В разных направлениях деятельности органов внутренних дел существуют не только общие, но и специфические причины нарушений требований режима законности и дисциплины. Поэтому арсенал административно-правовых средств, направленных на укрепление законности, должен быть достаточно гибким и разнообразным, чтобы дифференцированно и наиболее оптимально воздействовать на причины нарушений законности и адресно воздействовать на соответствующих нарушителей требований режима законности. Для того, чтобы деятельность руководителей, а также соответствующих служб и подразделений органов внутренних дел по укреплению законности и дисциплины была более целенаправленной, необходимо знать и понимать причины нарушения законности. Знание причин нарушения законности, а также соответствующих направлений деятельности сотрудников органов внутренних дел, где высоки риски нарушения законности и высок уровень различного рода служебных злоупотреблений, дает реальную возможность с помощью воздействия на причины нарушений законности устранить их и тем самым повысить и укрепить требования и режим законности, что делает актуальной тему настоящей контрольной работы.
Цель написания контрольной работы заключается в установлении направлений обеспечения законности в административно-юрисдикционной деятельности ОВД.
Читать дальше
О причинах нарушения законности в сфере публичного управления говорится достаточно много. Прежде всего эти причины кроются в плохой организации служебной деятельности сотрудников, слабом техническом оснащении служебной деятельности и т.п. Кроме того, нарушению законности способствуют факторы нормативного характера, в частности, некачественные нормативные предписания, необоснованно широкие и бесконтрольные границы служебного и правового усмотрения. Не выполняют своей задачи меры социальной защиты, далеки от реалий сегодняшнего дня объемы денежного довольствия сотрудников. Кроме того, нарушению законности способствуют непоследовательные организационные преобразования, которые проходят в органах и учреждениях МВД России. Решение этих и ряда иных проблем во многом может способствовать повышению уровня законности и дисциплины в деятельности сотрудников органов внутренних дел и гражданских служащих МВД России.
Воздействие на нарушения законности и дисциплины, а также на причины, их провоцирующие, осуществляется с помощью разнообразных приемов, а также административных методов воздействия, в ходе реализации которых выносятся соответствующие правоприменительные акты. Цель этих актов - привести в движение соответствующий правовой механизм, который направлен на обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. Правоприменительные акты выносятся по различным направлениям административной деятельности органов внутренних дел, например, в административно-юрисдикционной, контрольно-надзорной, разрешительной, организационной деятельности .
Административно-юрисдикционная деятельность в ОВД - это закрепленная в нормах административного и административно-процессуального права государственно-властная, управленческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность учреждений и органов УИС по разрешению административно-правовых конфликтов деликтного содержания и споров согласительного характера.
Читать дальше
Говоря о правоприменительных актах-документах, нужно подчеркнуть, что для того, чтобы правоприменительный акт-документ достиг своей цели, необходимо, чтобы он был принят в соответствующей форме, содержал установленные законом реквизиты и т.п. Законность форм выражения и закрепления воли правоприменителя зависит от юридической природы, правового статуса субъектов правоприменения. Каждому субъекту соответствуют свои формы правоприменительных актов. Весьма формальные требования предъявляются к такому правоприменительному акту, как протокол о доставлении, административном задержании, административном правонарушении, проведении служебной проверки, контрольного мероприятия и т.п.
Поскольку общественные отношения, которые складываются в сфере обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел, носят разнообразный характер, это обусловливает необходимость вынесения различных правоприменительных актов. Следует отметить, что к административным актам относятся акты соблюдения, исполнения, использования, а также применения. Так, акты применения норм административного права включаются в механизм административно-правового регулирования обеспечения законности в части индивидуализации прав, обязанностей и мер юридической ответственности участников соответствующих отношений, складывающихся в сфере внутренних дел.
Разрешительные акты позволяют сотрудникам органов внутренних дел совершать определенные действия по обеспечению законности в сфере внутренних дел. Так, проведение различного рода проверок осуществляется в разрешительном порядке, который определяется соответствующими нормативными правовыми актами.
Читать дальше
В качестве причин нарушения законности в сфере деятельности ОВД могут быть названы плохая организация служебной деятельности сотрудников, слабое техническое оснащение служебной деятельности, факторы нормативного характера, в частности, некачественные нормативные предписания, необоснованно широкие и бесконтрольные границы служебного и правового усмотрения. Не выполняют своей задачи меры социальной защиты, далеки от реалий сегодняшнего дня объемы денежного довольствия сотрудников. Кроме того, нарушению законности способствуют непоследовательные организационные преобразования, которые проходят в органах и учреждениях МВД России. Решение этих и ряда иных проблем во многом может способствовать повышению уровня законности и дисциплины в деятельности сотрудников органов внутренних дел и гражданских служащих МВД России.
Административно-юрисдикционная деятельность в ОВД - это закрепленная в нормах административного и административно-процессуального права государственно-властная, управленческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность учреждений и органов УИС по разрешению административно-правовых конфликтов деликтного содержания и споров согласительного характера.
Важной составляющей административно-правового механизма обеспечения законности и дисциплины в органах и учреждениях системы МВД России являются акты реализации норм административного права, которые выносятся уполномоченными должностными лицами в пределах своей компетенции.
Насущное требование времени - совершенствование правоприменительного процесса в сфере внутренних дел. Следует улучшать качество юридической подготовки сотрудников, постоянно проводить комплекс воспитательных и профилактических мероприятий по укреплению законности и дисциплины, искоренению правового нигилизма в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, в целях укрепления законности необходимо, как нами уже отмечалось ранее, повышение уровня правовой культуры сотрудников. Без решения названных и ряда иных задач говорить об обеспечении законности в административно-юрисдикционной деятельности ОВД будет крайне сложно.
Читать дальше
Декларация «О полиции», утверждена резолюцией N 690 (1979) Парламентской ассамблеи Совета Европы. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 77.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900
3. Приказ МВД России от 15 июля 2005 г. N 568 «О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 34.
4. Анюров Ф.Ф. Организация руководителями регистрационно-учетной работы в органах внутренних дел и пути ее совершенствования. М., 2008. С. 33.
5. Гулягин А.Ю. Субъекты административной юрисдикции: структура и содержание // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 4. С. 26 - 29.
6. Овчинников Н.А. Правоотношения в административно-правовом механизме обеспечения законности в системе МВД России // Административное и муниципальное право. 2011. N 12. С. 49 - 53.
Читать дальше