Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных и престарелых граждан существовала с момента возникновения человеческого общества. По мере развития экономики возрастают риски снижения уровня жизни в связи с утратой трудового или другого постоянного дохода по объективным причинам (временная или стойкая потеря трудоспособности под воздействием производственных и экономических факторов (профессиональные заболевания, несчастные случаи, безработица и др.). Кроме вновь возникших экономических причин сохраняются физиологические и демографические причины материальной необеспеченности (временная или стойкая утрата трудоспособности от общего заболевания, материнство, старость, содержание и воспитание детей и др.). При этом необеспеченность может быть вызвана не только краткосрочной или длительной утратой трудового или иного постоянного дохода, но и расходами, связанными с необходимостью удовлетворения дополнительных потребностей в услугах (например, в медицинской помощи, реабилитационных и рекреационных услугах) [ ].
Вероятность ухудшения материального положения в результате утраты трудового или другого постоянного дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребности в медицинских и социальных услугах получила название социального риска.
Комплекс мер, направленных на защиту человека от социальных рисков, представляет собой систему социальной защиты. Система социальной защиты населения имеет длительную историю развития. В доиндустриальный период социальную защиту обеспечивали семья, сельская община, а для ремесленников — корпоративные структуры (цеха, гильдии и т. д.), религиозные организации. По мере становления рыночной экономики наряду с индивидуальными и коллективными способами защиты все большую роль в этом процессе стало играть государство. В первой половине XX в. в условиях кризиса либеральной модели экономического развития и усиления тенденции к государственному регулированию экономики основой системы социальной защиты населения стали государственные социальные гарантии удовлетворения наиболее значимых для человека и всего общества потребностей [ ].
В современном обществе социальная защита представляет собой многоуровневую систему законодательно закрепленных экономических (система налогообложения и социальных трансфертов населению, позволяющая выравнивать доходы и осуществлять сбережения), социальных (обеспечение минимального уровня жизни посредством осуществления социальных выплат, предоставления социальных льгот и оказания социальных услуг) и правовых (юридическое регулирование отношений между работодателем и работником) гарантий, а также институтов, предназначенных для защиты населения от социальных рисков.
Социальный риск характеризуется определенными закономерностями возникновения и развития, которые можно измерить математически с применением закона больших чисел. Возможность измерить вероятность наступления социального риска позволяет создать систему материальной защиты от него.
Объективная необходимость в материальной защите населения от социальных рисков является предпосылкой для существования особой группы экономических отношений — социального обеспечения [ ].
Особенности разных видов социальных рисков (круг лиц, потенциально подверженных рискам; вероятность реализации рисков; степень ответственности работника, работодателя, государства за реализацию риска; возможность и специфика проведения превентивных мероприятий и др.) обусловили необходимость для целей управления однородными группами рисков выделения в составе социального обеспечения отдельных экономических категорий: пенсионного обеспечения, медицинского обеспечения и др.
Пенсионное обеспечение представляет собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства в целях формирования денежных средств для материальной защиты населения от социального риска утраты трудового или другого постоянного дохода для работающих — вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи — вследствие инвалидности, потери кормильца; для отдельных категорий трудящихся — достижения установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.
История становления системы социальной защиты населения оказала влияние и на развитие видов и форм организации, а также методов финансирования пенсионного обеспечения.
По форме собственности на средства пенсионного обеспечения различают государственное и частное (негосударственное) пенсионное обеспечение.
При этом управление средствами государственного пенсионного обеспечения может осуществляться не только государственными органами и учреждениями, но и частными организациями под контролем государства.
В настоящее время в мире в зависимости от уровня возмещения дохода после выхода на пенсию условно можно выделить три типа государственного пенсионного обеспечения [ ].
1. Государственное пенсионное обеспечение, предусматривающее высокую степень возмещения дохода — выходящие на пенсию лица, имеющие полный трудовой (страховой) стаж или проживания в стране (15 — 45 лет), получают право на пенсию в размере, значительно превышающем 50 % их заработка, в соответствии с установленными в стране правилами его определения. К этому типу может быть отнесено государственное пенсионное обеспечение следующих стран: Австрии (размер пенсии составляет 79,5 % заработка при условии уплаты страховых взносов в течение 45 лет), Испании (100 % заработка при условии уплаты страховых взносов в течение 35 лет), Италии (80 % заработка при условии уплаты страховых взносов в течение 40 лет), Германии (60 % заработка при условии уплаты страховых взносов в течение 45 лет), Португалии, Люксембурга, Бельгии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.
2. Государственное пенсионное обеспечение, предусматривающее среднюю степень возмещения дохода — выходящие на пенсию лица, имеющие полный трудовой (страховой) стаж или проживания в стране (35 – 45 лет), получают право на пенсию в размере, близком к 50 % их заработка, в соответствии с установленными в стране правилами его определения. К этому типу может быть отнесено государственное пенсионное обеспечение Нидерландов, Новой Зеландии, США, Великобритании, Дании, Норвегии, Японии.
3. Государственное пенсионное обеспечение, предусматривающее низкую степень возмещения дохода — выходящие на пенсию лица, имеющие полный трудовой (страховой) стаж или проживания в стране (15-45 лет), получают право на пенсию в размере менее 50 % их заработка в соответствии с установленными в стране правилами его определения. К этому типу может быть отнесено государственное пенсионное обеспечение Австралии (пенсии в твердых размерах после проверки на «степень нуждаемости»), Ирландии, Канады [ ].