1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения
История – это факты, которые совершались в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории.
Реальная история не всегда всем известна.
Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.
Задача историка, как и любого другого ученого, — поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т.п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки.
Чтобы познать историю, мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.
История – наука многогранная. Археология некогда была вспомогательной дисциплиной, а теперь стала наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что важно для реконструкции реальных событий. Кроме археологии есть и другие вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки – нумизматика (изучение монет и денежных систем), геральдика (наука о родовых знаках), лингвистика (изучение языков) и ряд других дисциплин. Историческая наука не замыкается в себе, а она открывает двери для сотрудничества с теми учеными, которые помогают истории.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ:
1) Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны. Истография изучает, как создавалась и развивалась концепция, какую роль она сыграла в развитии науки и т.д.
2) Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей.
3) Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.
4) Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.
5) Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса.
6) Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.
7) Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати.
8) Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.
9) Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.
2. Западная и Восточная цивилизации в условиях раннего средневековья. Основные цивилизационные регионы
Наиболее важным процессом в этот период в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило 2-мя путями.
1-й путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность
Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Таким образом, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.
2-й путь складывания феодальной земельной собственности и всей феодальной системы – практика земельных пожалований королем или другими крупными феодалами своим приближенным.
Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиции. Постепенно права вассалов на пожалованные им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца.
Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен, или феод, владелец феода – феодал , а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм.
Бенефиции становится феодом к IX-XI вв. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в.
В этот период идет расселение германских племен по территории Зап. Европы: культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и политическая общность Зап. Европы будет основываться в значительной степени на этнической общности западноевропейских народов.
Так, в результате успешных завоеваний короля франков Карла Великого (742-814) в 800 г. была создана обширная Франкская империя. Однако вскоре после смерти Карла его империя распалась.
К Х-XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах.
Процесс создания государств в Европе характеризовался тем, что их границы постоянно менялись; государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились. Политическая мобильность способствовала складыванию европейской цивилизации.
Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех странах, становясь государственной религией. Оно определяло всю жизнь Европы.
Христианство санкционировало феодальное устройство, было религиозно-политической доктриной, этическим регулятором средневекового общества.
В 1054 г. церковь раскололась на римско-католическую и православную.
Еще на рубеже VI-VII вв. папой римским Григорием I Великим (590-604) были сформулированы притязания на превосходство церкви над государством. Началось многовековое противостояние папства и светских государей Европы. Так, в классическое средневековье в XI-XII вв. шла борьба между Ватиканом и германскими императорами, а также английской короной. Одна из заслуг Григория Великого обращение Англии в христианство.
Экономика. В период становления средневековья темпы развития были медленными. Хотя в сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, урожайность была низкой
Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась; ремесло также существовало в виде работы на заказ.
Раньше, чем в других странах, города – Венеция, Генуя, Флоренция, Милан – развиваются как центры ремесла и торговли, а не как опорные пункты знати. Здесь быстрее развиваются внешнеторговые связи, внутренняя торговля, появляются регулярные ярмарки, увеличиваются объемы кредитных операций. Значительного уровня достигают ремесла, в частности, ткачество и ювелирное дело, а также строительство.