Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли, предполагает, во-первых, осуществление непосредственных производительных функций, т.е. производство товара (продукта) или оказание услуги, а, во-вторых, осуществление посреднических функций, т.е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.
Актуальность темы заключается в том, что в современной рыночной экономике предпринимательская деятельность характеризуется многообразием не только организационно-правовых форм, но и различных видов.
Объектом исследования является предпринимательская деятельность.
Предметом исследования является понятие предпринимательства.
Целью работы является изучение понятия предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие предпринимательства.
2. Рассмотреть этапы становления и развития предпринимательства в России.
3. Рассмотреть виды предпринимательства.
4. Рассмотреть формы предпринимательства.
Теоретической основой работы послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также труды отечественных ученых в области предпринимательства.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, ставится цель и задачи, решение которых необходимо для ее достижения, освещается теоретическая основа, а также приводится краткая структура работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы предпринимательства. Во второй главе изучаются организационно-правовые формы предпринимательства в России. В заключении приводятся краткие выводы о проделанной работе. В списке использованной литературы приводятся источники, изученные и использованные в процессе написания курсовой работы.
Читать дальше
Первые теоретические попытки осмысления феномена предпринимательства относятся к XVII в. Английский экономист Р. Кантильон считается первым теоретиком, давшим систематическое описание этого феномена и введшим в научный оборот термин «предприниматель».
Под предпринимателем Р. Кантильон подразумевал человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получения доходов, и который, принимая на себя обязательство по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществиться реализация. Таким образом, предпринимательство понималось им как производственно-хозяйственная деятельность особого рода, включающая в себя элементы риска .
Ж.-Б. Сэй сделал следующий шаг в области анализа предпринимательства. Обладая личным опытом в сфере бизнеса, он считал, что предприниматель - центральная фигура в процессе производства и распределения благ, а предпринимательство - деятельность по организации людей в рамках производственной единицы .
А. Смит считал предпринимательскую деятельность в рамках рыночных отношений «естественной», т.е. самоинициирующейся и самоподдерживающейся: при наличии капитала, труда и сырьевых ресурсов она возникает спонтанно. Как многие другие теоретики периода первоначального накопления капитала, он отождествлял собственников (капиталистов) и предпринимателей, что соответствовало реалиям рассматриваемого временного периода: исторически собственник-менеджер был преобладающим типом предпринимателя .
В отечественной литературе встречаются различные определения предпринимательства.
Читать дальше
Классификацию предпринимательства можно провести по следующим критериям.
По сфере деятельности различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, посредническое и страховое.
Производственное предпринимательство – это когда предприниматель, используя орудия и предметы труда, производит конкретные материальные ценность (товары, продукцию, изделия и прочее) или оказывает услуги (имеется в виду результаты производства или услуги), которые реализуются непосредственно потребителям, то есть лицам, которым они предназначались.
К этому виду предпринимательства относится деятельность, направленная на производство товаров, подлежащих последующей реализации потребителям, выполнение работ, оказание услуг, предоставление информации.
Результатами производственного предпринимательства являются реализация покупателями определенного объема производственных товаров и получение за них денежной выручки.
Финансовый результат производственного предпринимательства оценивается обычно по полученной прибыли, а его эффективность – по рентабельности .
При коммерческо-торговом предпринимательстве лицо, занимающееся предпринимательством, - это коммерсант (торговец). Цель его предпринимательской деятельности приобрести готовые товары и реализовать их другим участникам рыночных отношений или непосредственным потребителям (покупателям). Этот вид предпринимательской деятельности имеет одну особенность: коммерсант (торговец) сам непосредственно связан экономическими связями с производителями и потребителями, как оптовыми, так и розничными.
Это самый обширный и в настоящее время довольно широко распространенный вид предпринимательской деятельности. И это закономерно, ведь коммерческо-торговое предпринимательство фактически возможно во всех видах деятельности. Везде, где присутствует обмен товара на деньги, денег на товар или товара на товар, можно заниматься коммерческо-торговым предпринимательством.
Этот вид предпринимательства привлекает многих бизнесменов тем, что они видят перспективу возможности продать товар дороже, нежели он был приобретен. Тем самым достигается довольно значительная прибыль, которая и оседает в кармане предпринимателя .
Читать дальше
В ходе написания работы были решены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие предпринимательства. Предпринимательство – это вид деятельности, направленный на извлечение прибыли от реализации оказания услуг, продажи товаров, выполнения работ и т.п.
Ключевой фигурой в предпринимательской деятельности является предприниматель. Его роль в обществе двусмысленна: во-первых, он действует в интересах общества в целом, способствуя насыщению рынка продуктами производства и созданию рабочих мест, а, во-вторых, он может действовать исходя из собственных экономических интересов, противоречащих народно-хозяйственным целям и законодательству.
2. Рассмотрены этапы становления и развития предпринимательства в России. Зарождение предпринимательства в России начинается в сфере торговли и ремесла еще до XV века. В годы правления Петра I оно набирает большие обороты в горной, оружейной, суконной и полотняной отраслях. Во второй половине XIX века возникают предпринимательские союзы, а также быстрому развитию предпринимательства способствует отмена крепостного права. В период с конца 1920 по начало 1980 годы предпринимательство переходит из легального в нелегальное положение, образуется теневая экономика. Заключительным этапом в становлении предпринимательства в России является ее переход к рыночной экономике.
3. Рассмотрены виды предпринимательства. Классификацию предпринимательства проводят по следующим признакам:
- по сфере деятельности различают производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, посредническое и страховое предпринимательство;
- по величине выделяют: малый бизнес – до 100 человек, средний бизнес – до 250 человек и крупный бизнес – свыше 250 человек.
4. Рассмотрены формы предпринимательства. Среди организационно-правовых форм собственности выделяют:
- юридическое лицо – коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ (товарищество полное и товарищество на вере) и обществ (общество с ограниченной ответственностью, акционерные общества, общество с дополнительной ответственностью), хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, фонды, объединения юридических лиц некоммерческого характера.
- Индивидуальный предприниматель.
Таким образом, достигнута главная цель работы – изучена сущность предпринимательства и социально-экономические предпосылки его становления, а также организационно-правовые формы предпринимательства в России.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосование 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Консультант Плюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (в ред. от 23.07.2013) // Консультант Плюс.
3. Бардовский, В.П., Рудакова, О.В., Самородова, Е.М. Экономика [Текст] / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М.: ИД Форум, Инфра-М, 2011. - 672 с.
4. Беляева, О.А. Предпринимательское право [Текст] / О.А. Беляева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, Контракт, 2009. - 352 с.
5. Душенькина, Е.А. Экономика предприятия [Текст] / Е.А. Душенькина. - М.: Эксмо, 2009. - 160 с.
6. Жиделева, В.В., Каптейн, Ю.Н. Экономика предприятия [Текст] / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 133 с.
7. Титов, В.И. Экономика предприятия [Текст] / В.И. Титов. - М.: Эксмо, 2011. - 416 с.
8. Экономика [Текст] / Под ред. Л.Л. Самородова. - Кемерово: ГУ КузГТУ, 2011. - 308 с.
9. Экономическая теория [Текст] / Под ред. Давыденко Л.Н. - Минск: Выш. шк., 2011. - 352 с.
Читать дальше