6 ноября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества престольного праздника в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. По завершении Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Иларион! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
Я всегда с особым чувством совершаю Божественную службу в этом прославленном московском храме, в окружении глубоко верующих людей, которые приходят сюда по зову своего сердца. Вас никто не гонит, вам никто не предлагает каких-то льгот за то, чтобы вы посещали храм. Вам очень непросто два с лишним, а то и три часа стоять, ни на минуту не присев. Но ведь каждый приходит сюда, зная, почему он идет.
Невозможно обмануть такое большое количество людей — и не только тех, кто сегодня в храме, а всех тех, кто притекает к образу Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Невозможно обмануть, потому что людей вообще обмануть непросто, а людей, искушенных всеми сложными обстоятельствами современной жизни, — тем более.
Ну, кто бы приходил в храм сей? Кто бы стоял все эти часы? Кто бы возносил свои молитвы, если бы на них не было ответа? А кто отказывался бы от семьи, от детей, принимал монашество, уходил на всю жизнь в монастыри, в уединение, или посвящал себя церковному служению, которое требует трудов чуть ли не 24 часа в сутки, — если бы люди не чувствовали отчетливо Божиего присутствия в своей жизни? Рухнула бы вся церковная организация. Никакая светская власть — ни в Византийской или в Российской империи, ни, тем более, в нашей стране в годы гонений — не может быть фактором, удерживающим людей в Церкви, а только глубокая вера.
Но ведь вера — это не просто осознание того, что Бог есть и есть Пресвятая Дева, Которая нам помогает. Мы как-то меньше всего об этом думаем — мы просто приходим к чудотворному образу и просим Богоматерь, молим Ее помочь и уходим утешенными. И как часто свидетельствуем потом, что именно молитва пред сим чудотворным образом принесла успокоение души, исцеление физических болезней, помощь в опасных обстоятельствах! Мы обретаем ответ — ответ неба, ответ вечности через молитву пред чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Вот это и есть вера.
Когда у знаменитого французского ученого Паскаля спросили — а он был человеком глубоко верующим — «А что вы можете сказать о своей вере?», — он, подумав, ответил: «Моя вера сродни веры простого бретонского крестьянина, но до веры бретонской крестьянки мне еще далеко». Бретань — это северо-западная провинция Франции, где в то время жили и сейчас живут простые люди, которые возделывают землю, питаясь от плодов своих трудов. Как замечательно прозвучали эти слова великого ученого: «До веры бретонской крестьянки мне еще далеко»! Потому что вера, хотя и поддерживается рациональными обстоятельствами и силой разума, но принадлежит преимущественно человеческому сердцу, как говорил святитель митрополит Филарет (Дроздов), который освятил этот храм в первой половине XIX века. Действительно, вера принадлежит сердцу и вера принадлежит всему человеческому естеству. Вера — не просто убеждение, не просто мысль, не просто эмоциональное переживание, но это сама жизнь, подкрепляемая несомненным убеждением в Божественном присутствии в этой жизни.