Под памятью понимают форму психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении предшествующего индивидуального опыта, делающая возможным его повторное использование в процессе выполнения какой-либо деятельности или возвращение его в сферу сознания.
Именно память дает возможность соединить прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Она является наиболее важной познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения. Так же, память служит основой психической деятельности человека. На ней базируется понимание основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.
Таким образом, память играет большую роль в жизни человека. Все приобретенные нами знания и навыки являются результатом способности мозга запоминать и сохранять в памяти какие-либо образы, мысли, чувства и т.д. И. М. Сеченов считал, что человек лишенный памяти постоянно находился бы в положении новорожденного, являлся бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами.
Память не только создает, но и обогащает наши знания. Память устроена таким образом, что человек запоминает то, что имеет для него большое значение. Все то, что человек воспринимает, как малозначимое плохо запоминается и быстро вытесняется из памяти. Таким образом, на запоминание информации большое влияние оказывают устойчивые интересы, характеризующие личность.
Читать дальше
Образы предметов и явлений, которые появляются в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Под представлениями памяти понимают образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а впоследствии можем воспроизвести мыс-ленно.
Эти представления могут быть:
• зрительные;
• слуховые;
• обонятельные;
• вкусовые;
• осязательные.
В отличие от образов восприятия представления памяти являются менее яркими, менее устойчивыми, менее подробными, но они являются важным элементом, направленным на закрепление предшествующего опыта человека [2].
Таким образом, память является отражением опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. На процесс запоминания существенное влияние оказывает эмоциональная окраска происходящих событий. Чем более яркую эмоциональную окраску имеют происходящие события, тем прочнее оно сохраняется в памяти человека.
На продуктивность памяти существенное влияние оказывают волевые качества человека. Следовательно, на память оказывают влияние особенности личности человека. Человек может сознательно регулировать процессы, происходящие в памяти и управлять ими на основе тех целей и за-дач, которые ставит в своей деятельности.
Читать дальше
К основным особенностям психики человека относится его способ-ность на протяжении всей жизни накапливать информацию. Этот процесс имеет универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психиче-ской деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.
На эффективность процесса запоминания оказывают существенное влияние:
• Цели запоминания.
• Приемы заучивания.
Под целью запоминания понимают то, насколько прочно и насколько долго по времени человек хочет запомнить ту или иную информацию.
Приемы заучивания, в свою очередь, подразделяются на:
• механическое дословное многократное повторение;
• логический пересказ;
• образные приемы запоминания;
• мнемотехнические приемы запоминания.
При механическом, дословном заучивании работает механическая память. Процесс запоминания требует больших усилий, на него тратится большое количество времени, при этом полученные результаты, как пра-вило, оказываются очень низкими [1].
Логический пересказ включает в себя следующие компоненты:
• логическое осмысление материала;
• систематизацию материала;
• выделение основных логических компонентов информации;
• пересказ своими словами.
Читать дальше
Все события, которые происходят в жизни человека, оставляют свой след в памяти, который может сохраняться на протяжении длительного времени. Только благодаря памяти человек может накапливать информа-цию, не утрачивая прежних знаний и навыков. Среди психических позна-вательных процессов именно память занимает особое место.
Память является сложным психическим процессом, который состоит из нескольких взаимосвязанных процессов. Для того, чтобы человек имел возможность накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт ему необходима память. Ведь именно в памяти хранятся знания и навыки, которые приобретает человек.
Поэтому изучение механизмов памяти является сложной задачей, которая стоит перед психологической наукой. К таким задачам можно отнести:
• изучение того, каким образом запечатлеваются следы;
• изучение физиологические механизмы процесса запечатления;
• анализ условий способствующих запечатлению;
• определение границ запечатления;
• поиск приемов, которые дают возможность расширить объем запечатленного материала.
Кроме того, необходимо изучать и другие проблемы, к которым от-носятся длительность сохранения информации, изменения которые претерпевают образы во время сохранения в памяти.
Читать дальше
1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темпера-мента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2007.
3. Психология. Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2004
4. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2009.
5. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководите-лей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Читать дальше