Дорожно-транспортное происшествие (с позиций криминалистики) - это уголовно-релевантное событие, связанное с рассогласованием целесооб-разного и безопасного порядка дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств, содержащее признаки преступления или выражающееся в факте обнаружения общественно опасного вреда и следов, которые воспри-нимаются как последствия транспортного преступления .
Проведение исследования механизма ДТП имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой указанного вида криминальных событий и их расследования. В событии ДТП находят свое проявление законы механики движения, закономерности работы механизмов и узлов транспортного сред-ства (далее - ТС), психофизиологические закономерности восприятия и реа-гирования водителя на опасность, возникающую при различных дорожно-транспортных ситуациях. Изложенные законы и закономерности составляют существо процессов аварийного взаимодействия в событии ДТП. Поэтому механизм ДТП определяется как совокупность промежуточных процессов, которые, взаимодействуя между собой, формируют процесс развития ДТП и определяют его последствия. Данное определение механизма ДТП в большей степени относится к технической стороне, хотя этот механизм относится к криминальным событиям и используется в методике экспертного исследова-ния указанного вида преступления.
В раскрытии преступлений, совершенных в результате ДТП большое значение имеет экспертный анализ механизма ДТП как специфическое отоб-ражение предмета доказывания, его криминалистическая модель, конкрети-зирующая его правовую модель и интегрирующая ее в виде, приближенном к специфике выделенной категории преступлений.
К особенностям проведения исследований механизма ДТП имеет ряд особенностей:
- активная роль экспертизы в исследовании ДТП вытекает из того, что этот вид преступления является преимущественно техническим видом; при его расследовании большой объем принадлежит обстоятельствам, характе-ризующим объективную сторону преступления, практически полностью устанавливаемым в результате проведения экспертных исследований;
- фактические данные о механизме ДТП, как правило, являются количе-ственной характеристикой тех или иных объектов, процессов, образовавших взаимодействующую систему. К ним относятся данные о движении ТС или пешехода, месте нахождения ТС и т.д.
В литературе механизм ДТП подразделяют на три фазы.
1. Начальная стадия события. На этом этапе рассматривается взаимо-расположение участников движения, их место нахождения и действия в мо-мент возникновения опасной ситуации.
2. Кульминационная стадия. На этом этапе рассматривается положение участников движения и транспортных средств в момент столкновения.
3. Финальная стадия происшествия. На этом этапе рассматривается по-ложение участников движения и транспортных средств после происшествия.
Криминалистический анализ механизма транспортного происшествия и причинение вреда полностью укладываются в рамки причины и следствия. Поэтому для совершенствования расследования и доказывания хода события происшествия необходим детальный анализ механизма ДТП, который целе-сообразно дифференцировать на несколько основных стадий развития опас-ного события, представленных на рисунке 1.
Читать дальше