Российская Федерация выполняет различные свои функции через органы государства, созданные в особом порядке и наделенные определенными необходимыми для осуществления власти государственно-властными полномочиями.
К сожалению, часто получается так, что орган государства не помогает гражданам улучшить их жизнь, а затрудняет ее. Это касается, например, таких ситуаций, когда человеку по закону положено какое-либо пособие или компенсация, но чтобы получить ее, ему необходимо собрать большое количество документов, выстоять в различных очередях в ожидании приема у чиновника, поездить по разным учреждениям.
Такое явление называется бюрократизмом - властью государственного учреждения, в отличие от бюрократии – рациональной организации государственного управления.
Несмотря на то, что в последнее время часто можно встретить употребление терминов бюрократия и бюрократизм в качестве синонимов, их необходимо отличать [5. С. 18].
Таким образом, при бюрократизме получается, что не государство для народа, а народ для государства. Особенно заметно явление бюрократизма в государственном муниципальном управлении, где человек напрямую зависит от чиновников разного уровня.
Среди проявлений бюрократизма выделяют следующие:
- недостаточная компетентность чиновников,
- низкий уровень культуры,
- отсутствие контроля со стороны общественных организаций и средств массовой информации,
- сложность согласования некоторых процедурных вопросов, авторитарные способы решения возникающих проблем
и т.д.
Следовательно, чтобы система государственного муниципального управления функционировала в полную силу в соответствии с возложенными на нее задачами, необходима планомерная государственная политика по ее дебюрократизации, это должно стать одним из приоритетных направлений политики государства на ближайшие годы.
Если не пытаться преодолеть бюрократизм, то не будет полноценно действовать и развиваться не только система управления, но и система общественных отношений в целом.
Дебюрократизация означает комплекс мер по преодолению бюрократизма, включающий меры не только
- общие (которые можно применять в любом обществе, в любой сфере общественных отношений), но и
- особые (применяемые в той или иной области общественных отношений) [1. С. 143].
Для борьбы с бюрократизмом в первую очередь необходимо повышать общий культурный уровень, а также уровень управленческой культуры. Чиновникам нужно внимательно относиться к гражданам, стараться не допускать возникновения очередей, увеличить часы приема в прямой зависимости от количества желающих попасть на прием или ввести реальную запись.
Большую роль в сокращении очередей и упрощением процесса работы с населением играет улучшение системы документооборота и использование в работе персональных компьютеров.
Эти меры помогают сократить время, необходимое на поиск нужной информации по запросу, позволяют использовать шаблоны, оптимизировать рабочий процесс.
Кроме того, необходимо упрощать процедуры управления, делать их наглядными и доступными для большинства населения.
Читать дальше
1. Бурганова Л.А. Теория управления. - М, 2005.
2. Комаров Е.И. Бюрократизм - на суд гласности. - М, 1999.
3. Макаренко B.В. Бюрократия и государство. - М., 2007.
4. Политическая социология: Учебник для вузов / Под ред. Ж.Т. Тощенко. - М, 2012.
5. Смольков В. Бюрократия и бюрократизм. - М, 1996.
Читать дальше