Задача обеспечения пассажирских перевозок, в том числе вахтенного персонала в тех регионах России, в которых внутренние водные пути являются единственными транспортными артериями, еще долгое время будет сохранять свою высокую актуальность.
В настоящей пояснительной записке рассмотрены вопросы прохождения практики на быстроходном пассажирском судне с водометным движителем «Заря-59», принадлежащем ОАО «Речное пароходство Нефтегаза».
Экипаж этого судна – минимум два человека: капитан и механик. В зависимости от условий эксплуатации экипаж может быть расширен вахтенным и обслуживающим персоналом до 5 человек.
Практика проходила в должности – судоводитель-помощник механика.
Читать дальше
Схема судна и его основные технические характеристики приведены в приложениях А и Б, соответственно.
Для работы на малых реках в 1960-ых годах было создано скоростное судно принципиально нового типа, предельно простое по конструкции, условиям ремонта и обслуживания. Им стал мелкосидящий водометный глиссирующий теплоход «Заря» проекта 946. Эти суда были предназначены для перевозки пассажиров на малых реках с глубинами 0,6 – 0,7 м и перекатами в светлое время с длительностью рейса в один конец не более 4 ч.
Первое судно этого типа «Опытный-1» было построено в 1963 г. на экспериментальном заводе Ленинградского института водного транспорта.
Размещение рулевой рубки в носовой части позволило обеспечить хороший круговой обзор, до минимума снизить непросматриваемую зону перед судоводителем. Пассажирский салон был размещен в средней части судна и имел 66 мест для сидения. Общая пассажировместимость судна на коротких рейсах составляла 86 чел. Посадка и высадка пассажиров производилась с носовой площадки по откидному трапу.
Форма корпуса судна – санно-килевая со округленной скулой, обеспечила высокое гидродинамическое качество при минимальной осадке. Плавный подъем днища от мидель-шпангоута в нос позволил осуществлять подход к необорудованному берегу.
Читать дальше
Судовой механик – это специалист, обязанностью которого является организация бесперебойной и безопасной работы судовых механизмов, их технического обслуживания и ремонта, а также вахтенная служба в машинном отделении.
Его основная работа заключается в периодическом контроле состояния основных и вспомогательных судовых машин, механизмов, оборудования и систем, их регламентном обслуживании, обеспечении их бесперебойной работы во время вахты, своевременном обнаружении и устранении поломок, проведении плановых и аварийных ремонтных работ. Он должен точно следовать установленным должностным инструкциям и заполнять предусмотренные документы. В экстренных случаях он немедленно принимает меры по обеспечению безопасности судна, экипажа и пассажиров.
Рабочей средой судового механика является судно. Рабочим местом – машинное отделении. Вахта механика проходит в тяжелых условиях: масляная среда, повышенная температура, тесное помещение, шум механизмов, отсутствие естественного освещения.
Основными документами, регламентирующими требования к организации рабочего места на судах внутреннего водного транспорта, являются:
Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623;
Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР: введенный в действие с 1 марта 1983 г. приказом Министерства речного флота РСФСР от 30 марта 1982 г. С изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства транспорта РФ № 64 от 3.06.1998 г.
Читать дальше
Правила безопасности труда на судах речного флота, введенные в действие с 01.01.1989 г. приказом Минречфлота от 25 декабря 1987 г. № 242 определяют безопасные условия и безопасную организацию работ, выполняемых членами экипажей на судах речного флота.
Они должны выполняться при проведении палубных, ремонтных и хозяйственных работ, обслуживании энергетических установок, вспомогательных механизмов и устройств, электрооборудования, а также при работе на нефтеналивных судах. Правила распространяются на все суда речного флота РФ: транспортные (пассажирские, грузовые, буксирные), ледоколы, служебно-вспомогательные, несамоходные, стоечные, специального назначения (спасательные, пожарные, учебные и др.), а также суда технического флота, плавкраны и другие плавучие перегрузочные средства по судовой части.
Правила должны быть на каждом судне у лиц командного состава, который обязан знать и выполнять эти Правила применительно к занимаемой должности и выполняемой работе.
Отступление от Правил допускается только при выполнении работ на судах, терпящих бедствие или принимающих участие в аварийно-спасательных работах при соблюдении всех возможных мер безопасности.
На основании общих Правил судовладелец или предприятие, осуществляющее техническое и хозяйственное обслуживание флота, разрабатывает инструкции по технике безопасности для отдельных профессий с учетом специфики производства и выполняемых работ.
Лиц, виновных в нарушении правил безопасности, подвергают дисциплинарным или административным взысканиям и они могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Читать дальше
В настоящей пояснительной записке по итогам практики на судне «Заря-59» в качестве судоводителя-помощника механика содержится общее описание теплохода проекта Р83А, а также жизненно важные при эксплуатации судов вопросы организации рабочих мест экипажа, а также обеспечения безопасности труда и пожарной безопасности.
Из-за ограниченного объема пояснительной записки в ней не нашли отражения более частные, но не менее важные вопросы и особенности обеспечения электробезопасности на судах внутренних водных путей РФ, а также действия экипажа по спасению пассажиров в экстренных ситуациях.
Читать дальше
1. Горбунов Ю.В., Любимов В. И., Гамзин Б. П. Суда для малых рек – М.: Транспорт, 1990. – 196 с.
2. Папка Капитана по безопасности для судов внутренних водных путей Российской Федерации – www.morkniga.ru
3. Правила безопасности труда на судах речного флота. – Москва, 1987 г.. – www.bestpravo.ru/sssr/eh-zakony/a3b.htm.
4. Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации. – Москва, 1987 г. – www.mintrans.ru:8080/pressa/Prikaz_MT_158_1.htm .
5. Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. – Москва, 2010 г. – http://www.nngasu.ru/word/nauka/post_623.pdf.
6. Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР. – Нижний Новгород: Нижегородский центр качества транспортных услуг, 2001. –100 с.
Читать дальше