Введение 3 1.Антропология человека в учении З.Фрейда 5 2. Философская основа психоанализа 7 3.Место Фрейдизма в человеческой сущности 11 Заключение 20 Список литературы 22
МГУ им Ломоносова

Концепция человека в психоанализе Зигмунда Фрейда

контрольная работа
Философия
15 страниц
80% уникальность
2013 год
13 просмотров
Евсеева Т.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
3
Заключение
Список литературы
Мысль Фрейда, его основные интуиции и философские положения достаточно известны. Имя его у всех на слуху, и этот мыслитель, может быть, как никакой другой, повлиял на формирование менталитета современного человека. Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 г. — 23 сентября 1939 г.) был профессором Венского университета и большую часть своей жизни прожил в Австрии. Еще когда он учился в университете на врача и почитывал разные философские книжки, он увлекся позитивизмом. С 1882 г. начал медицинскую практику. Он был талантливым врачом. В 1889 г. Фрейд выдвигает идею местной анестезии. В дальнейшем Фрейд отходит от лечения соматических болезней, его все больше и больше привлекает лечение болезней психических, ибо он видит связь между неврозами и соматическими клиническими заболеваниями. Чтобы лечить психическое заболевание, нужно знать его причину, а это гораздо сложнее, чем узнать причину соматического заболевания. Поэтому Фрейд вначале увлекается гипнозом: ему кажется, что с помощью гипноза возможно открыть те глубины человеческой психики, в которых берут начало сложные психические заболевания. Исследуя своих пациентов при помощи гипноза, Фрейд делает поразительное для того времени открытие: оказывается, душевная жизнь человека не ограничивается его сознанием. В философии, начиная с XVII в. (Декарт, Спиноза, Локк и т. п.), преобладала концепция полной открытости нашего сознания. Считалось, что все наше сознание можно исследовать при помощи разума. Фрейд же при помощи гипноза установил, что сознание, которое доступно человеку в обычном его состоянии, это лишь очень небольшая часть всей психической деятельности человека. Кроме сознательной, в психике есть еще и подсознательная, и бессознательная сфера. И именно бессознательная сфера определяет сознание. Сознание, можно сказать, есть некоторая рябь, возникающая на поверхности глубинных процессов, которые нам не доступны. Подсознание обладает мощнейшей силой воздействия не только на психику, но и на тело человека. 
Читать дальше
Каждое учение о человеке обусловлено своей эпохой. 1920 г- времена господства учения Фрейда. Как каждый подлинный первооткрыватель, он доставил нам первую, но все-таки искаженную карту тех территорий, куда прежде не было доступа. В этом его величие и одновременно ограниченность. Его запутанная схоластика перверсий заключала в себе ряд существенных открытий, но в конечном счете все человеческое поместилось в рамках определенного поведенческого репертуара, характерного для культуры больших городов. Крайняя серьезность его суждений и мудрые мысли о шаткости нашего знания – вот те элементы, которые позволяют примириться с абсурдными моментами в его теории. Человеческий дух его антропология рассматривает прямо-таки в технических образах: например, как пар, который поднимается из переплетения побуждений, или как вентиль для влечений, открывающийся во сне и фантазиях, или как некая аппаратура для растормаживания желания и его регуляции с помощью так называемого осознания. Искусство и китч, действительность и видимость становятся неотличимы друг от друга, стоит только вступить на шаткий путь, ведущий по направлению к бредовым фантазиям, с помощью которых истолковываются сновидения. Образ человека, обрисованный Фрейдом, претерпел изменения, он не выдержал испытания двумя войнами, но анализы конкретных случаев постепенно приобретают свою особую и не предвиденную автором привлекательность благодаря тому, что изменившиеся времена одели в новый наряд чувства и мысли Существенное различие между образом человека, каким он постепенно вырисовывается благодаря терпеливой работе многих исследователей, и теми грандиозными проектами, которые я упомянул, состоит в том, что мы более не рассматриваем то, что получило у человека гипертрофированное развитие, – дух или влечения – в качестве сущности человека. Мы научились понимать плюралистический момент в природе человека и то, что имеет анархические потенции. Одновременно мы видим человека на фоне конкретных общественных и трудовых отношений. Можно было бы сказать: к психологии «изнутри» присоединяется психология «извне».
Читать дальше
В психоаналитическом учении взаимодействуют понятие бессознательного – структуры, существующей в психике наряду с сознанием и продуцирующей сексуальные влечения человека, и понятие вытеснения – удаления из сознания нравственно непригодных желаний, преимущественно сексуальных. Фрейд иерархично структурирует психику, выявляя в ней три области: сознательное, предсознательное и бессознательное. Сексуальность понималась Фрейдом как некая психическая сила, направляющая мысли и поступки человека. В ней Фрейд и видел основной принцип существования человека. Идею же интенсивности и распределения сексуального влечения Фрейд развивал при помощи понятия «либидо» и рассматривал все сферы творчества (науку, религию, искусство) как его корреляты. В либидо Фрейд видел силу, связующую психику и соматику. В ранних работах он выдвинул идею дуализма либидо и интересов Я (самосохранения), столкновения которых, по его мнению, и служат причиной психических конфликтов. В поздних работах он заявляет о дуализме влечения к жизни и влечения к смерти. Истоки сексуального влечения Фрейд обнаруживает в раннем детстве и создает новую теорию сексуальности [1]. Концепт «либидо», как и концепт бессознательного, мотивирующего человеческую деятельность и создающего возможность для образования конфликтов в человеческой психике и устранения этих конфликтов посредством врачебного вмешательства, становятся важнейшими категориями психоанализа. Ведь, как считает Фрейд, изначально «душевный» процесс бессознателен и лишь в дальнейшем может быть переведен в сознание. Для этого был нужен психоанализ и его методы. Также в основе психоаналитической концепции Фрейда находился синтез идей индивидуального бессознательного и детской сексуальности. Так, психоанализ целиком был сосредоточен на биографическом уровне человека, развитие которого, по мнению Фрейда, полностью определяли детские переживания. Целью психоанализа было устранить невротический конфликт, и его практическая задача заключалась в анализе вытесненных комплексов и патологических случаев (таких как забывание, оговорки и иные ошибочные действия) и выявлении неосознаваемых желаний, образовавших ту или иную психическую патологию .
Читать дальше
При анализе учения Зигмунда Фрейда о человеке важно иметь ввиду, что его представления с необходимостью коррелируют с характерным для конца ХIХ – начала ХХ веков стилем мышления. Стиль мышления – это «достаточно сложная по своей структуре форма предпосылочного знания, включающая мировоззренческие компоненты и выполняющая регулятивные функции в познавательной деятельности социума» [ Так, стиль мышления определяет философско-мировоззренческие и аксиологические ориентиры научно-познавательной деятельности, в существенной степени детерминирует направление исследовательского поиска, приемлемость тех или иных вариантов решения проблем, выбор методов познания и т.д. Из сказанного можно сделать вывод: то, каким представляется объект исследования, зависит от мировоззренческой позиции познающего субъекта, от принимаемой им системы ценностей. Если вычленить ту философско-мировоззренческую установку, которая ориентировала познавательную деятельность родоначальника психоаналитической философии, то ею окажется натуралистический подход к пониманию человека. Как указал выдающийся отечественный мыслитель М.М. Бахтин, в конце ХI-Х – начала ХХ веков «абстрактный биологический организм» стал «основой философского мировоззрения». В центре же философских построений Фрейда «лежит органически понятая жизнь как основа всего, как последняя реальность» Разделяя эту точку зрения, считаю, что познание человека в рамках психоанализа Фрейда осуществлялось на основе представлений о нем прежде всего как о биологическом, животном существе. Разработанное Фрейдом учение о структуре и динамике душевной жизни – это последовательное воплощение идеи « homonatura». Каждый аспект человеческого существования оказывался детерминированным инстинктами полового влечения и самосохранения (позднее к ним добавится еще и инстинкт смерти). Если постараться вычленить то антропологическое ядро, подразумевая которое Фрейд организовывает весь материал, полученный в опыте, то мы увидим, что им будет именно натуралистический подход в понимании сущности человека.
Читать дальше
Творчество Фрейда, как и любого первооткрывателя, многослойно и стадиально. Подлинное историческое значение сделанного Фрейдом состоит не в теории либидо, как подчас полагают. А, как справедливо формулирует Э.Фромм, “в открытии бессознательного он был первый ученый, который проник в преисподнюю души. Революция Фрейда состояла в том, что он помог обнаружить бессознательный акт человеческого мышления и ту энергию, которая необходима человеку для того, чтобы не допускать осознания нежелательных влечений. Он показал, что добрые (или злые – Г.М.) намерения не имеют никакого значения, если они прикрывают неосознанные желания. Он разоблачил “честную” бесчестность, показав, что недостаточно иметь “благие порывы” и действовать “из добрых побуждений” на сознательном уровне... Но это еще не все, Фрейд пошел дальше. Он не только показал, что в человеке действуют силы, которых он не сознает, и путем рационализации защищает себя от их осознания; он объяснил, что эти неосознанные силы интегрируются в единую систему по имени “характер”(в новом, фрейдовском динамическом смысле этого слова)” Отличие Фрейда от других исследователей в том, что подход к психическим явлениям у него был таким же строгим, что он применял в лаборатории, специализируясь перед этим в области естественно-научного знания (в областях физики, неврологии, гистологии): тщательное наблюдение и внимательное сопоставление скрупулезно собранных данных о внутреннем мире личности, соединенное с фундаментальным философским их осмыслением. Фрейд знал, что такое научное доказательство. Фрейд создал теорию, заметно продвинувшую человечество в понимании человека; вне этой теории (хотя бы и в форме ее критики) современное научное знание было бы значительно беднее. Как в начале ХХ в., так и в начале XXI в. интерес к фрейдизму в самых широких кругах гуманитарно образованных людей необычайно высок. Идеи Фрейда продолжают плодотворно использоваться в гуманитарном знании, даже далеком от психоанализа как такового. Это яркий пример особого рода ритмов в истории культуры человечества – «пульсации идей». Если рукописи, может быть, и горят, а системы разрушаются, подобно Колизею или всей Римской империи, то идеи, раз возникнув, сохраняют свою жизненность, пульсируя, как «вечно живущий огонь, мерно вспыхивающий, мерно угасающий», если воспользоваться метафорой Гераклита (фр. 51 по М. Марковичу). Основное свойство пульсирующих идей – их способность встраиваться в новые системы. Идеи Фрейда пульсируют, а значит, продолжают жизнь их автора.
Читать дальше
1. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. – М., 2007 2. Джонс, Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда / пер. с англ. В. Старовойтова. — М.: Гуманитарий АГИ, 2007 3. Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006 4. Феррис, П. Зигмунд Фрейд / пер. с англ. Екатерины Мартинкевич. — Минск: Поппури, 2009 5. Ярошевский, М. Г. Зигмунд Фрейд — выдающийся исследователь психической жизни человека // Фрейд, Зигмунд. Психология бессознательного. — СПб.: Питер, 2008
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

доклад
КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ
Количество страниц:
1
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Государственное регулирование экономики
контрольная работа
Персонифицированный учет- инструмент развития пенсионной системы РФ
Количество страниц:
13
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Социально-экономические и политические процессы
контрольная работа
Упрощенная система налогообложения. Порядок исчисления единого налога по объектам.
Количество страниц:
15
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Налоги, налогообложение и налоговое планирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image