Экономике России, активно участвующей в процессах глобализации, необходима качественно функционирующий финансовый рынок, способен противостоять негативным внешним факторам и являющаяся основой для реализации стратегии экономического роста.
В условиях глобализации действие национальных факторов во многом определяется влиянием международных тенденций. В такой ситуации возрастает вероятность распространения кризисных явлений между финансовыми рынками разных государств.
Деятельность единичных компонентов механизма финансового регулирования экономики и социальной области, система одноименного процесса в определенных государствах, безусловно, представлены объектом изучения довольно большого диапазона экономистов. Отдавая должное важности подобных изучений для формирования экономической науки и практики государственного управления, необходимо заметить, что число публикаций, посвященных единому анализу названных проблем, продолжает оставаться небольшим, а сами исследования, равно как норма, отличаются недостающей степенью теоретической исследования задач
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы исследования финансов, учета потоков и запасов финансовых активов и пассивов в системе национальных счетов и оценки стабильности финансовой системы страны представлены в публикациях многих отечественных и зарубежных ученых и специалистов. В процессе выполнения диссертации автором были использованы работы Э.Б. Аткинсона, М.П. Афанасьева, А.В. Белова, В.Н. Вяткина, В.А. Гамзы, В.П. Горегляда, А. Гринспена, А.Г. Грязновой, Б.В. Губина, Б.А. Замараева, Г. Камински, И.А. Киселевой, В.В. Ковалева, А.Е. Косарева, А.Л. Кудрина, А.М. Лаврова, О.А. Лакшиной, Ю.П. и других авторов.
Цель работы заключается в изучении методологии комплексного исследования оценки эффективности регулирования рынка России.
Исходя из поставленной цели, в работе были сформулированы и решены следующие теоретические и практические задачи:
• проанализировать особенности финансового рынка как объекта исследования;
• изучить методику оценки эффективности функционирования финансового рынка;
Читать дальше
На фоне постоянного динамичного развития мировой экономики, вызванного влиянием процесса глобализации, отношения участников финансовых рынков, требуют постоянного контроля и регулирования. Именно механизм регулирования должен обеспечить контроль за состоянием финансового рынка, поведения его участников в соответствии с принятыми нормативами. При этом, важным моментом процесса регулирования финансового рыка считается соблюдение свободы деятельности всех участников рынка, как в плане выбора стратегии, так и относительно фактора географического присутствия.
В России дискуссия о создании единого финансового мегарегулятора продолжается уже более десяти лет, начиная с 1999 г., и вот она, неожиданно для многих, завершена в конце 2012 г. решением правительства об интеграции ФСФР в Банк России в течение следующих двух лет.
Консолидация финансового регулирования произошла уже во многих странах, и этот процесс еще продолжается. Многие отмечают потенциальную эффективность модели мегарегулятора, особенно в условиях глобального финансового кризиса, так как она позволяет соединять задачи монетарной политики, надзора и контролировать риски во всех секторах финансового рынка, обеспечивая финансовую стабильность системы в целом [1. С. 25]. Но в то же время существуют противоположные точки зрения, которые отрицают положительный эффект мегарегулирования, тем более, что это в какой-то мере подкрепляется фактами. В частности, опыт Великобритании, где был создан первый мегарегулятор, который чаще всего приводится в качестве успешного примера, но, несмотря на это, в прошлом году здесь начат процесс его разделения на два независимых регулятора, что ставит под сомнение саму идею мегарегулирования.
Тем не менее в России интеграционный процесс уже запущен, и споры о целесообразности предпринятой реформы не закончены до сих пор. Обобщим различные точки зрения и мнения российских ученых-экономистов и специалистов-практиков по данному вопросу, для того чтобы выделить его основные теоретико-методологические характеристики, на которые нужно обратить внимание при разработке, внедрении и функционировании мегарегулятора.
Сначала определим сущность понятия «мегарегулятор». По мнению А.В. Ромашкина, это единый орган по регулированию финансово-кредитных отношений на рынках ценных бумаг, банковских услуг, страхования [2. С. 146–157]. Согласно другой точке зрения, мегарегулятор – это модель объединенного или интегрированного надзора за финансовым сектором, главный тип институциональной структуры финансового регулирования, в компетенцию которой входят рынок
Читать дальше
Таким образом, если сопоставить все «плюсы» и «минусы», то некоторые из них имеют абсолютно противоположные варианты при реализации, такие, например, как эффект масштаба – с одной стороны, отмечается, что он дает возможность привлечь более квалифицированные кадры и кратить расходы на мегарегулирование, с другой стороны, наличие более экономичных вариантов, а также чрезмерная централизация регулирования способствуют возникновению бюрократических задержек и преград, так называемой забюрократизированности.
Говоря о централизации, единстве системы мегарегулирования, можно также отметить двойственность потенциальных преобразований: положительное – универсализация, унификация надзора, полнота охвата поднадзорных секторов финансового рынка, устранение противоречий между регулирующими органами, но в то же время возникает опасность снижения дифференцированного подхода к отдельным секторам финансового рынка, учитывающего их специфику, а также повышения риска «злоупотреблений» во всей системе.
Что касается тезиса о возможности снижения чрезмерной концентрации полномочий в рамках ЦБ и устранения противоречий между целями денежно-кредитной политики и целями надзора, то для России он вообще не актуален, так как выбранная модель как раз предполагает концентрацию полномочий на базе ЦБР путем их передачи от ФСФР, что предполагает возникновение перекоса в сторону банковского сектора и денежно-кредитной политики, так как это базовые функции ЦБР, кроме того, реформирование надзора за деятельностью небанковских финансовых институтов в целях приведения его к единым стандартам, приведет к его ужесточению, так как требования к коммерческим банкам значительно жестче, а это, в свою очередь, к прекращению деятельности очень многих субъектов финансового рынка, а значит, тезис о развитии финансового рынка тоже несостоятелен.
Поэтому при переходе к мегарегулятору необходимо очень подробно проработать каждый его элемент и характеристику.
Читать дальше
1. Житмарев Г.В. Сущностные особенности финансовых инструментов на современном этапе развития рынка финансовых услуг // Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск №10 / Г.В. Житмарев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.
2. Ткачев В.Н. Признаки и критерии несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий как должников особой категории // Российская юстиция. 2007. № 5. С. 2-4.
3. Томпсон У. Реструктуризация электроэнергетики: к реальной конкуренции или потемкинской либерализации? // Вопросы экономики. 2005. № U.C. 39-51.
4. Огневенко Г.С. Теоретические аспекты регулирования естественных монополий в электроэнергетике. Электронный ресурс. URL: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23383 (дата обращения 06.11.2013).
5. Отраслевое приложение для органов государственного и муниципального управления. Руководство в области устойчивого развития. Электронный ресурс. URL: rspp.ru/Attachment.aspx?Id=5587 (дата обращения 06.11.2013).
6. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 22.04.2010).
7. Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 317 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» (в ред. от 15.06.2010).
9. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года».
10. Проект Федерального закона № 436190-4 «О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках».
11. Лысихин И. Who is мегарегулятор? // Рынок ценных бумаг. – 2007. – № 5. – С. 14–17.
12. Марданов Р.Х. Государственное регулирование в финансовой сфере: каким ему быть? // Деньги и кредит. – 2005. – № 5. – С. 26–30.
13. Меньшикова А. Регулирование рынка ценных бумаг в ЕС – возможность использования подходов // Рынок ценных бумаг. Инфраструктура. – 2009. – № 5
14. Капреева Е.Г., Тюрина В.Ю. // Инновационная деятельность. – 2011. – № 17. – С. 18–25.
15. Сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] // www.hse.ru.
Читать дальше