожной станции 220 км. Район занимает выгодное геостратегическое положение, поскольку граничит со многими районами республики, через район проходят транзитные дороги к пяти районам республики.
Предмет исследования. Улучшение состояния социальной сферы и возможности для получения доходов в культуре, спорте, здравоохранении является приоритетной целью развития любого муниципального района, МО « Шебалинский район» не является исключением.
Целью данного исследования является разработка предложений по формирование благоприятных условий для проживания, обеспечивающих высокое качество жизни населения МО « Шебалинский район».
Задачи исследования:
1. Анализ существующей нормативно-правовой базы.
2. Выявление проблемного поля.
3. Моделирование системы управления объектом, с разработкой основных показателей и характеристик.
4. Выработка управленческого решения по формирование благоприятных условий для проживания, обеспечивающих высокое качество жизни населения.
Используемые методы. Общенаучный метод анализа и специальные системный и сравнительный методы при работе с информационным материалом в пределах обозначенной темы, позволят выделить главные свойства, характерные черты исследуемого объекта.
Практическое значение. Главной целью политики МО «Шебалинский района в сфере улучшения демографической ситуации является постепенная стабилизация численности населения района, формирование предпосылок для последующего демографического роста, увеличение продолжительности жизни, стимулирование рождаемости, снижение смертности, всестороннее развитие и укрепление семьи.
Объем работы составляет 21 страницы, количество таблиц - 6, 1 схема. В первой главе проведен анализ нормативно-правовой базы и выявлены основные проблемы развития МО. Во второй главе дана краткая характеристика МО, описаны основные показатели оценки состояния и развития, даны рекомендации по формирование благоприятных условий для проживания, обеспечивающих высокое качество жизни населения.
Читать дальше
1.1. Нормативно-правовая базы регулирующей деятельность МО « Шебалинский район»
Процесс управления муниципальным образованием основывается на нормах и правилах принятых в нормативно-правовых актах на уровне РФ, субъекта РФ и местном уровне. Ниже в таблице 1 приведены основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие жизнедеятельность МО « Шебалинский район»
Читать дальше
2.1. Анализ и индикативная оценка состояния и уровня развития муниципального образования «Шебалинский район»
Шебалинский район расположен в центральной части Республики Алтай, занимает площадь 3794 кв м. В районе проживает 14504 человека, плотность населения на 1 кв метр составляет – 3,8 человек, 24 населенных пункта Районный центр – с Шебалино с населением 5,3 тыс человек Расстояние до республиканского центра 120 км, до ближайшей железнодорожной станции – г Бийск 220 км.
Рельеф района гористый, высота от 1000 на севере до 2507 на юге (гора Сарлык, венчающая Семинский хребет) Район располагается в отрогах Семинского и Чергинского хребтов, на высоте 400 и более метров над уровнем моря.
Климат района умеренно-континентальный, характерный для северных районов Республики Алтай Самый холодный месяц – январь, морозы достигают до 40 градусов, самый жаркий месяц – июль t + 38 Осадков выпадает от 600 до 1000 мм в год.
По территории района протекает главная водная артерия Республики – Катунь На востоке она является естественной границей между Чемальским и Шебалинским районами Крупный приток Катуни река Сема, собирает воды 2/3 территории района, в нее впадает 15 правых притоков Семинского хребта и 20 левых притоков Чергинского хребта На западе протекает река Песчаная, берущая свое начало на Семинском хребте и впадающая в Обь.
Читать дальше
Муниципальное образование как социально-экономический объект управления представляет собой совокупность субъектов, объектов, систем и подсистем, компонентов и элементов, объединенных единой целью. Все компоненты выделяются в муниципальном образовании с учетом влияния окружающей среды для осуществления целесообразной деятельности по функционированию и социально-экономическому развитию этого объекта.
Формирование теоретической модели управления муниципальным образованием позволяет промоделировать состояние и процесс управления функционированием и развитием по принятым стратегическим направлениям и целям.
Формирование компонентов и элементов для управления муниципальным образованием позволяет определить самодостаточность исследуемого объекта, что позволит промоделировать процесс управления функционированием и развитием муниципального образования.
Выделение индикативных показателей для оценки состояния, тенденции развития муниципального образования и целевое воздействие на объект позволяет зафиксировать это состояние и спрогнозировать, исходя из принятых планов социально-экономического развития, будущее его состояние.
Мониторинг реализации планов социально-экономического развития должен включать в себя проведение аналитических, корректирующих и контролирующих процессов по целям и направлениям стратегического развития муниципального образования.
Системное управление муниципальным образованием можно осуществить с помощью формирования отдельных подсистем.
Количество подсистем и информационная автоматизация исполнения функций, процедур и действий по управлению муниципальным образованием определяется конструкцией информационно-управляющей (ИУС), информационно-аналитической системой (ИАС), формируемой в муниципальном образовании.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ // СПС « Гарант»
2. Гражданский Кодекс РФ// СПС « Гарант»
3. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ// СПС « Гарант»
4. Федеральный закон « Об основах муниципальной службы в РФ» от 8 января 1998 года №8-ФЗ // СПС « Гарант»
5. Федеральный закон « О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997 года №126-ФЗ// СПС « Гарант»
6. « Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 года №145-ФЗ // СПС « Гарант»
7. Закон « О Местном самоуправлении в Республике Алтай» от 23.09.2002 N 6-8 (ред. от 12.07.2004)
8. Устав муниципального образования «Шебалинский район»
9. Регламент работы Администрации муниципального образования «Шебалинский район»
Источники и литература:
1. Адукова, А.Н. Организационные и экономические принципы формирования системы местного самоуправления на селе //Региональная экономика: теория и практика, №2 (95), 2013. – с. 38-56.
2. Анисов И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2013. - с. 204.
3. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2012.
4. Ворот И. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 2013.
5. Воронин А.Г., «Основы управления муниципальным хозяйством» - М., издательство «Дело», 2012 год.
6. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Дашков и К. 2012. С.290.
7. Головко И.С., Псарева Т.В. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации. Новосибирск, 2012. 544 с.
8. Глазунова Н.Н. «Система государственного и муниципального управления» / М.: Проспект, 2012 г.
9. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013г.
10. Дибб С. Практическое руководство по планированию в социально-экономических организациях. СПб.: Питер. 2012. С.152.
11. Иванова, М.И. Статистическое исследование системы образования/ М.И. Иванова. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 144 с.
12. Ковалев А.И., Валейко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2012.
13. Молотков Ю.И. Системное управление социально-экономическими объектами и процессами. Новосибирск: Наука, 2012. 509 с.
14. Молотков Ю.И. Менеджмент социально-экономических объектов. – Новосибирск: СибАГС, 2012. – 496 с.
15. Макущенко, Л.В. Задачи муниципального уровня современной России / Л.В. Макущенко // Экономические науки, Москва. – 2013. – № 2 (39). – с. 23-37.
16. «Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования» под общей редакцией В.Е. Рохчина - М., РИЦ «Муниципальная власть», 2013 год.
17. Региональная экономика. Теория и практика. 2012. № 123.
18. Мамонтов А.К. Исследование систем управления// М., Коллегия. 2012.
19. Рохчин В.Е, «Социально-экономическое развитие муниципальных образований: методология разработки концепции и механизм ее реализации» - Санкт-Петербург: ИСЭП РАН, 2013 год.
20. Система муниципального управления. / Под редакцией В.Б. Зотова. СПб.: Питер, 2013. 512 с.
Читать дальше